Устройство для равномерной намотки каната на барабан лебедки
Изобретение относится к машиностроению , в частности к лебедкам с упругим наматываемым канатом. Цель изобретения повышение эксплуатационных свойств. Устройство содержит силовой гидроцилиндр 1 двухстороннего действия, гидравлический распределитель 7 с рычагом 8, который взаимодействует с канатом 9. При наматывании ( разматывании) канат 9 смещается и поворачивает рычаг 8, который, перемещая золотник гидрораспределителя 7, соединяет одну из полостей гидроцилиндра 1 с источником давления, а другую-сосливом, вынуждая шток 2 перемещаться и тем самым, перемещать канат вдоль барабана. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s В 66 D 1/36
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1
43
О
О
1б
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4808120/11 (22) 02.04.90 (46) 30.04.92. Бюл. М 16 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР и Ишимбайский завод транспортного машиностроения (72) В.К.Микалуцкий, С.H,Ïoääóáêî, В.И.Рожин и О.П.Царев (53) 621.864(088.8) (56) Автомобиль МАЗ вЂ” 537 и его модификации, Техническое описание и инструкция по эксплуатации / Под ред. Б.Л,Шапошника, 1964. Минск, с,431, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАВНОМЕРНОЙ
НАМОТКИ КАНАТА НА БАРАБАН ЛЕБЕДКИ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к лебедкам с упругим наматываемым канатом. Цель изобретения повышение эксплуатационных свойств. Устройство содержит силовой гидроцилиндр 1 двухстороннего действия, гидравлический распределитель 7 с рычагом 8, который взаимодействует с канатом 9. При наматывании (разматывании ) канат 9 смещается и поворачивает рычаг 8, который, перемещая золотник гидрораспределителя 7, соединяет одну из полостей гидроцилиндра 1 с источником давления, а другую — сосливом, вынуждая шток 2 перемещаться и тем самым, перемещать канат вдоль барабана. 5 ил.
1730019
Изобретение относится к машиностроению, в частности к лебедкам с упругим наматываемым канатом, и может быть использовано в лебедках, устанавливаемых на транспортных машинах.
Равномерная намотка каната (троса) на барабан лебедки транспортной машины, как правило, осуществляется с помощью устройства, содержащего муфту, совершающую возвратно-поступательное движение в пределах рабочей длины барабана, Муфта перемещается за счет ходового винта, имеющего двойную резьбу — левую и правую, соединенные плавным переходом, Винт в свою очередь имеет кинематическую связь с барабаном лебедки, При вращении барабана происходит вращение ходового винта и соответствующее перемещение муфты.
Недостатками устройств являются низкая надежность и малая долговечность. В силу того, что резьбовые муфты воспринимают усилия от каната (троса), они подвержены износам и заклиниваниям от перекосов.
Известна также лебедка автомобиля
МА3 — 537, имеющая специальные тяговые ролики, предназначенные для создания усилия на тросе лебедки, Барабан лебедки полностью разгружен от тягового усилия и служит только для сбора троса, идущего от тяговых роликов, На устройство для равномерной намотки каната не действуют усилия от каната, поэтому оно имеет высокую надежность и долговечность, В целом лебедка значительно усложнена (содержит дополнительно тяговые ролики с приводными редукторами, обводные направляющие, и прижимные ролики), что приводит к увеличению габаритов, Кроме того, для всех этих устройств характерна кинематическая связь положения муфты направляющего устройства с оборотами барабана независимо от положения каната по отношению к упомянутому барабану, что приводит к сбоям при намотке.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для равномерной намотки каната в лебедках, Устройство содержит салазки, приводимые в действие при помощи передаточного механизма и ходового винта, чувствительный элемент для регистрации бокового перемещения каната с блоком обработки сигналов и систему управления.
Устройство работает следующим образом.
Чувствительный элемент, расположенный в зоне подвода каната к барабану и расположенный параллельно к нему, реги55
50 стрирует боковые перемещения каната между барабаном и салазками. Электрический сигнал при перемещении каната через блок обработки поступает к системе управления передаточным механизмом. Система управления путем изменения передаточноro отношения механизма или выключения
его регулирует перемещение салазок с канатом вдоль барабана в соответствии с ходом каната.
Ходовой винт, приводящий в движение салазки, является силовым элементом и имеет большую долговечность за счет того, что резьба на нем одного направления, кроме того, исключаются перекосы салазок относительно ходового винта, так как салазки опираются на специальные направляющие, по крайней мере в двух местах, Преимуществом является также то, что положение салазок определяется не кинематической зависимостью от оборотов барабана, а действительным положением каната относительно барабана, Недостатком является большая сложность механизма привода и системы управления (необходимость автоматически изменять передаточное число, реверсировать и останавливать ходовой винт привода салазок).
Целью изобретения является повышение эксплуатационных свойств устройства для равномерной намотки каната на барабан лебедки, Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для равномерной намотки каната на барабан лебедки, содержащем направляющий механизм с направляющей балкой и систему управления с исполнительным элементом, система управления включает в себя трехпозиционный гидравлический распределитель с золотником, связанный с ним источник давления рабочей жидкости, направляющий механизм, выполненный в виде силового гидроцилиндра двухстороннего действия, установлен, ного на указанной направляющей балке с возможностью продольного перемещения, причем на силовом гидроцилиндре смонтирован указанный распределитель, а исполнительный элемент выполнен в виде установленного на распределителе двуплечего рычага, для взаимодействия одним концом с золотником, а другим — с канатом, Таким образом, в предлагаемой конструкции салазки с ходовым винтом и муфтой, взаимодействующей с ним, а также приводной механизм с устройствами для изменения передаточного числа и останова заменены одним гидроцилиндром двустороннего действия, а вместо электрогидрав1730019
-15
50
55 лической (электромеханической) системы управления, содержащей устройства для обработки и преобразования электрического сигнала в механическое воздействие на механизм привода, применен гидравлический распределитель, а положение каната по отношению к барабану определяется посредством рычага вместо индуктивного датчика.
На фиг.1 изображена установка устройства для укладки каната на барабан лебедки; на фиг,2 — гидроцилиндр .c направляющей балкой и скользящей опорой; на фиг.3 — гидравлический распределитель с рычагом; на фиг.4 — гидравлическая схема устройства для укладки каната в случае использования его на лебедке с гидроприводом; на фиг.5 — гидравлическая схема устройства для укладки каната в случае использования его на лебедке с механическим приводом, Устройство для равномерной намотки каната на барабан лебедки включает в себя гидроцилиндр двустороннего действия 1 (фиг.1), шток 2 которого шарнирно крепится к кронштейну 3 на раме лебедки, Подвижная опора 4 крепится к корпусу 5 цилиндра и перемещается по направляющей балке 6.
Гидравлический распределитель 7 монтируется на корпусе гидроцилиндра 1 в непосредственной близости к подвижной опоре 4 и рычагом 8 взаимодействует с канатом 9.
Подвижная опора 4 содержит устройство для направления каната 10, состоящее из блоков 11, установленных на осях 12 с возможностью регулирования их взаимного положения. Расстояние между ручьями блоков
17 выбирается таким образом, чтобы канат
9 проходил между ними с минимальными зазорами. Гидравлический распределитель
7 включает корпус 13, золотник 14 и пружину 15. В корпусе 13 канал А предназначен для связи с источником давления, каналы Б — со сливной магистралью, каналы В и à — c полостями гидроцилиндра. К золотнику 14 шарнирно присоединяется рычаг 8, имеющий опору на корпусе 13. Другой конец рычага 8 взаимодействует с канатом 9. На фиг,1 показаны также гидромотор 16 привода барабана лебедки 17.
Предлагаемое устройство для равномерной намотки каната может быть использовано и в лебедках с механическим приводом. В этом случае в гидравлическую систему (фиг.5) должны быть включены насос 18, бак для рабочей жидкости 15 и может быть включен предохранительный клапан
20. Насос 18 может быть установлен на быстроходном валу (как правило входном валу лебедки) до механизма реверса. Например, в лебедке автомобиля MA3 — 537 таким может быть вал 15, Устройство работает следующим образом, В исходном положении золотник 14 посредством пружины 15 устанавливается в среднее положение. В этом положении все подводящие и отводящие каналы закрыты.
При включении лебедки поступает рабочая жидкость под давлением к гидромотору
16 и ко входу А гидрораспределителя 7. Барабан лебедки 17 приводится во вращение от гидромотора 16. Канат 9 начинает наматываться на барабан 17 по винтовой линии, смещаясь от начального положения на некоторое расстояние. При этом рычаг 8, взаимодействующий с канатом 9, поворачивается вокруг опоры и перемещает золотник 14.
Золотник 14, перемещаясь, сообщает полость А с полостью В (или Г, — в зависимости от направления укладки каната), связанной с напорной полостью гидроцилиндра 1, Одновременно другая полость гидроцилиндра
1 сообщается с полостью Б — гидрораспределителя 7 — и через нее со сливом, Шток 2 гидроцилиндра 1 перемещается относительно корпуса 5, вынуждая последний скользить по направляющей 6, перемещая устройство для направления каната 10. Процесс перемещения длится до возвращения золотника 14 в исходное состояние, При дальнейшей намотке каната 9 описанный процесс повторяется. Аналогичным образом происходит перемещение устройства для направления каната и при размотке последнего. Только в этом случае полость А гидрораспределителя 7 соединяется с другой полостью гидроцилиндра 1, поскольку рычаг 8 поворачивается в другую сторону, Таким образом, применение гидроцилиндра и гидравлического распределителя с чувствительным элементом расширяет возможности использования (при использовании канатов разных диаметров укладка имеет максимально возможную плотность).
Все элементы устройства могут быть размещены в удобных и доступных для работ местах, Обслуживание может выполняться без демонтажа и разборки лебедки. Кроме того, упрощается конструкция лебедки.
Формула изобретения
Устройство для равномерной намотки каната на барабан лебедки, содержащее направляющий механизм с направляющей балкой и систему управления с исполнительным элементом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его эксплуатационных свойств, система управления включает в себя трехпозиционный гидравлическии распределитель с золотником, 1730019 связанный с ним источник давления рабочей жидкости, направляющий механизм выполнен в виде силового гидроцилиндра двустороннего действия, установленного на указанной направляющей балке с возможностью продольного перемещения, причем на силовом гидроцилиндре смонтирован указанный распределитель, а исполнительный элемент выполнен в виде установленного на распределителе двупле5 чего рычага для взаимодействия одним концом с золотником, а другим — с канатом, 1730019
1730019





