Способ сдвига автомобиля с места путем многократного раскачивания
Изобретение относится к способу сдвига автомобиля с места путем многократного раскачивания вперед и назад. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения сдвига автомобиля с места за счет многократного раскачивания. Способ осуществляется таким образом, что из нулевой или практически нулевой угловой скорости автомобиля с помощью генератора 11 сигналов угловой скорости образуют электрический сигнал, из скорости вращения коленчатого вала двигателя 1 с помощью генератора 12 сигналов угловой скорости образуется другой электрический сигнал, из исходного положения педали 13 акселератора с помощью генератора 14 сигналов акселератора образуется другой электрический сигнал и наконец с помощью размещенного на приборной панели переключателя 15 для трогания с места путем многократного раскачивания вперед и назад образуется командный сигнал, при общем наличии этих сигналов с помощью нажатия и отпускания педали 13 акселератора сигнал управления попеременно подается к электромагнитным клапанам 7, переключающим ступень I передачи и ступень обратного хода. 2 ил. ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК. (я)5 В 60 К 41/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
1ы (21) 435 571/11 (22) 12.10.88 (31) 4626/87 (32) 14,10,87 (33) HU (46) 07,07.92. Бюл. ¹ 25 (71) Чепел Аутодняр (HU) (72) Шандор Шимоньи, Ласло Теречик и Ласло Валоци (HU) (53) 629,113(088.8) (56) Патент ЕПВ по заявке N 0174787, кл. В 60 К 41/06, 1986; (54) СПОСОБ СДВИГА АВТОМОБИЛЯ С MEСТА ПУТЕМ МНОГОКРАТНОГО РАСКАЧИВАНИЯ (57) Изобретение относится к способу сдвига автомобиля с места путем многократного раскачивания вперед и назад. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения сдвига автомобиля с места за счет многократного
ÄÄ5Ll „„1746874 А3 раскачивания. Способ осуществляется таким образом. что из нулевой или практически нулевой угловой скорости автомобиля с помощью генератора 11 сигналов угловой скорости образуют электрический сигнал, из скорости вращения коленчатого вала двигателя 1 с помощью генератора 12 сигналов угловой скорости образуется другой электрический сигнал. из исходного положения педали 13 акселератора с помощью генератора 14 сигналов акселератора образуется другой электрический сигнал и наконец с помощью размещенного на приборной панели переключателя 15 для трогания с места путем многократного раскачивания вперед и назад образуется командный сигнал, при общем наличии этих сигналов с помощью нажатия и отпускания педали 13 акселератора. сигнал управления попеременно подается к электромагнитным клапанам 7, переключающим ступень. I передачи и ступень обратного хода. 2 ил.
1746874
10
Изобретение относится к способу, с помощью- которого имеющий автоматическую коробку передач автомобиль может сдви; гаться с места путем многократного раскачивания вперед и назад.
При движении по труднопроходимой местности часто случается, что ведущие колеса автомобиля прокручиваются вследствие большого сопротивления качению. В этом случае водитель раскачивает автомобиль вперед и назад, Самым" быстрым и предпочтительным образом это может осуществляться посредством того. что водитель попеременно включает коробку передач в ступень I и ступень обратного хода.
Хотя у автоматических коробок передач это легко осуществимо с помощью простого переключения преселектора (контроллера), возникает проблема того, что в таком состоянии движения автомобиля и двигателя происходит изменение направления, которое может приводить к грубым переключениям и в конце концов к повреждению системв привода. Учитывая то, что автомобили редко приводятся в действие подобным образом, заводы-изготовители считают, что водитель должен s таких случаях уделять переключениям больше внимания, Но так как водители именно в этих случаях проявляют невнимательность и поспешность, то указанная точка зрения является неверной, Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения сдвига автомобиля с места за счет многократного раскачивания, за счет переключения автоматической коробки передач проводится не водителем, он должен лишь начать изменения направления, и фактическое переключение происходит только в соответствующем состоянии движения автомобиля и двигателя.
На фиг. 1 представлена схема приводной цепи автомобиля; на фиг. 2 — структурная схема блока-управления.
Источником энергии автобуса является двигатель 1, т,е, шестицилиндровый дизельный двигатель, приводящий в действие автоматическую коробку 2 передач.
Вытеснительный вал автоматической коробки 2 передач через карданный вал 3 связан с дифференциалом 4, а дифференциал 4 через полувалы 5 — с колесами 6. Здесь следует заметить, что изобретение теоретически может быть использовано и в легковых автомобилях, а, как известно, дифференциал и коробка передач у легковых автомобилей с передним приводом и двигателем, расположенным в задней. час25
50 ти, объединены в один блок, таким образом, в этих автомобилях нет карданного вала.
Автоматическая коробка передач имеет три ступени переднего хода и одну ступень заднего хода, а деталь ступени через гидродинамический мгновенный преобразователь 7 или закорачивающую его сухую фрикционную муфту 8 соединена с главным валом двигателя 1. Переключение ступеней автоматической коробки 2 передач,соответственно, замыкание сухой фрикционной муфты 8 управляется электромагнитными клапанами 9 электромагнитной ступени клапанов. Электромагниты электромагнитных клапанов 9 подсоединены к выходу блока 10 управления.
Для управления автоматической коробкой 2 передач при разных системах управления применены различные 0cновные. информации, образованные соответствующими генераторами сигналов. Независимо от того, какой тип источников сигналов использован в данной системе для осуществления способа согласно изобретению необходимы описанные ниже генераторы сигналов, которые могут быть частично или в целом идентичны с генераторами сигналов, служащими для управления каскадной схемой.
Одной из необходимы>. информаций является угловая скорость колеса 6. Так как между колесом 6 и автоматической коробкой 2 передач существует принудительное соединение, то угловая скорость колеса 6 может соответственно выражаться числом оборотов выходного вала автоматической коробки 2 передач. Поэтому здесь был встроен генератор 11 сигналов угловой скорости, а именно у того выхода автоматической коробки 2 передач, который одновременно также образует сигнал, необходимый для тахометра автомобиля. (Если автомобиль снабжен также противоблокировочным устройством тормозной системы, то каждое колесо имеет свой генератор сигналов угловой скорости, сигналы которого могут использоваться для управления согласно изобретению. В этом случае у выходного вала автоматической коробки передач отдельный генератор сигналов угловой скорости не встраивается), Другой информацией. является число оборотов двигателя 1. Так как между коленчатым валом и главным валом двигателя 1 имеется трансмиссия постоянного значения 2:1, то в качестве сигнала угловой скорости может использоваться также число оборотов главного вала. Поэтому здесь встроен генератор 12 сигналов угловой скорости. Так как существуют такие системы
1746874 управления дляавтоматической коробки пе- дами, D-триггер 26 1СЗ (тип LS 74), шестиредач, у которых так>ке у вытеснительного кратный инвертор 27-30 1С4/1--1С4/4 (тип вала(т,е, у запрессовывающего вала детали LS 04). При монтаже использованы также ступени) гидродинамического мгновенного сопротивления 31-36. Устройство может преобразователя встроен генератор сигна- 5 также собираться из других электронных лов угловой скорости, то число оборотов при элементов. основном движении двигателя также может Часть блока 10 управления собрана из выражаться им. описанных деталей следующим образом.
Как генератор 12 сигналов угловой ско- Для приема сигнала генератора 11 сигрости, так и генератор 11 сигналов угловой 10 налов угловой скорости вход 17 подключен . скорости образуют электрические сигналы, к входу операционного усилителя 21 С1С/1, Передаточное отношение между измерен- причем другой его вход через делитель наной угловой скоростью и фактически оцени- пряжения, состоящий из сопротивления 31— ваемой угловой скоростью учитывается в 32, подключен к положительному полюсу. блоке 10 управления, 15 питающего напряжения, а выход — к второДругой необходимой информацией яв- му входу элемента НЕ-И 23 1С2/1. ляется положение педали 13 акселератора, Вход 19, занятый присоединением герегулирующей систему подачи топлива дви- нератора 14 сигналов передали акселерагателя 1, а именно, находится ли педаль тора, через инвертор 27 IС4/1 подсоединен акселератора в исходном положении или 20 к третьему входу элемента Не — И 23 IC2/1. отжата, Так как мера подачи газа не имеет Общая точка входа 19 и инвертора 27 1С4/1 значения для управления, используется.ге- через сопротивление 35 также подсоединенератор 14 сигналов педали акселератора, на к положительному полюсу питающего накоторый также образует электрические сиг-- пряжения. налы, 25 Выход элемента НŠ— И 23 1С2/1 через
Наконец, необходим переключатель 15, инвертор 37 1С4/5 подключен к тактовому с помощью которого водитель автомобиля входу СК 38 триггера 26 1СЗ, Выполняющий дает команду для осуществления способа. логическую операцию НЕ выход Q 39 триг.—
Переключатель 15 может размещаться либо гера 26 1СЗ соединен с входом D 40 данных в переключателе 16 преселектора (контрол- 30 и с входом элемента НЕ-И 1С2/2, другой лер), служащем для выбора вариантов схем выход 42 подсоединен к входу элемента ступеней передач, либо служить в качестве НЕ-И 1С2/3.
Отдельного переключателя. Сигнал переключателя 15 принимается
Указанные источники сигналов подсое- входом 20, который через инвертор 28 динены к соответствующим входам блока 10 35 1С4/2 подсоединен к входу CL 41 возврата управления, т.е. генератор 11сигналовугло- триггера 26 1СЗ и соответственно к двум вой скорости подсоединен к входу 17, гене- . входам элементов НЕ-И 24, 25 1С2/2 и ратор 12 сигналов угловой скорости — к 1С2/3. Общая точка входа20и инвертора28 входу 18, генератор 14 сигналов педели ак- 1С4/2 подсоединена к положительному по-. селератора — к входу 19, переключатель 15 40 люсу питающего напряжения через сопро— к входу 20. тивление 26.
Так как блок 10 управления предназна- Выход элемента НŠ— И 24 1С2/2 через чен для общего управления автоматической инвертор 29 1С4/8 соединен с выходом 42 коробкой 2 передач, то, другие источники блока управления, выход42 — с переключасигналов также могут подсоединяться к сво- 45 ющим ступень I передачи электромагнитим входам, Способ дополняет только нор- ным клапаном 7, выход элемента НЕ-И 25 мал ьное управление, поэтому блок 10 1С2/3 через инвертор 30 1С4/4 — с выходом управления рассматривается лишь настоль- 43 блока управления, выход 43 — с электроко, насколько это необходимо для понима- магнитным клапаном 7, переключающим ния способа, 50 ступень обратного хода. Между выходами и
Находившиеся ранее в эксплуатации электромагнитами встроен не изображенавтомобили также могут снабжаться этим ный усилитель мощности. устройством, причем они могут выполнять- Способ осуществляется с помощью ся и отдельно. предлагаемого устройства следующим обБлок 10 управления (фиг. 2) скомпоно- 55 разом, ван с использованием следующих злектрон- Если водитель считает, что автобус моных деталей: сдвоенный операционный жет тронуться из своего неподвижного поусилитель 21, 22 1С1/1 1С1/2 (тим LM 324), ложения только путем многократного три элемента НЕ-И 23, 24 и 25 (1С2/2 — раскачивания впереди назад,он с помощью
1С2/3/LS 10/), с соответственно тремя вхо- переключателя 15 дает командный сигнал
1746874 для осуществления способа. Двигатель может запускаться как заранее, так и после подачи команды.
Таким образом, двигатель работает с числом вращения при холостом ходе, угловая скорость колес 6 равна нулю. Если водитель нажимает на педаль 13 акселератора, на выходе элемента HF- И 23 1С2/1 появляется сигнал, который затем через выход 6
39 триггера 26 1СЗ и через элемент НЕ-И
24.
1С2/2 в виде сигнала управления дает команду переключающему ступень 1 передачи электромагнитному клапану 7 для переключения ступени 1 передачи.
Если водитель отпускает педаль 13 акселератора в ее исходное положение, указанный ток сигнала прерывается, и число оборотов двигателя 1 уменьшается. Так как
-водитель затем отпускает педаль акселератора, если автобус больше не движется вперед, то угловая скорость колес 6 также равна нулю.
С повторным отжатием педали 13 акселератора вновь появляется сигнал на выхо.де элемента НЕ-И 23 tC2/1. Но теперь через выход Q 40 триггера 26 1СЗ и через элемент НЕ-И 25 1С2/3 в виде сигнала управления на переключающий ступень обратного хода электромагнитный клапан 7 подается команда для переключения ступе. ни обратного хода.
- С повторным отжатием-отпусканием педали 13 акселератора сигнал попеременно появляется на выходе Q 39 и на выходе
Q 40 триггера 26 1СЗ, таким образом, электромагнитные клапаны 7 попеременно включают ступень! передачи, соответственно, ступень обратного хода, Условие осуществления способа заключается в том, что сигнал, образованный генераторами 12 и 11 сигналов угловой скорости, имеет нулевое значение. Но это условие не является жестким.
Постановкой цели является устранение грубых переключений. По этой причине условия смягчены таким образом, что угловая скорость колеса 6 рассматривается практически как нуль, если автомобиль движется с максимальной скоростью 3 км/ч, а число оборотов двигателя 1 рассматривается, как число оборотов при холостом ходе. если оно ниже наименьшей рабочей частоты вращения, В предложенном случае число оборотов при холостом ходе составляет 550 об/мин, а наименьшая рабочая частота spaщения 800 об/мин.
Формула изобретения
Способ сдвига автомобиля с места путем многократного раскачивания. преиму5
55 щественно управлением автоматической коробкой передач автомобиля, имеющего приводную линию, состоящую из двигателя внутреннего сгорания, кинематически связанного через гидродинамический преобразователь, выполненный с возможностью блокировки последнего посредством сухой фрикционной муфты сцепления со ступенчатой автоматической коробкой передач, к которой непосредственно или через карданный вал присоединен по меньшей мере один дифференциальный механизм, связанный по меньше мере одной парой полуосей с колесами, при этом источник вспомогательной энергии выполнен с возможностью сообщения посредством электромагнитных управляющих клапанов с управляющими элементами включения муфты сцепления и ступеней автоматической коробки передач, а подача топлива осуществляется путем перемещения педали акселератора, при котором с помощью датчика сигнала угловой скорости измеряю текущее значение угловой скорости какой-либо детали или пары деталей. начинающихся выходным валом автоматической коробки передач и заканчивающихся колесами приводной линии, с помощью датчика частоты вращения измеряют частоту вращения коленчатого вала двигателя или вращающейся с пропорциональной ему скорости вращения детали или скорость вращения входного вала коробки передач, переключателем формируют сигнал режима движения и сигнал на включение передачи формируют при помощи датчика положения педали акселератора, отличающийся тем. что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения сдвига автомобиля с места за счет многократного раскачивания, измеряют текущее значение угловой скорости и частоту вращения коленчатого вала двигателя и при нулевом значении сигналов угловой скорости и при частоте вращения холостого хода коленчатого вала и при наличии сигнала переключателя для трогания с места путем многократного раскачивания вперед и назад путем нажатия на педаль акселератора формируют сигнал на включение первои передачи, затем путем подьема педали акселератора в первоначальное положение и повторного нажатия при нулевых значениях сигналов угловой скорости и при частот» вращения холостого хода коленчатого вала и при наличии сигнала переключателя для трогания с места путем многократного раскачивания вперед и назад формируют сигнал на включение передачи заднего хода.
1746874
Составитель А. Бары ков
Техред М. Моргентал Корректор M,Äåì÷èê
Редактор О,Головач
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101. Заказ 2405 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5




