Дельтаплан
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к дельтапланам и ультралегким летательным аппаратам с балансирным управлением. Целью изобретения является повышение маневренности и управляемости дельтаплана. Цель достигаете я за счет выполнения крепления к поперечным балкам 6 килевой балки 7 посредством тросового шарнира, предсТавлято Сце го собой охватывающий килевую балку 7 снизу трос 8, концы которого закреплены на поперечных балках 6 в узлах 9, расположенных симметрично относительно п родбТиГной оси дельтаплана, причем длина троса 8 выбирается из условия обеспечения поперечного перемещения килевой балки 7 не менее чем на расстояние между узлами 9. Килевые балки 7 соединены между собой накладками 13, через которые передается нагрузка сжатия, действующая в поперечных балках 6. Узлы 9 крепления концом троса 8 к поперечным
.. Ж„„1752657 А1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 8 64 С 31/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
»» ФС.Ь
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ ь:", 4П., @Я Я
ПРИ ГКНТ СССР ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4199048/63 (22) 23.02.87 (46) 07.08.92. Бюл. N. 20 (71) Таганрогский авиационный научно-технический комплекс. им.Г.М.Бериева . (72) А.В.Катаргин (56) Дельтаплан "Мойес СТ-188" — Крылья
Родины, 1983, t4 12, с.30, Кареткин А. Плавающая поперечина.—
Крылья Родины, 1983, Ра 7, с.22 и 23, (54) ДЕЛ ЬТАПЛАН (57) Изобретение относится к авиационной технике. а именно к дельтапланам и ультралегким летательным аппаратам с балансирным управлением. Целью изобретения является повышение маневренности и управляемости дельтаплана. Цель достигается за счет выполнения крепления к поперечным балкам 6 килевой балки 7 посредством тросового шарнира, йредставляющего собой охватывающий килевую балку 7 снизу трос 8, концы которого закреплены на поперечных балках 6 в узлах 9, расположенных симметрично отноеительно йродольной оси дельтаплана, причем длина троса 8 выбирается из условия обеспечения поперечного перемещения килевой балки 7 не менее чем на расстояние между узлами 9. Килевые балки 7 соединены между собой накладками 13, через которые передается нагрузка сжатия, действующая в поперечных балках 6. Узлы 9 крепления концом троса 8 к поперечным
1752657 включает поперечные балки и соединенную с ними килевую балку, размещенную в полости купола крыла между обшивками, причем соединение килевой балки с поперечными
5 балками выполнено посредством охватывающего килевую балку снизу троса, концы которого закреплены на поперечных балках симметрично относительно продольной оси крыла дельтэплана, а длина троса выбрана из условия возможности поперечного перемещения килевой балки не менее чем на расстояние между узлами крепления троса.
Выполнение троса с оплеткой из металлических, например, дюралюминиевых колец. уменьшает силу трения между тросом и килевой балкой и предсхраняет их от перетирания.
На фиг,1 показан дельтаплан, общий вид, на фиг,2 — схема силового каркаса дельтэплана, вид сверху; нэ фиг,З вЂ” то же, вид спереди, на фиг,4 — то же, вид сбоку; на фиг.5 — узел I на фиг.2, вид сверху; на фиг,б — то же, вид спереди.
Крыло дельтаплана состоит из верхнего
5 1 и нижнего 2 полотнищ, оснащенных профилированными латами 3 и 4 боковых балок
5 с установленными на них элементами (не показ,;ны) передней кромки из поперечных балок 6, связанных с размещенной между верхним 1 и нижним 2 полотнищами килевой балкой 7 посредством тросового шарнира, представляющего собой трос 8, охватывающий килевую балку 7 снизу и имеющий длину, выбранную из условия возможности смещения килевой балки 7 не менее расстояния между узлами 9 крепления троса 8 на поперечных балках 6, К килевой балке 7 присоединена мачта 10 и
15
20 движность такого узла, что отрицательно ЗО влияет на балансирную поперечную управляемость, маневренность и летно-технические характеристики дельтаплана в целом.
Цель изобретения — повышение манев-, 35 балкам 6 выполнены в виде серьги 14 для подсоединения троса 8 и серьги 15 для подсоединения двойной тросовой растяжки 12, обеспечивающей натяжение купола посредством подсоединения к килевой балке 7 мачты (не показана) и рулевой трапеции (не показана) при разведении боковых балок (не показаны), Серьги 14 и 15 соединены с накладками 13 и с поперечными балками 6 болтами 16. Трос 8 для уменьшения сил трения между тросом 8 и килевой балкой 7 заключен в оплетку, состоящую из металлических, например, дюралюминиевых колец
17. Килевая балка 7 расположена между верхней и нижней обшивками (не показана) крыла. Соединение ки. вой балки 7 с попеИзобретение относится к авиационной технике, а именно к дельтапланам и ультралегким аппаратам с балансирным управлением, Известен дельтаплан "Мойес GT-188", имеющий силовой каркас, рулевую трапецию, мачту, нижние и верхние тросовые растяжки, антипикирующее устройство, купол с профилированными латами, расположенными по верхнему и нижнему полотнищу купола, и обтекателем по передней кромке.
Недостатком дельтаплана является ухудшение поперечной балансирной управляемости при увеличении размаха крыла, что выражается в склонности к раскачке в поперечном направлении на режимах максимальных и повышенных скоростей.
Известно также, что для улучшения поперечной балансирной управляемости используется так называемая плавающая поперечина, представляющая собой соединение поперечной балки с килевой балкой с расположенным на ней узлом подцепки пилота и ручкой управления посредством wapнирного узла, установленного в плоскости каркаса с небольшим изломом по направлению полета.
Недостатками известного дельтаплана являются громоздкость и небольшая поренности и управляемости дельтаплана.
Поставленная щель достигается выполнением дельтаплана с крылом с двойной обшивкой, облегающей каркас, который речными балками 6 посредством тросового шарнира представляет собой "плавающую поперечниу", Во время полета при перемещении пилота вправо или влево по рулевой трапеции (не показана) происходит перемещение килевой балки 7 между узлами 9, что увеличивает рычаг балансирного управления, при этом на килевую балку действует восстанавливающая сила F. При возвращении пилота на место килевая балки 7 занимает центральное, статически устойчивое положение, что способствует затуханию поперечных колебаний дельтаплана и повышает маневренность и управляемость дельтаплана в целом. 1 з.п, ф-лы, 6 ил, 1752657 рулевая трапеция 11 посредством двойной тросовой растяжки 12, с помощью которой производится натяжение купола при разведении боковых балок 5: Тросовый шарнир дельтаплана состоит из накладок 13, через 5 которые передается нагрузка сжатия. действующая в поперечных балках 6, и узлов 9 крепления троса 8 к поперечным балкам 6, выполненным в виде серьг 14 для подсоединения троса 8 и серьги 15 для подсоедине- 10 .ния двойной тросовой растяжки 12, Серьги
14 и 15 и накладки 13 соединены с йоперечными балками 6 болтами 16. Для уменьшения сил трения между тросом 8 и килевой балкой 7, а также предохранения их от пе- 15 ретирания трос 8 выполнен с оплеткой из металлических, например, дюралюминиевых колец 17; Соединение килевой балки 7 с поперечными балками 6 посредством тросового шарнира представляет собой плава- 20 ющую поперечину, Крыло работает при маневрировании в воздухе следующим образом.
Управление по крену осуществляется отклонением пилота вправо или:.влево от 25 направления полета, Поскольку узел подвеса находится на килевой балке 7 в месте присоединения мачты 10 и рулевой трапеции 11, то килевая балка 7 поворачивается в: сторону отклонения пилота. поворот проис- 30 ходит в пределах сектора поворота А (фиг.2), причем облегчение физических усилий со стороны пилота и сокращение времени на выполнение маневра происходит из-за увеличения рычага балансирного управления, .35 что благоприятно влияет на поперечную и продольную управляемость. Поворот килевой балки 7 вправо или влево способствует возникновению силы F, возвращающей килевую балку 7 в исходное положение, по- 40 скольку сила сжатия, действующая вдоль поперечных балок 6, создает натяжение троса 8, Это создает при ходе килевой балки
7 статическую устойчивость центральному положению килевой балки 7. Возвращение килевой балки 7 в центральное положение происходит с возвращением пилота в центральноее положение.
При отсутствии тросового шарнира для . возвращения килевой балки в центральное положение пилот вынужден. возвращаясь к центральному положению, переходить в противоположное по отношению к положению килевой балки 7, дотягивая ее к центральному положению и только потом самому возвращаться в центральное положение, на что тратятся дополнительные физические усилия и время. Установка же тросового шарнира способствует затуханию поперечных колебаний, что повышает маневренность и управляемость дельтаплана в целом.
Формула изобретения
1. Дельтаплан, имеющий крыло с двойной обшивкой, облегающий каркас, который включает поперечные балки, соединенную с ними с возможностью поперечного перемещения килевую балку и рулевую трапецию, отличающийся тем, что, с целью повышения маневренности и управляемости, килевая балка установлена в полости купола крыла между полотнищами и соединена с поперечными балками посредством охватывающего ее снизу троса. концы которого закреплены на поперечных балках симметрично относительно продольной оси крыла дельтаплана, причем длина троса выбрана с возможностью поперечного перемещения килевой балки на расстояние не меньшее. чем расстояние между узлами крепления троса.
2. Дельтаплан по п,1, отлича ющийс я тем, что охватывающий килевую балку снизу трос помещен в оплетку из металлических колец.
1752657
1752657
Составитель B.Ñåplååâ
Техред М.Моргентал Корректор С. Юско
Редактор А.Козориз
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2728 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/6




