Способ контроля профиля зубьев зубчатых колес
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при контроле погрешности профиля зубчатых колес (ЗК). Цель изобретения - повышение универсальности . Это достигается тем, что в способе, заключающемся в том, что располагают прибор базирующими элементами на контролируемом колесе и перемещают измерительный наконечник по траектории дуги с радиусом, соответствующим кратчайшему расстоянию между контролируемым профилем и центровой линией базовых сферических наконечников, погрешность профиля ЗК определяют путем сравнения отклонения траектории движения измерительного наконечника по действительному и теоретическому положениям профилей относительно заданной дуги окружности. 1 ил. у Ј
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕCKVIX
РЕСПУБЛИК (я)ю G 01 В 5/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
6 (21) 4836265/28 (22) 06.04,90 (46) 15.05.92. Бюл, N 18 (71) Ташкентский политехнический институт им, А.P. Áèðóíè (72) Д.Е.Аликулов (53) 531.717.2:621,833 (088.8) (56) Марков Н.H. Зубоизмерительные приборы. M.: Машиностроение, 1965, с. 83 — 106.
Тайц Б.А. Точность и контроль зубчатых колес. М.: Машиностроение, 1972, с, 285, рис. 156. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при контИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано при контроле погрешности профилей зубчатых колес.
Известен способ контроля профиля зубьев зубчатых колес, при котором контактирующий с профилем зуба наконечник устройства перемещается по траектории контролируемой эвольвенты, а погрешность профиля определяется как разность положений точек действительного профиля относительно теоретической эвольвенты.
Недостатком такого способа является низкая универсальность вследствие того; что контроль зубчатого колеса с заданным числом зубьев и модуля необходимо обеспечивать движением щупа измерительного наконечника по строго заданной эвольвентной траектории.
Наиболее близким к предлагаемому способу является способ определения по- !
Ы,„, 1733911 А1 роле погрешности профиля зубчатых колес (3K), Цель изобретения — повышение универсальности. Это достигается тем, что в способе, заключающемся в том, что располагают прибор базирующими элементами на контролируемом колесе и перемещают измерительный наконечник по траектории дуги с радиусом, соответствующим кратчайшему расстоянию между контролируемым профилем и центровой линией базовых сферических наконечников, погрешность профиля ЗК определяют. путем сравнения отклонения траектории движения измерительного наконечника по действительному и теоретическому положениям профилей относительно заданной дуги окружности. 1 ил. грешности профиля, при котором измерительный наконечник перемещают по траек- д тории эвольвенты. Недостатком такого способа является низкая универсальность . вследствие того, что контроль зубчатого колеса с заданным числом зубьев и модуля необходимо обеспечивать движением щупа О измерительного наконечника по строго за-., данной эвольвентной траектории.
° аееВ
Цель изобретения — повышение универсальности.
На чертеже изображена схема устройства для осуществления способа.
Устройство содержит корпус 1, опоры 2, индикатор 3 часового типа, ручки 4, измерительный рычаг 5, упоры 6, пружины 7, стержни 8, сферические наконечники 9, стрелка
10 и lUKBfl3 11.
Устройство использует в качестве баэи- . рующих элементов на зубчатом колесе два сферических наконечника 9, которые распо1733911
Составитель Б.Афонский
Редактор W,Ôåäîðîâa Техред М.Моргентал Корректор М.Пожо
Заказ 1661 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101 лагаются s одной из впадин между двумя профилями контролируемого колеса 12. При этом двуплечий рычаг 5 одним концом упирается в контролируемый профиль, а другим— в ножку индикатора 3 часового типа. С по- 5 мощью ручки 4 обеспечивается начальное движение всего устройства.
Перед расположением прибора на контролируемом колесе определяют геометрические параметры колеса, а погрешность 10 профиля определяют по разнице положений точек профиля на действительном и теоретическом профилях зуба относительно точек дуги с радиусом, соответствующим кратчайшему расстоянию между контроли- 15 руемым профилем и центровой линией базовых сферических наконечников, Формула изобретения
Способ контроля профиля зубьев зубча- 20 тых колес, заключающийся в там, что располагают прибор базирующими элементами на контролируемом зубчатом колесе, перемещают измерительный наконечник по рабочей траектории относительно контролируемой поверхности зуба и сравнивают отклонение траектории измерительного наконечника с действительным профилем зуба. отличающийся тем, что, с целью повышения универсальности, в качестве базирующих элементов используют два сферических наконечника, располагают сферические наконечники в одной из впадин между зубьями контролируемого колеса, перед расположением прибора на контролируемом колесе определяют геометрические параметры колеса, с учетом последних располагают сферические и измерительный наконечники по линии зацепления контролируемого колеса, а рабочей траекторией измерительного наконечника выбирают дугу с радиусом, соответствующим кратчайшему расстоянию между контролируемым профилем и центровой линией базовых сферических наконечников.

