Ременная зубчатая передача
Изобретение относится к машиностроению , в частности к передачам с гибкой связью, и может найти применение в приводах различных устройств и механизмов. 6А Цель изобретения - повышение КПД за счет уменьшения изгибной жесткости ремня и крутильных колебаний. Ременная зубчатая передача содержит ведущий 1 и ведомый 2 шкивы и охватывающий их бесконечный ремень 3 с прямыми зубьями 4. На внутренней поверхности ремня 3 между соседними зубьями расположены центрирующие элементы в виде выступов 6 со сферической поверхностью, а на наружной поверхности шкивов выполнены углубления 7 сферической формы, радиус сферы которых больше радиуса сферы выступа 6. При вращении ведомого шкива 2 зубья 4 заходят в зацепление с впадинами 5 на шкивах и ремень 3 передает крутящий момент от ведомого шкива к ведущему. Выступы 6 предотвращают сползание ремня. 2 з.п ф-лы, 5 ил. Ё |СО |CJ 4i lO ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з F 16 Н 7/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
l1O ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
i4a) () (0 р
1 (21) 4718459/28 (22) 11,07,89 (46) 15,05.92. Бюл. ¹ 18 (75) А.И.Турменко (53) 621.852(088.8) (56) Патент США N 3878734, кл. F 16 Н 7/02, 1975.
Заявка ФРГ ¹ 3140157, кл. F 16 Н 7/02, 1983, Авторское свидетельство СССР
N 1551901, кл. F 16 Н 7/02, 1987.
Патент США N 4026162, кл, 74 — 231, 1977. (54) РЕМЕННАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам с гибкой связью, и может найти применение в приводах различных устройств и механизмов, „„. Ж„„1733769 А1
Цель изобретения — повышение КПД за счет уменьшения изгибной жесткости ремня и крутильных колебаний. Ременная зубчатая передача содержит ведущий 1 и ведомый 2 шкивы и охватывающий их бесконечный ремень 3 с прямыми зубьями 4, На внутренней поверхности ремня 3 между соседними зубьями расположены центрирующие элементы в виде выступов 6 со сферической поверхностью, а на наружной поверхности шкивов выполнены углубления 7 сферической формы, радиус сферы которых больше радиуса сферы выступа 6. При вращении ведомого шкива 2 зубья 4 заходят в зацепление с впадинами 5 на шкивах и ремень 3 передает крутящий момент от ведомого шкива к ведущему. Выступы 6 предотвращают сползание ремня, 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
1733769
Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано для преобразования угловых скоростей и крутящих моментов в станкостроении, автомобильной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, нефтехимической промышленности, радиотехнике, вычислительной технике и т.д.
Известна зубчатая ременная передача с торцовыми буртами, консольно pBcllolloженными относительно шкивов.
Недостатками данной передачи являются ненадежность, сложность конструкции ремня и его повышенный вес, так как его ширина больше ширины шкивов. При работе передачи в местах изгиба торцовых буртов по причине повышенной изгибной жесткости имеют место внутреннее трение материала, его нагревание и потеря энергии, снижающая КПД передачи.
Известна зубчатая ременная передача с круговыми зубьями на ремне, Недостаток указанной передачи заключается в том, что при реверсивной работе ее нагрузка при вращении в противоположные стороны неодинакова. Если нагрузка на зубья ремня направлена со стороны выпуклости зубьев, то они подвержены напряжениям среза и сжатия, направленным вдоль зубьев. Если же нагрузка на зубья ремня приложена со стороны вогнутости их, то они подвержены напряжениям среза и растяжения, В первом случае допустимая нагрузка на зубья больше, чем во втором.
Известна также зубчатая ременная передача с центрирующими индивидуальными буртиками прямоугольного профиля на торцах зубьев.
Однако при непараллельности геометрических осей шкивов и при крутильных колебаниях веток ремня в такой передаче возможно набегание внутренней стороны центрирующего буртика на кромку шкива, Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является зубчатая ременная передача с клиновыми буртиками между зубьями ремня. Так как при работе отсутствует упругое скольжение этих буртиков, они не передают крутящего момента и выполняют одну функцию — центрирование ремня. Центрирующие буртики повышают изгибную жесткость ремня, снижая КПД передачи, Тяговое усилие передается одним кордовым канатиком, встроенным в ремень посередине. Отсутствие кордовых канатиков по всей ширине ремня способствует его короблению и появлению крутильных колебаний веток ремня, Целью изобретения является повышение КПД передачи за счет уменьшения изгибной жесткости ремня и крутильных колебаний его веток.
5 Поставленная цель достигается тем, что между зубьями ремня содержатся полусферические выступы, центрирующие ремень.
Чтобы центрирующие элементы не воспринимали тяговое усилие, приложенное к ре10 мню, диаметр соответствующих сферических лунок на шкивах выполняется несколько большим, чем диаметр выпуклых элементов. Центры сферических лунок смещаются к торцам шкива таким образом, что
15 лунки взаимодействуют с выпуклыми элементами боковыми сторонами. Отсутствие буртиков между зубьями ремня снижает его изгибную жесткость и повышает КПД передачи.
20 На фиг. 1 изображена ременная зубчатая передача, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1, на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг, 1; на фиг. 4 и 5 — варианты схем взаимодействия центрирующих элементов с впадинами
25 шкива.
Передача содержит ведущий 1 и ведомый 2 шкивы, бесконечный ремень 3 с прямыми зубьями 4, взаимодействующими с цилиндрическими впадинами 5 на шкивах, 30 центрирующие полусферические элементы
6, взаимодействующие со сферическими впадинами 7 на шкивах. Для обеспечения постоянства шага зубьев ремня он по всей ширине армируется высокопрочными сталь35 ными канатиками. Ремень с одним рядом центрирующих элементов предназначен для крупногабаритных передач большой мощности с большим межцентровым расстоянием и горизонтальным расположени40 ем плоскости вращения шкивов, Передача работает следующим образом, При вращении ведомого и ведущего шкивов цилиндрические зубья 4 заходят в зацепление с впадинами 5 на шкивах и ре45 мень передает крутящий момент от ведущего шкива к ведомому, Центрирующие элементы 6 предотвращают сползание ремня со шкивов.
Предлагаемая зубчатая ременная пере50 дача характеризуется высокой надежностью за счет самоцентрирования ремня.
Формула изобретения
1. Ременная зубчатая передача для преобразования угловых скоростей и крутящих
55 моментов, содержащая ведущий и ведомый шкивы, охватывающий их бесконечный зубчатый ремень, на внутренней поверхности которого между соседними зубьями расположены центрирующие элементы, а на на1733769
55 ружной поверхности шкивов выполнены углубления для размещения центрирующих элементов, отр ич а ю ща я ся тем, что, с целью повышения КПД за счет уменьшения изгибной жесткости ремня и крутильных колебаний, каждый центрирующий элемент выполнен в виде по крайней мере одного выступа, имеющего наружную сферическую поверхность, углубления выполнены сферической формы, радиус сферы которых выбран больше радиуса сферы выстыпа для взаимодействия с последними одной боковой стороной в плоскости, перпендикулярной плоскости симметрии передачи.
8ud A (no8epeymo) 2. Передача по и. 1, отличающаяся тем, что выступы расположены на ремне в плоскости симметрии передачи, а углубления смещены относительно нее в противоположные стороны с чередованием.
5 3. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что каждый центрирующий элемент выполнен в виде двух выступов, расположенных по обе стороны от плоскости симметрии передачи на одном расстоянии и взаимо10 действующих с углублениями боковыми сторонами, направленными друг к другу.
1733769
45
Составитель А. Турменко
Техред М,Моргентал Корректор 0. Ципле
Редактор А. Лежнина
Заказ 1654 Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ..113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101



