Сцепное устройство полунавесных транспортных средств
Изобретение относится к сцепным устройствам для буксировки полунавесных машин, например скреперов, землевозов, колесными и гусеничными тягачами и может быть использовано во всех областях транспортного машиностроения . Целью изобретения является повышение долговечности. Сцепное устройство полунавесных транспортных средств содержит шаровую опору, расположенную на хоботе полуприцепа и взаимодействующую с размешенным на раме тягача седлом. Между хоботом и рамой установлен гидроцилиндр 5 поршневая и штоковые полости которого через дроссели 13, I соединены с гидрораспределителем 10. Параллельно к каждому дросселю 13, 1 подключены напорные 17, 18 и обратные 15, 16 клапаны. Золотник 19 через клапан ИЛИ 20 связан с выходами гидрораспределителя 10, параллельно которым установлены связанные между собой два дополнительных напорных клапана 21, 22. k ил. (/)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТ1ИЕСНИХ
РЕа1УЬЛИН
:Щ1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К A STGPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4829895/11 (22) 29. 05.90 (46) 15.06 .92. Бюл. М 22 (71) Воронежский лесотехнический институт и Воронежский политехнический институт (72) В.А.Борисенков и В.А.Нилов (53) 629. 1E4,3(088,8) (56) .Авторское свидетельство СССР
В 1661042, кл. В 62 D 53/06, 1989.
{54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПОЛУНАВЕС-.
НЦХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к сцепным устройствам для буксировки полунавесных машин, например скреперов, землевозов, колесными и гусеничными тягачами и может быть использовано во всех областях транспортного машиноИзобретение относится к сцепным устройствам для буксировки полунавесHblx машин, например скреперов, землевозов, колесными и гусеничными тягачами и может быть использовано во всех областях транспортного машиностроения.
Цель изобретения - повышение долговечности.
На фиг. 1 показан скреперный агрегат, транспортное положение; на фиг.2 - узел I на фиг,1, сцепное устройство в работе; на фиг. 3 - взаимодействие элементов сцепного устройства при повороте, на фиг.4,гидравлическая схема сцепного устройства.
„.ЯО„„1740230 А1 рц В 62 В 53/06
2 строения. Целью изобретения является повышение долговечности. Сцепное устройство полунавесных транспортных средств содержит шаровую опору, расположенную на хоботе полуприцепа и взаимодействующую с размещеHHblM на раме тягача седлом. Между хоботом и рамой установлен гидроцилиндр 5, поршневая и штоковые полости которого через дроссели 13, 14 соединены с гидрораспределителем 10. Параллельно к каждому дросселю 1 3, 14 подключены напорные 17, 18 и обратные 15, l6 клапаны. Золотник 19 через клапан ИЛИ 20 связан с выходами гидрораспределителя 10, параллельно которым установлены связанные между собой два дополнительных напорных клапана 21, 22. 4 ил.
IssasL
Сцепное устройство включает догружающий механизм 1, тягач 2 и полуприцеп 3, соединенные шаровой опорой 4.
СР
Догружающий механизм 1 состоит из гидроцилиндра 5, который посредством СЮ шаровых шарниров 6 и 7 соединен с рамой 8 тягача 2 и хоботом 9 полуприцепа 3, и гидросистемы (фиг.4).,Гидросистема включает трехпозиционный четырехходояой, гидрораспределитель
10 с ручным управлением, входные линии которого соединены с насосом El и гидробаком 12. Выходные линии гидрораспределителя 10 через дроссели
13 и 14 соединены с полостями гид.роцилиндра 5. Параллельно каждому
0 4 начинает поступать я штоковую полость гидроцилиндра 5, минуя регулируемый дроссель 13. Из бесштоковой полости гидроцилиндра 5 масло вытесняется через золотник 19, минуя регулируемый дроссель 14, R магистраль Б и далее в бак 12 через гидрораспределитель 10. Иток гидроцилиндра 5 начинает втягиваться, давление масла в штоковой полости увеличивается до тех пор, пока не достигнет величины настройки напорного клапана ?1, который автоматически поддерживает заданное усилие догрузки в гидроцилиндре 5, создавая рациональное (одинаковое) давление тягача 2 на грунт эа счет уменьшения вертикальной нагрузки на задний мост тягача 2 и увеличения вертикальных нагрузок на мост полуприцепа 3 и передний мост тягача ?.
На транспортном режиме при низком дорожном сопротивлении (движение тягача 2 с одним включенным мостом), а также при выполнении агрегатом поворотов с углом складывания более
20...30, оператор устанавливает гидрораспределитель 10 в среднее положение. В этом случае гидроцилиндр 5 догружающего устройства 1 переводится в плавающее положение, при котором эа счет шаровых шарниров 6 и 7 обеспечиваются все необходимые взаимные перемещения тягачу 2 и полуприцепу 3 при движении по прямой и при повороте. Воздействие на вертикальные реакции тягача
2 в этом случае со стороны гидро" цилиндра 5 не происходит.
Поскольку при среднем положении гидрораспределителя 10 обе магистрали Б и В соединены между собой и со сливом, то пружина золотника 19, вытесняя масло из полости управления, переводит его в левое положение.
При этом сообщение магистралей В и
Б может осуществляться только через дроссели 13 и 14.
При наезде задних колес тягача 2 на препятствие происходит поворот рамы 8 относительно полуприцепа 3 в шаровом шарнире 4. Давление в бесштоковой полости гидроцилинлра 5 возрастает, а из нее масло через дроссель 14 начинает вытесняться в магистраль Б и далее в бак 12. При .резком сжатии гидроцилиндра 5 открывается напорный клапан 18 и масло
3
174023 дросселю 13 и 14 установлены обратные управляемые клапаны 15 и 16 подпитки и напорные клапаны 17 и 18, а также двухпозиционный четырехлинейный гидроуправляемый с пружинным возвратом золотник 19, входные линии которого соединены с выходами гидрораспределителя 1О до установки дросселей 13 и 14, а выходные подключены к полостям гидроцилиндра 5. Полость управления золотником 19 через клапан
ИЛИ 20 соединена с выходными линиями гидрораспределителя 10, параллельно
KoTopblhl установлены на встречу друг другу напорные клапаны 21 и 22.
Сцепное устройство работает следующим образом.
При работе с порожним полуприцепом 3 (на малых тяговых нагрузках) для обеспечения рационального распределения давления на тягач 2 оператор перемещает гидрораспределитель 10 в положение А, подает масло от насоса 11 в магистраль h и через клапан
ИЛИ 20 - в полость управления золотником 19. В результате золотник 19 перемещается вправо, и масло начинает поступать в бесштоковую полость гидроцилиндра 5, минуя регулируемый дроссель 14. Из штоковой полости гидроцилиндра 5 масло вытесняется через золотник 19, минуя регулируемый дроссель 13, а магистраль В и далее в бак
l2 через гидрораспределитель 10.
Шток гидроцилиндра 5 начинает выдвигаться, да влейие масла в бесштоковой полости гидроцилиндра 5 начинает увеличиваться до тех пор, пока не достигнет величины настройки напорного клапана 22, который автоматически поддер10 живает заданное усилие догрузки в гидроцилиндре 5, создавая рациональное (одинаковое) давление тягача 2 на грунт эа счет уменьшения вертикальных нагрузок на передний мост тягача 2 и
45 мост полуприцепа 3 и увеличения вертикальных нагрузок на задний мост тягача 2.
Для обеспечения рационального распределения давления тягача 2 на грунт при работе с груженым полуприцепом
3, а также при больших тяговых, нагруз-. ках оператор перемещает гидрораспределитель 10 в положение Г и подает масло от насоса 11 в магистраль В и
15 через клапан ИЛИ "20 в полость управления золотником 19. В результате золотник перемещается вправо и масло
17402 поступает в бак 17, минуя дроссель 14.
Регулируя проходное сечение дросселя 14, можно влиять на скорость сокращения гидроцилиндра 5 и, следовательно, увеличивать плавность хода агрегата. Необходимое для перемещения штока гидроцйлинлра 5 количество масла поступает в его штоковую полость через дроссель 13 и обратный клапан подпитки 15 из магистрали В.
При наезде на препятствие передних колес тягача 2 или колес полуприцепа
3 давление масла повышается в штоковой полости гидроцилиндра 5 и оно че- 15 рез дроссель 13 начинает вытесняться в магистраль В и далее в бак 12. При резком увеличении длины гидроцилиндра
5 открывается напорный клапан 7 и масло поступает в бак 12, минуя лроссель 20
13 . Необходимое для этих перемещений количество масла поступает в поршневую полость гидроцилиндра 5 через дроссель 14 и обратный клапан подпитки 16 из магистрали Б. Регулируя про- 25, ходное сечение дросселя 13, можно влиять на скорость удлинения гидроцилиндров 5, а значит повышать плавность хода всего агрегата.
ЗО формула изобретения
Сцепное устройство полунаяесных транспортных средств, содержащее расположенную на хоботе полунавесного транспортного средства шаровую опору, которая взаимодействует с седлом, 35 установленным на раме тягача, между которой и хоботом размещен догружающий механизм, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения дол- О
30 б говечности, догружающий механизм выполнен в виде шарнирно связанного своими концами с рамой тягача и хоботом гидроцилиндра, поршневая и штоковая полости которого через дроссели соединены гидромагистралями с первым и вторым выходами трехпозиционного четырехлинейного гидрораспределителя, первый вход которого связан с насосом, а второй вход со сливом, причем параллельно к каждому дросселю подключены напорный и обратный клапаны с направлением жидкости от распределителя к цилиндру, а двухпозиционный четырехлинейный золотник с гидроуправлением и пружинным возвратом своими входами связан с выходами гидрораспределителя, а выходами - с полостями гидроцилиндра при этом полость управления золотником соединена через .клапан ИЛИ с выходами гидрораспределителя, параллельно которым установлены связанные между собой гидромагистралями два дополнительных напорных клапана, причем s первой позиции гидро" .распределителя два его входа соединены между собой, также как и два выхода, во второй позиции первый вход гидрораспределителя соелинен с первым выходом, а второй вход — cn вторым Rl-ходом, в третьей позиции первый вход связан с вторым выходом, а второй вход — с первым. выходом, при этом в первой позиции золотника все его входы и выходы заперты, а во второй позиции первый вход связан с первым выходом, второй вход - с вторым выходом.
1740230
1740230
Ыиг,Ч
Составитель Г. Гандыбин
Техред M.Äèäûê Корректор M.Ñàìáîðñêàÿ
Редактор Н.Сильнягина
Й
Заказ 2041 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101




