Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Сущность изобретения заключается в следующем. Охлаждающая жидкость подается насосом в головку цилиндра 2, охлаждает ее и по перепускному трубопроводу поступает в продольный канал для охлаждения верхней части блока цилиндров 13. Если двигатель 1 работает в условиях высоких нагрузок, то охлаждению подвергаются как верхняя 13, так и нижняя 14 части блока цилиндров. Если двигатель 1 работает на частичных нагрузках, то охлаждаются только головка цилиндров 2 и верхняя часть блока цилиндров 13. 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (!9) (I!) (я)з F 01 P 3/10
ГОСУДАРСТВЕ1НЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
) Ь
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4892281/06 (22) 20.12.90 (46) 23.07.92. Бюл. гв 27 (71) Московский автомобильный завод им.
И.А.Лихачева (72) М.H.Þäèí (56) Авторское свидетельство СССР
%953852, кл. F 01 P 3/02, 1981.
Патент США
hL 3385273, кл. 123-41.74, F 01 Р 3/02, опубли к,1968; (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
2 (57) Сущность изобретения заключается в следующем. Охлаждающая жидкость подается насосом в головку цилиндра 2, охлаждает ее и по перепускному трубопроводу поступает в продольный канал для охлаждения верхней части блока цилиндров 13. Если двигатель 1 работает в условиях высоких нагрузок, то охлаждению подвергаются как верхняя 13, так и нижняя 14 частй блока цилиндров. Если двигатель 1,работает на частичных нагрузках, то охлаждаются только головка цилиндров 2 и верхняя часть блока цилиндров 13. 6 ил.
1749505
Изобретение относится к двигателест- цилиндров, а верхняя часть рубашки охлажровнию, в частности к жидкостному охлаж- дения блока цилиндров соединена с нижней дению ДВС. частью посредством канала проходящего
Известна система охлаждения ДВС, со- через термостат. держащая рубашку охлаждения блока ци- 5 На фиг,1 изображен двигатель с систелиндров и- насос, подключенный к мой.охлаждения, поперечный разрез; на последней со стороны нагнетательной по- фиг,k — сечение А — А на фиг.1; на фиг.3— лости через два напорных канала. сечение Б-Б на фиг.1; на фиг,4 — сечение
В указанной системе охлаждающая В-В на фиг.1; на фиг.5 — схема циркуляции жидкостьсначала подается в рубашкублока 10 охлаждающей жидкости по "малому" кругу цилиндров, а затем поступает в головку бло- охлаждения; на фиг.6 — схема циркуляции ка цилиндров. Данный порядок охлаждения охлаждающей жидкости по "большому" круне является оптимальным для получения гу. максимальных мощностных и экономиче- Система охлаждения содержит полость ских показателей, так как не обеспечивает 15 1 охлаждения, выполненную в головке 2 циэффективного охлаждения камеры сгора- линдров с впускным 3 и выпускным 4 отверния. стиями, и рубашку 5 охлаждения„
Наиболее близкой к предлагаемой явля- образованную стенками блока 6 цилиндров ется система охлаждения двигателя внут- и установленными в последнем гильзами 7, реннего сгорания, содержащая выполнен- 20 Впускное 3 и выпускное 4 отверстия выполную в головке цилйндров полость охлажде-.. нены в противоположных стенках головки 2, ния с входным и выходным отверстиями, Между головкой 2 и блоком 6 размещена рубашку охлаждения блока цилиндров,.-.об- сплошная прокладка 8, разделяющая поразованную стенками блока цилиндров и лость1 и рубашку5. Блокбцилиндровснабустановленными в последнем гильзами, и 25 жен горизонтальной перегородкой 9, раэмещейную между головкой и блоком ци- являющейся опорной базой для гильз 7. Пелиндров прокладку,: регородка 9 расположена на расстоянии Н, В данной системе охлаждения обеспе- . равном не более 2!5 хода поршня от верхчена практйчески одинаковая интенсив- ней плоскости блока 6 цилиндров. Верхняя ность охлаждения гильз по всей высоте. В 30 часть блока 6 снабжена двумя продольными результате возможно переохлажденйе ниж- каналами 10 и 11; имеющими прогрессивно нейчасти гильзы инедостаточноэффектив- изменяющееся сеченйе, Головка 2 блока . ное охлаждение верхней части гильзы. снабжена перепускным трубопроводом 12, Целью изобретения является повыше- объединяющим выходйое отверстие 4 с кание эффективности охлаждения двигателя. 35 налом 10. Верхняя часть 13 рубашки 5 соеУказанная цель достигается тем, что в динена с нижней частью 14 посредством . системе охлаждения двигателя внутреннего канала 16, проходящего через термостат 16.. сгорания, содержащей выполненную в голо- Охлаждающая жидкость подается посредвке цилиндров полость охлаждения с вход- ством насоса 17 через каналы 18. Для рх- ным и выходным отверстиями, рубашку 40 лаждения жидкости служит радиатор 19. охлаждения блока цилиндров, образован- Циркуляция охлаждающей жидкости ,, ную стенками блока цилиндров, и раэме- осуществляется следующим образом, щенную между головкой и блоком Охлаждающая жидкость подается насоцилиндров прокладку, прокладка выполне- сом 17 через впускное отверстие 3 в перена сплошной для разделения пблости голо- 45 днюю часть головки 2 и движется вдоль вки и блока цилиндров, входное и выходное головки к выпускному отверстию 4, Проотверстия выполнены в противоположных дольные направление потока способствует стенках головки, блок цилиндров и высокой скорости движения жидкости в по-. установленными в последнем гильзами ци- лости 1, что обеспечивает эффективное охлиндров, снабжен горизонтальной перего- 50 лаждение головки 2. Затем жидкость через родкой, являющейся опорной базой для выпускное отверстие 4 и трубопровод 12 гильз цилиндров, причем перегородка рас- поступает в продольный канал 10. положена на расстоянии не более 2!5 хода Из канала 10 жидкость поступает в верпоршня от верхней плоскости блока цилин- хнюю часть 13 и, омывая верхнюю часть дров, верхняя часть блока цилиндров снаб- 55 гильз 7, поступает в канал 11. В части 13 жена двумя продольными каналами, расстояниемеждугильзами7истенкойблоимеющими прогрессивно изменяющееся . ка 6 цилиндров выбрано небольшим для сечение, головка блока снабжена каналом, обеспечения высоких скоростей охлаждаю соединяющим выходное отверстие полости щей жидкости. Прогрессивно иэменяющееохлаждения с продольным каналом блока ся сечение каналов 10 и 11 обеспечивает
1749505 равномерное омывание охлаждающей жид- диапазоНе. В результате обеспечивается костью всех гильз 7. эффективное охлаждение двигателя, что поПосле охлаждения верхней части 13 зволяет улучшить мощностные и экономичежидкость иэ канала 11 через канал 15 посту- ские показатели ДВС. пает в термостат 16. При температуре ох- 5 Ф о р мул а из обре те н и я лаждающей жидкости ниже заданной Система охлаждения двигателя внуттемпературы начала открытия основного реннего сгорания, содержащая выполненклвпана термостата жидкость поступает в ную в головке цилиндров полость байпасный патрубок и затем на вход насоса. охлаждения с впускным и выпускным отверТаким образом, жидкость циркулирует Flo 10 стиями,. расположенными на противопо"малому" кругу, охлаждая только головку 2 ложных концах головки, рубашку иверхнюючасть13блокабцилиндров.При охлаждения блока цилиндров с перепуск:температуре охлаждающей жидкости выше ным трубопроводом. связанным с полостью или равной температуре полного открытия охлаждения головки, радиатор и циркуляциосновного клапана термостата 16 жидкость 15 онный насос и всасывающим и напорным поступает в нижнюю часть14блока бцилин-" патрубками, отличающаяся тем, что, дров. При этом продольные потоки жидко- с целью повышения эффективности, верхсти охлаждают нижние части гильз 7 няя часть рубашки охлаждения блока цилинцилиндров, Затемжидкостьвыходитиэбло- дров снабжена двумя продольными ка 6и поступает в радиатор 19. После охлаж- 20 каналами и термостатом с одним входом и дения жидкость поступает снова в насос 17, двумя выходами, первый из которых связай .а затем.в головку 2 блока цилиндров. с нижней частью рубашки охлаждения блока цилиндров, а второй — с всасывающим
Предлагаемая система охлаждения по- патрубком циркуляционйого насоса; напорзволяет поддерживать температур у охлаж- 25 ный патрубок которого подсоединен к впудэющей жидкости в оптимальном скному отверстию головки.
1749505
Составитель М.Юдин
Редактор H.Ëàçàðåíêî Техред М.Моргентал Корректор А.Осауленко
Заказ 2577 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета rio изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ую .Гагарина, 101




