Амортизатор
Использование: в машиностроении для виброзащиты. Амортизатор содержит неподвижное основание 1, элемент 2 для крепления объекта, связанные упругим элементом 3, компенсаторы жесткости в виде симметрично установленных относительно оси элемента 3 упругих элементов 4 и 5 и направляющие 6 и 7. Упругие элементы 4 и 5 посредством шарниров связаны с неподвижным основанием 1 и элементом 2, расположены под углом к оси упругого элемента 2. Каждый шарнир компенсатора жесткости образован телами качения и вогнутой торцовой поверхностью направляющих , при этом радиус вогнутой торцовой поверхности больше радиуса тел качения 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (s»s F 16 F 15/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТО Р С КОМ) С В ИД ЕТЕЛ b СТВУ (61) 1677408 (21) 4846574/28 (22) 02.07,90 (46) 07.08.92. Бюл. N. 29 (71) Проектный и научно-исследовательский институт "Харьковский Промстройниипроект" (72) И.М.Балкарей (56) Авторское свидетельство СССР
Иг 1677408, кл, F 16 F 15/08, 1988. (54) АМОРТИЗАТОР (57) Использование: в машиностроении для виброзащиты. Амортизатор содержит непсдвижное основание 1, элемент 2 для крепле «Ы, 1753098 А2 ния объекта, связанные упругим элементом
3, компенсаторы жесткости в виде симметрично установленных относительно оси элемента 3 упругих элементов 4 и 5 и направляющие 6 и 7. Упругие элементы 4 и
5 посредством шарниров связаны с неподвижным основанием 1 и элементом 2, расположены под углом к оси упругого элемента 2. Каждый шарнир компенсатора жесткости образован телами качения и вогнутой торцовой поверхностью направляющих, при этом радиус вогнутой торцовой поверхности больше радиуса тел качения.
2 и л.
1753098 Раг.Г
Составитель И.Балкарей
Редактор С.Кулакова Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Н.Тупица
Заказ 2750 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Изобретение относится к машиностроению, а.именно к виброзащитным устрозлствам, и является усовершенствованием известного амортизатора, бйийрного в авт,св. %3677408. в а г 5
Цель дополнительного,ифб вегения— повышение эффективности амьрт юации и снижение жесткости.
На фиг.1 изображена схема амортизатора„на фиг.2 — схемы усилий в компенса- 10 торе а — при положении статического равновесия; б — при отклонении от положения равновесия.
Амортизатор содержит неподвижное основание 1 и элемент 2 для крепления объ- 15 екта, связанные несущим упругим элементом 3, и компенсатор жесткости в виде симметрично установленных относительно оси несущего упругого элемента 3 упругих элементсв.4 и 5 и направляющих 6 и 7. 20
Упругие элементы 4 и 5, посредством шарниров связанные с неподвижным основанием 1 и элементом 2 для крепления объекта, расположены под углом к оси несущего упругого элемента, Каждый шарнир компенса- 25 тора образован телами качения и вогнутой торцовой поверхностью направляющих, при этом радиус вогнутой торцовой поверхности больше радиуса тел качения.
Работает амортизатор следующим об- 30 разом.
В сдеформированном под весом машины несущем упругом элементе 3 оси упругих элементов 4, 5 с направляющими 6 и 7 установлены под одинаковыми углами к оси не- 35 сущего упругого элемента 3. С помощью болтов в них создается усилие предварительного сжатия N, Эти усилия (фиг,2а) проходят через центр направляющих, при этом вертикальные составляющие этих усилий взаимно уравновешиваются.
При приложении вертикальной динамической нагрузки элемен для крепления Объекта движется. вертикально, увлекая за собой направляющие 6 и 7 с упругими.элементами 4, 5 и вызывая их поворот. Как видно из фиг.2б, усилия N при этом не проходят через центр и компенсируются реакциями В, направленными перпендикулярно контактирующей поверхности, и силами трения Т. Угол наклона усилий к вертикали меньше, чем усилий N, соответственно вертикальная составляющая усилий R больше, чем N, Таким образом величина компенсирующего усилия увеличивается за счет устройства шарниров в виде тел качения.
Передающееся на основание изменение компенсирующих усилий направлено противоположно усилию От несущего упругого элемента, за счет чего снижается жесткость системы, Формула изобретения
Амортизатор по авт,св, М 1677408, о тл и ч а ю шийся тем, что с целью повышения эффективности амортизации и снижения жесткости, каждый шарнир компенсаторов жесткости Образован телами качения и взаимодействующей с последними направляющейей c ol нутыми торцовыми Ilo8epхностями, а радиус последних больше радиуса тел качения,

