Трансмиссия транспортного средства
Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин . Цель изобретения - увеличение долговечности путем снижения динамических нагрузок в процессе работы и аварийного торможения. Трансмиссия транспортного средства содержит коробку передач, задний мост с встроенным дифференциалом. Трансмиссионный вал 3 выполнен в виде торсионного упругого элемента и связан с ведомым валом коробки 2 передач и ведущей шестерней 8 главной передачи моста, причем ведущая шестерня 8 выполнена а виде вала-шестерни, установленного на подшипниках соосно ведомому валу коробки передач. При этом упругий элемент и вал-шестерня связаны подвижно в ПЛбсКбсти, перпендикулярной оси ведомого вала и проходящей через точку контакта в зацеплении главной передачи. Трансмиссия может быть снабжена трансмиссионным тормозом , тормозные диски которого подвижно установлены на торсионе. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. (Л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
isi>s В 60 К 17/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4720570/11 (22) 18.07.89 (46) 15.07.92. Бюл. N 26 (71) Производственное объединение "Минский тракторный завод им.В.И.Ленина" (72) П.A.Àìåëü÷åíко, В, М, Яцковский, M.Ã,ÌåëåUjK0 и Г.Г.Дралкин (53) 629.118 (088.8) (56),Патент ФРГ
hb 775588227777, кл. 63 С 16,1953. (54) ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в трансмиссиях. дорожных и строительных машин. Цель. изобретения — увеличение долговечности путем снижения динамических нагрузок в процессе работы и аварийного
ÄÄ all ÄÄ 1747297 А1 торможения, Трансмиссия транспортного средства содержит коробку передач, задний мост с встроенным дифференциалом.
Трансмиссионный вал 3 выполнен в виде торсионного упругого элемента и связан с ведомым валом коробки 2 передач и ведущей шестерней 8 главной передачи моста, причем ведущая шестерня 8 выполнена в виде вала-шестерни, установленн6го на подшипниках соосно ведомому валу коробки передач. При этом упругий элемент и вал-шестерня связаны подвижно в ЮЯЖкости, перпендикулярной оси ведомого вала и проходящей через точку контакта в зацеплении главной передачи. Трансмиссия может быть снабжена трансмиссионным тормозом, тормозные диски которого подвижно 3 установлены на торсионе, 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1747297
Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и транспортных машин.
Известна трансмиссия. транспортного средства, содержащая коробку передач, карданный вал, установленный соосно ведомому валу коробки передач, и связанный с ним задний мост с встроенным дифференциалом, трансмиссионный вал, выполненный в виде торсионного упругого элемента, установленный на двух опорах в корпусе заднего моста и связанный с ведомым валом коробки передач и ведущей шестерней главной передачи моста, Недостатком данной трансмиссии является отсутствие разрыва силового потока в кинематической цепи всей трансмиссии.
Наличие неподвижной связи ведущей шестерни главной передачи моста с трансмиссионным валом ведет к тому, что трансмиссионный вал, воспринимая крутящий момент, циклически закручивается и раскручивается из-за непостоянства тягового сопротивления на движителях, знакопеременно меняет свои линейные размеры, что отрицательно влияет на контактную прочность эвольвентного зацепления шестерен главной передачи моста,.так как ведет к образованию питтинга и, как следствие, снижает долговечность всех элементов трансмиссии в процессах трогания, переключения передач и аварийного торможения.
Цель изобретения — увеличение долговечности путем снижения динамических нагрузок в процессе работы и аварийного торможения.
Указанная цель достигается тем, что в трансмиссии транспортного средства, содержащей коробку передач, задний мост с встроенным дифференциалом, трансмиссионный вал, выполненный в виде торсионного упругого элемента, связанный с ведомым валом коробки передач и ведущей шестерней главной передачи моста, ведущая шестерня главной передачи выполнена в виде вала-шестерни и установлена на подшипниках соосно ведомому валу коробки передач, при этом упругий элемент и вал-шестерня связаны подвижно в плоскости, перпендикулярной к оси ведомого вала коробки передач и проходящей через точку контакта в зацеплении главной передачи. Кроме того, трансмиссия снабжена трансмиссионным . тормозом; тормозные диски которого подвижно установлены на выходной части ведомого вала, неподвижно связанного с упругим элементом.
20
На чертеже показана предлагаемая трансмиссия, продольный разрез.
Трансмиссия транспортного средства содержит коробку 1 передач, ведущий вал 2 которой связан с двигателем (не показан), задний мост 3 с встроенным дифференциалом 4, ведущую шестерню 5 главной передачи заднего моста 3, выполненную в виде вала-шестерни и -установленную на подшипниках 6 соосно ведомому валу 7 коробки
1 передач, ведомую шестерню 8 главной передачи заднего моста 3, трансмиссионный вал 9, выполненный в виде торсионного упругого элемента, жестко связанный с ведомым валом 7 коробки передач 1 и подвижно посредством шли ц в плоскости, перпендикулярной к оси ведомого вала 7 коробки передач 1 и проходящей через точку контакта в зацеплении главной передачи заднего моста 3, с ведущей шестерней 5 главной передачи, Трансмиссия снабжена . трансмиссионным тормозом, тормозные, диски 10 которого посредством ступиц 11 подвижно установлены на выходной части ведомого вала 7 коробки. передач 1, а нажимные диски 12 с расположенными в канавках шариками 13 подвижно установлены в корпусе 14 тормоза, связанном с корпусом коробки 1 передач.
Трансмиссия работает следующим образом.
Вращение от коленчатого вала двигателя передается на ведущий 2 и ведомый 7. валы коробки 1 передач,. трансмиссионный вал 9, ведущую 5 и ведомую 8 шестерни главной передачи заднего моста 3, дифференциал 4 и через конечные передачи на движители. При этом крутящий момент, передаваемый от двигателя, всем спектром скоростей, обеспечиваемым коробкой 1 передач, имеет выход через трансмиссионный вал 9.
Сопротивление от движителей через конечную передачу, дифференциал 4, ведомую 8 и ведущую 5 шестерни главной передачи заднего моста 3 передается на трансмиссионный вал 9, который, как и при передаче крутящего момента от двигателя, воспринимает возникающие динамические нагрузки, гася их.
При аварийном торможении трансмиссионным тормозом нажимные диски 12 под действием рычага переключения (не показан) поворачиваются в противоположном направлении один относительно другого.
Шарики 13 при этом перекатываются по наклонным профильным канавкам нажимных дисков 12, раздвигают их, заклинивая тормозные диски 10 ме кду поверхностями корпуса 14 тормоза и рабочими поверхностями
1747297
Составитель .Г.Дралкин
Редактор Л.Пчолинская Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова
Заказ 2464 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035,- Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101 нажимных дисков 12. Динамические. нагрузки, возникающие при аварийном торможении трансмиссионным тормозом. воспринимаются также трансмиссионным валом 9.
Использование предложенного технического решения позволяет в значительной степени уменьшить динамические нагрузки и за счет этого увеличить долговечность в процессе работы и аварийного торможения не только трансмиссии, но и трактора в целом.
Формула изобретения
1. Трансмиссия транспортного средства, содержащая коробку передач, задний мост с встроенным дифференциалом, трансмиссионный вал, выполненный в виде торсионного упругого элемента, связанный с ведомым валом коробки передач и ведущей шестерней главной передачи моста, отличающаяся тем, что, с целью увеличения долговечности путем снижения динамических нагрузок в процессе работы
5 и аварийного торможения, ведущая шестерня главной передачи выполнена в виде вала-шестерни и установлена на подшипниках соосно с ведомым валом коробки передач, при этом упругий элемент и вал10 шестерня связаны подвижно в плоскости, перпендикулярной к оси ведомого вала коробки передач и проходящей через точку контакта в зацеплении главной передачи.
2. Трансмиссия по п.1, от л и ч а ю щ а15 я с я тем, что она снабжена трансмиссионным тормозом, тормозные диски которого подвижно установлены на выходной части ведомого вала, неподвижно связанного с упругим элементом,


