Автооператор для вычерчивания плоских кривых
Изобретение относится к устройствам для воспроизведения кривых, может быть использовано при разметочных работах для изделий со сложным криволинейным контуром, при механизированном нанесении узоров и позволяет расширить эксплуатационные возможности и уменьшить габаритные размеры автооператора, Автооператор содержит установленный на стойке двигатель, на вал которого жестко насажен полый вал с дискообразным выступом, На полом валу установлены корпуса, являющиеся основаниями двух кривошипов и связанные с выступом посредством электромагнитных муфт, которые расположены также, как и два тормоза, внутри корпусов . Внутри пологе вала размещен дополнительный вал с опорой, которая посредством тормоза связана с одним из кривошипов, при этом второй тормоз связывает другой кривошип со стойкой . Кривошипы шарнирно соединены с шатунами, связанными между собой свободными концами с помощью вращатель- | ного шарнира, на котором установлен пишущий элемент. 2 ил.
<19) . . (II) COOS СОНЕТСКИК
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК .
{1) В 43 1, 1I/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTH
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ И
К АВТОРСКОМУ. СВИД
1 (21) 4807549/12. (2?) 02.04.90 (71) Казахский государственный университет им. С.И.Кирова (72) Jl.И.Слуцкий, А.S.Ким, В.В.Трунов и А.В.Аталаков (53) 744 „3 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
Н 1558711, кл. В 43 Т 11/00, 1988. (54) ABT00I1FPATOP ДЛЯ ВЬИЕРЧИВАНИЯ
ПЛОСКИХ КРИВЫХ (57) Изобретение относится к устройствам для воспроизведения кривых, может быть использовано при разметочных работах для иэделий со сложным криволинейным контуром, при механизированном нанесении узоров и позволяет расширить эксплуатационные возможности и уменьшить габаритные размеры
Изобретение относится к устройствам для воспроизведения кривых и мо" жет быть использовано при разметочных работах для изделий со сложным криво- линейным контуром, а.также при механизированном нанесении узоров.
Известно устройство для вычерчи" вания циклоидальных кривых, содержащее пишущий элемент, установленный на штанге, привод, имеющий двигатель и редуктор, установленное на валу редуктора водило с зубчатым колесом сателлитом, находящимся в.:зацеплении с внутренним зубчатым венцом корон" чатого колеса, а также звездочки, 2 автооператора. Автооператор содержит установленный на стойке двигатель, на вал которого жестко насажен полый вал с дискообраэным выступом. На полом валу установлены корпуса, являющиеся основаниями двух кривошипов и связанные с выступом посредством электро" магнитных муфт, которые расположены также, как и два тормоза, внутри корпусов. Внутри полого вала размещен. дополнительный вал с опорой, которая посредством тормоза связана содним из кривошипов, при этом второй тормоз связывает другой кривошип со стой" кой. Кривошипы шарнирно соединены с шатунами, связанными между собой свободными концами с помощью вращатель- 7 ного шарнира, на котором установлен пишущий элемент. 2 ил.
Ы расположенные на концах водила и сое" Q диненные цепной передачей (1) .. .")
Недостатками устройства являются громоздкость и неудобство в эксплуатации за счет необходимости в каждом конкретном случае устанавливать зубчатое колесо т определенным чис" э лом зубьев, а также заменять водило и сателлит с определенными длиной и диаметром.
Известен также механизм для воспро" изведения шатунных кривых, содержащий рычаги и шатуны, связанные между собой вращательными шарнирами, причем каждый из рычагов приводится отдель50
3 17332 ным двигателем, установленным на стойке, и пишущий элемент (2) .
Яанное устройство также имеет ряд недостатков и прежде всего - неудобство в эксплуатации, обусловленное трудностью управления двумя двигателями по законам, функциональным образом связанным друг с другом.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для вычерчивания плоских кривых, содержащее два соосно уста" новленных кривошипа, связанных с элек"
I тродвигателем, два шатуна, шарнирно связанные между собой и с кривошипами, пишущий элемент, установленный в шарнире, соединяющем концы шатунов, две электромагнитные муфты, каждая из которых связывает вал электродви- 20 гателя с одним из кривошипов, два установленных на этом валу сменных ку" лачка, электрически связанные посредством кнопочных переключателей с муфтами, и два тормоза, кинематичес- 25 ки связанные с рычагами, а электри" чески " с кнопочными переключателя" ми (3 .
Основным недостатком данной конструкции является использование дри- 30 гателя с валом, имеющим два выхода: это обуславливает, во-первых, необ" ходимость его расположенил в рабочей . зоне исполнительного механизма устройства, что определяет наличие
"мертвых зон", для исключения которых следует переориентировать основание исполнительного механизма, Bo"" вторых, громоздкость конструкции в целом. Кроме того, устройство.,харак- 40 теризуется неудобством в эксплуата ции за счет использования в его системе управления механических элементов (кулачков, .тормозов), которые необходимо перенастраивать каждый, 45 раз при переходе на воспроизведение другого, вида кривой.
Целью изобретения является повышение технологичности и удобства в работе. указанная цель достигается тем, что автооператор для вычерчивания плоских кривых содержит установленный на стойке двигатель, два соосно расположенных кривошипа, связанные с двумя электромагнитными муфтами и двумя тормозами, два шатуна, связан» ные с кривошипами и между собой вращательными шарнирами, соединенный с
71 4 кривошипами пишущий элемент и средство для соединения вала двигателя с кривошипами, при этом один из тормозов соединен со стойкой„ Причем вал выполнен польем и имеет. размещенный внутри него дополнительный вал с опорой, которая посредством второго тормоза соединена с ° одним из кривошипов,при этом средство длл соединения вала .двигателя с кривошипами состоит из выполненного на наружной поверхности вала дискообразного выступа, обе муфты связаны с выступом, а основания кривошипов выполнены в виде расположенных по обе стороны от выступа корпусов, каждый из которых соединен с муфтой и тормозом соответствующего кривошипа.
На фиг. 1 представлена схема автооператора для вычерчивания плоских кривых.
На фиг. 2 приведены диаграммы вариантов работы автооператора.
Автооператор состоит из блока управления 1, состоящего из стандартных элементов, и исполнительного механизма (фиг. 1).
Исполнительный механизм содержит стойку 2, на которой закреплен двигатель 3. На вал двигателя 3 жестко насажен полыи вал 4 с дискообразным выступом 5. На полом валу 4 посредством подшипников скольжения 6, 7 установлены корпуса 8, 9, лвл,"-ющиесл основаниями кривошипов 10, 11, Внутри корп; сов 8, 9 расположены электромагнитные муфты 2, 13 и электромагнитные -ормоза 14, 15, связанные с блоком уоpовлe;iи l 1. Вну.p . полого вала 4 посредством упорного подшипника 16 и п.-дыипнико скольжения 17 уста"овле дополнительный вал !8,. в опоре которого прикреплена HBKflëäка 19 (например, резинован). Кривошипы 10,11 свлзаны с шатунами 20, 21 посредством вращательных шарниров 22, 23. Натуны 20, 21 свободньили концами соединены между собой с помощью вращательного шарнира 24, нл котором установлен пишущий элемент 25. На основании стойки 2 расположен подпружиненный стол 26.
Автооператор .работает следующим образом. При установке заготовки 27 на . подпружиненный стол 26, она поджимается к опоре вала 18, обеспечивал его неподвижность во время работы автооператора, причем накладка 19 ис5 17 ключает воэможность относительного сдвига опоры вала 1.8 и заготовки 27.
При последующем включении двигателя
3 его вал вращает с постоянной угловой скоростью полый вал .4. Сигналы, .поступающие с блока управления 1, заставляют работать муфты 12, 13, и тормоза 14, 15. В результате .этого муфты 12, 13 обеспечивают передачу вращательного движения с дискообразного выступа 5 полого вала 4 на кри" вошипы 10, 11, соответственно, тормоз
14 осуществляет фиксацию кривошипа
10, а тормоз ll5, через опору вала
18," Фиксацию кривошипа 11 относи.тельно стойки 2. Автооператор ра ота" ет в четырех режимах: при первом режиме работают муфта 12 и тормоз 15; при втором - муфта 13 и тормоз 14; при третьем - муфты 12, 13; при четвертом - тормоза 14, 15, При работе устройства в, первых двух режимах попеременно вращаются íà определенные углы, зависящие от. длительности и скважности уп" равляющего сигнала, кривошипы 10, 11 тем самым задавая движение шатунам
20,21, которые, в свою очередь, пере" мещают пишущий элемент 25. При работе устройства в третьем режиме кривошипы 10, 11 вращаются одновременно в одну сторону, также обеспечивая пере" дачу движения пишущему элементу 25.
При работе устройства в четвертом режиме кривошипы 10, 11 фиксируются относительно стойки 2 без остановки двигателя 3, что обеспечивает техно" логическую возможность, например, за" мены заготовки 27. Пишущий элемент
25 вычерчивает заданную кривую на рабочей плоскости заготовки 27.
Переход на воспроизведение кривых другого вида осуществляется путем изменения длительности и скважности управляющих сигналов, генерируемых блоком управления 1. На фиг. 2 приведены диаграммы вариантов работы в описанных выше режимах, где показана зависимость между длитель" ностью управляющих сигналов Т и Т, 33271
6 цоступающих на электромагнитные муф- . ты (U<<, Ur ) и тормоза (tJ«, И,,-), и временем t,.
По сравнению с прототипом предлагаемое устройств для вычерчияа" ния кривых обладает следующими преимуществами, 0но характеризуется более высокой технологичностью за счет
10 уменьшения ".мертвых зон" вследствие размещения двигателя вне рабочей эоны исполнительного механизма, а также за счет меньших габаритных разме ров., Кроме того, при использовании
l5 предлагаемого устройства можно повысить удобство в работе в результате применения электронной системы управления, позволяющей более оперативно и точно йереходить на воспроиз; ведение кривых нового, типа и значительно упростить работу оператора, формула изобретения
Автооператор для вычерчивания плоских кривых, содержащий установленный
% на стоике двигатель, два соосно расположенных кривошипа, связанных с двумя электромагнитными муфтами и двумя . тормозами, два шатуна, связанных с кривошипами .и между собой вращательЗ0 ными шарнирами, соединенный с криво. шипами пишуций элемент и средство для соединения вала двигателя с кривошипами, при этом один иэ тормозов соединен со стойкой, о т л и ч а ю щ и й"
3 с я тем, что, с целью повышения технологичности и удобства в работе, вал выполнен полым и имеет размещенный внутри него дополнительный вал с опорой, которая посредством второго.
40 тормоза соединена с одним из кривоши- пов, при этом средство для соединения вала двигателя с кривошипами состоит из выполненного на наружной поверхности вала дискообразного выступа, 45 обе муфты связаны с выступом., а основания кривошипов выполнены в виде расположенных по обе стороны от вы" ступа корпусов, каждый из которых соединен с муфтой и тормозом соответ50 ствующего кривошипа.
1733271
eAr, r
Ц Д 1 о :245
Ц2 15
Й2 И о (4 1
Составитель A.Àãàëàêoà .Техред А,Кравчук
Редактор С, Бокарева
Корректор N. Ùàðîøè
J f
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óærîðoä, ул. Гагарина, 101. Заказ 2936 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям.при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5



