Способ автоматического включения резервного питания двух секций шин с двигательной нагрузкой
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)й Н 02 J 9/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
В 17() 2
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (21) 4872227/07 (22) 09.10.90 (46) 07.07,92. Бюл. М 25
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (75) Э.К.Федоров (53) 621,316.925(088.8) (56) Шабад M.À. Релейная защита и автоматика на электростанциях, питающих синхронные двигатели. — Л.: Энергоатомиздат, 1984, с. 51-53, Авторское свидетельство СССР
М 493859, кл. Н 02 J 9/06, 1973, (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЗЕРВНОГО ПИТАНИЯ. ДВУХ
СЕКЦИЙ ШИН С ДВИГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ
Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам автоматического включения резервного (АВР) питания синхронных двигателей.
Цель изобретения — повышение надежности электроснабжения синхронных двигателей.
На чертеже представлена структурная схема устройства.
Схема содержит первый 1 и второй 2 вводные выключатели, секционный выключатель 3, первую 4 и вторую 5 секции шин с двигательной нагрузкой, которые в нормальном режиме через вводные выключатели 1 и 2, подключены к первому и второму источникам питания, первый 6 и второй 7 измерительные трансформаторы тока, первый 8 и второй 9 измерительные трансформаторы напряжения, первое 10 и второе 11 реле направления активной мощности блок
12 контроля угла. измеряющий угол между векторами одноименных напряжений первого и второго источников. первый 13 и вто5U 1746468 А1 (57) Сущность изобретения: при изменении мощности первого источника (или ее уменьшении) формируют кратковременный первый сигнал, а переключение первой секции шин на второй источник производят по факту наличия первого сформированного сигнала и одновременного превышения угла между указанными векторами больше заданного, а также в том, что при изменении мощности второго источника (или ее уменьшении) формируют кратковременный второй сигнал, а переключение второй секции шин на первый источник производят по факту наличия второго сформированного сигнала и одновременного превышения угла между указанными векторами больше заданного. 1 ил, рой 14 блоки формирования кратковременных первого и второго сигналов (например, одновибраторы), первый 15 и второй 16 блоки И, блок ИЛИ 17, первый 18 и второй l9 исполнительные блоки (например, тиристоры), обеспечивающие отключение первого и второго вводных выключателей, третий исполнительный блок 20 (например, тиристор),. обеспечивающий включение секционного выключателя.
Способ осуществляют следующим образом.
В нормальном режиме нагрузки вводные выключатели 1 и 2 включены, а секционный выключатель 3 отключен. При этом блоки 10 и 11 находятся в сработанном состоянии, так как активная мощность направлена к шинам потребления, а блок,12 находится в исходном режиме, так как угол между векторами напряжений первого и второго источников меньше заданного величиной уставки в блоке 12 (равной, напри1746468
30
50 мер, 10 ). При этом блоки 13-20 находятся в исходном состоянии, При потере питания первой секции 4 шин начинается выбег синхронных двигателей, подключенных к этой секции, который характеризуется практически неизменной величиной напряжения на первой секции шин по сравнению с предаварийным режимом, Однако при этом активная мощность первого ввода меняет свой знак(или уменьшается), а угол между векторами напряжений первого и второго источников увеличивается, что приводит к срабатыванию блока 12 и возврату в исходное состояние блока 10. При возврате в исходное состояние блока 10 на выходе блока 13 формируется кратковременный первый сигнал, а блок 15 через блоки 18,17 и 20 производит переключение первой секции 4 шин на второй источник, подключенный к второй секции 5 шин, по факту наличия первого сформированного сигнала и одновременного превышения угла между указанными векторами больше заданного.
При потеое питания второй секции 5 шин начинается выбег синхронных двигателей, подключенных к этой секции, При этом активная мощность второго ввода меняет свой знак (или уменьшается), а угол между векторами первого и второго источников увеличивается, что приводит к срабатыванию блока 12 и возврату в исходное состояние блока 11. При возврате в исходное состояние блока 11 на выходе блока 14 формируется кратковременный второй сигнал, а блок 16 через блоки 19, 17 и 20 производит переключение второй секции 5 шин на первый источник, подключенный к первой секции 4 шин, по факту наличия второго сформированного сигнала и одновременного превышения угла между указанными векторами больше заданного.
Длительность кратковременных первого и второго сигналов, формируемых в блоках 13 и 14, должна быть достаточной для включения тиристоров в блоках 18-20.
Если в нормальном режиме нагрузки происходит временное отключение синхронных двигателей, подключенных к секции
5 шин, то при возврате в исходное состояние блока 11 на выходе блока 14 формируется кратковременный второй сигнал.
Однако это не приводит к излишнему срабатыванию устройства, так как в режимах пуска и останова двигателей угол между векторами напряжений первого и второго источников не превышает 5, что недостаточно для срабатывания блока 12.
Если в нормальном режиме нагрузки происходит временное отключение синхронных двигателей, подключенных к секции
4 шин, то при возврате в исходное состояние блока 10 кратковременное срабатывание блока 13 также не приводит к излишнему срабатыванию устройства, так как блок 12 при этом не работает..
Если в режиме отключенной нагрузки второй секции 5 шин происходит потеря питания первой секции 4 шин и выбег подключенных к ней двигателей, то ввиду отсутствия сигнала на выходе блока 14 не разрешается работа блока 16, а одновременное наличие сигналов на выходах блоков 13 и 12 обеспечивает срабатывание блока 15 и надежное АВР, Если в режиме отключенной нагрузки первой секции 4 шин происходит потеря питания второй секции 5 шин и выбег подключенных к ней двигателей, то ввиду отсутствия сигнала на выходе блока 13 не разрешается работа блока 15, а одновременное наличие сигналов на выходах блоков 14 и 12 обеспечивает срабатывание блока 16 и надежное АВР.
Таким образом, имеется возможность правильного действия устройства, выполненного по предлагаемому способу, не только при включенной, но и при отключенной нагрузке резервной секции шин, что исключает воэможность обесточивания обеих секций шин. В результате существенно повышается надежность электроснабжения синхронных двигателей и уменьшается технологический ущерб потребителей.
Формула изобретения
Способ автоматического включения резервного питания двух секций шин с двигательной нагрузкой, питаемых от первого и второго источников, в котором измеряют угол между векторами напряжений первого и второго источников, а также направление активных мощностей первого и второго источников, и при одновременном превышении угла между указанными векторами больше заданного и направлении мощности от шин потребителя к основному источнику или ее уменьшении производят переключение аварийной секции шин на резервный источник, отличающийся тем. что, с целью повышения надежности, при изменении направления мощности первого источника или ее уменьшении формируют кратковременный первый сигнал, а переключение первой секции шин на второй источник производят по факту наличия первого сформированного сигнала и одновременного превышения угла между указанными векторами боЛьше заданного, а также тем. что при изменении направления
1746468
Составитель 3. Федоров
Техред М,Моргентал Корректор Н. Ревская
Редактор В, Петраш
Заказ 2400: Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва; Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 мощности второго источника или ее уменьшении формируют кратковременный второй сигнал, а переключение второй секции шин на первый источник производят по факту наличия второго сформированного сигнала и одновременного превышения угла между указанными векторами больше заданного.


