Бесступенчатый механизм поворота в.с.козлова для транспортного средства
Использование: транспортное машиностроение, механизмы поворота машин с бортовым способам поворота. Сущность изобретения: механизм поворота содержит коническую главную передачу 1 и сателлитный механизм, выполненный в виде простого конического симметричного дифференциала 2. Полуоси 3 дифференциала связаны через шестеренные передачи с вариатором , выполненным в виде двух обратимых и регулируемых гидравлических аксиально-ггоршневых гидромашин. Одна из полуосей дифференциала соединена конической передачей 6 через раздаточную коробку 7 с входным валом конической главной передачи 1. 1 ип.
СООЭ СОЕЕТСНИХ
NM
PEC0VSЛИН ($))5 В 62 О 11/18 "!"
ggg9() "1 щфОР Я
pygmy()+9
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР
{2l) 4796417/11 (22) 28.07. 90 (46) 1 .06.92. Бюл. Г 22 (71) Нижегородский политехнический институт .(72) В.С.Козлов (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
И 1399203, wa. 8 62 1) 11/18, 1988. (54) БЕССТУИЕНЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА В.С.KÎMIÎRA -ДНЯ ТРАНСПОРТНОГО . СРЕДСТВА (57) Использование: транспорт ное машиностроение, механизмы поворота,„SU„„1740228 . А I
2 машин с бортовым способом поворота.!
Сущность изобретения: механизм по ворота содержит коническую главную передачу 1 и сателлитный механизм, выполненный в виде простого кониче" ского симметричного дифференциала 2.
Полуоси 3 дифференциала связаны чере3 шестеренные передачи 4 .с вариатором, выполненным в виде двух обратимь;х и регулируемых гидравлических аксиально-поршневых гидромашин, Одна из полуосей дифференциала соединена конической передачей 6 через раздаточную коробку 7 с входным валом конической главной передачи 1. 1 ил.
3 174
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизму поворота машин с бортовым способом поворота.
Известен механизм поворота машин, содержащий коробку передач, два суммирующих дифференциала, соединенных с вариатором, выполненным в виде двух последовательно соединенных пар (гидромотор-гидронасос) и двух бортовых тормозов.
Недостатком данного механизма являются большие габариты и вес, сложность и трудоемкость в изготовлении, недолговечность.
Известен бесступенчатый механизм поворота транспортного средства, содежащий симметричный дифференциал и фрикционный вариатор, включенный в кинематическую цепь, связывающую полуоси и выполненный в виде двух последовательно соединенных между собой многодисковых пакетов с внутренним контактом подпружиненных дисков, диски меньшего диаметра выполнены коническими, а диски большого диаметра, выполненные коническими с внутренней стороны, установлены в полой шестерне.
Недостатком указанного. механизма поворота транспортного средства является низкий КПД, небольшой диапазон выполняемых радиусов поворота.
Известна трансмиссия гусеничного транспортного средства, содержащая коробку передач, вариатор с ведущим и ведомыми звеньями и два планетарных механизма, эпициклические шестерни которых связаны с выходным валом коробки передач, солнечные - с ведомым звеном вариатора, а снабженные тормозами водила - с ведущими помехами транспортного средства. Коробка .передач выполнена двузвенной, а ведущее звено вариатора связано с входным валом второго звена короб.ки передач.
Недостатком известного устройства является недостаточная устойчивость прямолинейного движения, большие габариты, вес и низкий КПД.
Цель изобретения - улучшение управляемости путем повышения устойчивости прямолинейного движения и увеличения диапазона регулирования.
Поставленная цель достигается за счет того, что первая и вторая гидромашины кинематически связаны с полуосями, причем второе выходное
0228 4 звено коробки кинематически соединено с одной из полуосей и выполнено с возможностью взаимодействия с входным звеном коробки, при этом втора я гидромаши на выполнена та кже регулируемой.
На чертеже изображена кинематическая схема трансмиссии.
Механизм поворота содержит коническую главную передачу 1 с вкомпонованным в нее сателлитным механизмом в виде простого симметричного дифференциала 2. Реактивные звенья дифференциала кинематически связаны полуосями 3 с движителями и одновре" менно через шестеренные передачи 4 с гидровариатором, выполненным в виде параллельно соединенных между собой гидропроводами двух аксиально-поршневых регулируемых обратимых гидромашин 5. Одна из полуосей 3 через передачу 6 соединена с вторым выходным звеном раздаточной коробки 7, а
2д активное звено дифференциала 2 через коническую передачу 1 соединено с первым выходным звеном раздаточной коробки 7, далее - с входным звеном раздаточной коробки и движителем.
Для увеличения диапазона регулирования второе выходное звено коробки также имеет возможность взаимодействия с ее входным звеном при одновременном отключении от двигателя первого выходного звена и его бпоки35 рования.
Для повышения устойчивости криволинейного движения между гидромоторами 5 в трубопроводную арматуру Я включен датчик 9 противоюза, являющийся обычным гидроклапаном давления, Бесступенчатый механизм поворота работает следующим образом.
При прямолинейном движении машины углы наклона шайб гидромоторов 5
" устанавливаются одинаковыми. При этом расход рабочей жидкости от гидромотора левого борта равен расходу рабочей жидкости от гидромотора правого борта, что обеспечивает равенство о оборотов полуосей 4 правого и левого бортов. В результате происходит блокировка бортов, жесткость которой зависит от сжимаемого жидкости и герметичности уплотнительных соединений.
Поворот машины обеспечивается разницей в скоростях вращения полуосей
3 дифференциала 2 за счет отклонения шайбы одного йз гидромоторов 5
1740228
Соста витель В.Козлов
Редактор Ю.Середа Техред И.дидык Корректор А.Обручар »»
Заказ 2041 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-ÇS, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,!01 от положения, соответствующего прямолинейному движению, что вызывает снижение расхода рабочей жидкости у противоположного гидромотора, и как следствие, снижение его оборотов, что приводит к торможению этого борта.
Одновременно эа счет дифференциала
2 увеличиваются обороты противоположного борта.
Установка шайбы одного из моторов
5 в положение нулевого расхода вызовет полную остановку противоположного гидромотора, что соответствует режиму поворота вокруг заторможенного борта.
Отключая поток мощности от двигателя к конической передаче 1 и направляя его с помощью раздаточной коробки 7 на коническую передачу 6 и далее на одну из полуосей 3 дифференциала 2 и одновременно тормозя входной вал конической передачи 1, получаем режим поворота вокруг центра машины с радиусом, равным нулю.
Датчик противоюза, установленный в гидромагистрали ГМП, служит дополнительным элементом, улучшающим работу механизма, позволяющим избегать ошибочных действий водителя и аварийных ситуаций при движении в сложных дорожных условиях.
Датчик, настроенный на определенное давление в гидромагистрали, пропорциональное контактным силам взаимодействия движителя с данным грунтом и минимальному радиусу поворота при максимальной скорости движения в данных дорожных условиях будет сигнализировать о криволинейном движении с радиусом поворота меньше заданного,. могущего привести к опасной ситуа ции — заносу и потере управления, разгружая напорную магистраль, не дает водителю двигаться в повороте с радиусом меньше заданного. Таким образом, получаемые с помощью предлагаемого бесступенчатого механизма поворота радиусы поворота машины
1О пропорциональны рассогласованию углов наклона шайб правого и левого . гидромоторов.
Формула изобретения
Еесступенчатый механизм поворота для транспортного средства, содержащий по крайней мере один дифференциальный механизм, реактивные звенья
20 которого кинематически связаны с полуосями и движителями, а активное звено — с первым выходным звеном коробки,; кинематически соединенным с ее вхо)1ным звеном и с двигателем, первую регулируемую гидромашину, кинематически связанную с вторым входным зве-. ном коробки и гидравлически соединенную с второй машиной, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшеЗО ния управляемости путем повышения устойчивости прямолинейного движения и увеличения диапазона регулирования, первая и вторая гидромашины кинематически связаны с полуосями, причем второе выходное звено коробЗ ки кинематически соединено с одной из полуосей и выполнено с возможностью взаимодействия с входным звеном коробки, при этом вторая гидромашина выполнена также регулируемой,


