Способ определения коэффициента трения гибкой нити

 

Изобретение относится к исследованию фрикционных свойств материалов. Целью изобретения является повышение точности и снижение трудоемкости. Согласно способу относительное движение нити и неподвижного контртела осуществляют за счет падения груза из положения, соответствующего недеформированной пружине, а в качестве параметра фрикционного взаимодействия определяют угол охвата нитью контртела, при котором отсутствует обратное движение груза вверх. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (! 9) (I! ) (5!)5 G 01 N 19/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.

1 (21) 4818405/28 (22) 24.04.90 (46) 23.04.92. Бюл. М 15 (71) Рижский политехнический институт им, А. Я. Пельше (72) Я. А. Виба, Б. К. Грасмачис, А. А. Кищен.ко и Г. Э.. Страздс (53) 620.178,16(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1080073, кл. G 01 N 19/02, 1983.

Авторское свидетельство СССР

М 1376009, кл. G 01 N 19/02, 19&7.

Авторское свидетельства СССР

Рк 1089488, кл. G 01 N 19/02, 1983, прототип.

Изобретение относится к определению фрикционных свойств материалов. в частности нитевидных, применительно к машинам и механизмам, среди элементов которых имеются гибкие нити или тросы, которые обкатываются вокруг блоков или других направляющих.

Известны приборы для определения коэффициента трения нити или каната, которые относительно сложны и неточны, так как в них не учитываются силы трения в отдельных .узлах самого прибора. Кроме того, в этих приборах измеряют силы натяжения в набегающей и обегающей ветвях исследуемой нити и каната, по которым определяют коэффициент трения.

Известно также устройство для опреде, ления коэффициента трения нити, содержащее корпус, цилиндрическую направляющую нити, узел нагружения ее и узел измерения силы трения. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ ГИБКОЙ НИТИ (57) Изобретение относится к исследованию фрикционных свойств материалов. Целью изобретения является повышение точности и снижение трудоемкости, Согласно способу относительное движение нити и неподвижного контртела осуществляют за счет падения груза из положения, соответствую@его недеформированной пружине, а в качестве параметра фрикционного взаимодействия определяют угол охвата нитью контртела, при котором отсутствует обратное движение груза вверх, 1 ил.

Однако в данном устройстве для определения коэффициента трения используются величины силы натяжения ветвей.

Поскольку в практике обычно коэффициент трения необходимо определять для дальнейших расчетов динамики нити, то результат получается более точным, если этот коэффициент определять по динамическим свойствам, а не по измеряемым силам натяжения.

Цель изобретения — повышение точности и снижение трудоемкости.—

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу, заключающемуся в том, что один конец нити через пружину связывают с основанием, а на другом располагают груз, охватывают натянутой нитью контртело, приводят их в относительное движение и по параметру их фрикционного взаимодействия судят о коэффициенте трения, используют неподвижное контртело

1728731

Составитель В.Калнинь

Техред М.Моргентал Корректор Q. Кравцова

Редактор А.Мотыль

Заказ 1402 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж 35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101 относительное движение нити и контртела осуществляют за счет падения груза из положения, соответствующего недеформированной пружине, а в качестве параметра фрикционного взаимодействия определяют угол охвата нитью контртела, при котором отсутствует обратное движение груза вверх.

На чертеже схематически изображено устройство для реализации предложенного способа.

Устройство содержит неподвижный блок 1 и нить 2, между которыми необходимо определить коэффициент трения. 8 кон, це нити подвешен груз 3 для натяжения нити. Пружина 4 связывает нить с рычагом

5, которым можно устанавливать угол охвата а, поворачивая рычаг вокруг оси 6. Положение рычага 5 фиксируется гайкой 7. Узел измерения угла а содержит указатель 8 и пластину 9 в виде полукруга; на которой размещена шкала. Указатель всегда направлен по оси нити, а груз 10 удерживает срезанную сторону полукруга вертикально.

Определение коэффициента трения между неподвижным блоком 1 и нитью 2 осуществляют следующим образом.

Груз 3 поднимают до такого положения, при котором пружина 4 недеформирована, и отпускают груз из состояния покоя. Груз, пройдя определенное расстояние вниз, останавливается и идет вверх, т. е. совершает затухающие колебания. Поворачивая рычаг вокруг оси 6, увеличивают угол а до такой величины, при которой груз, отпущенный из

5 состояния покоя, остановится в нижнем положении и движение груза вверх не последует, Измеряя угол а вв ррааддииааннаахх, определяют коэффициент трения скольжения f между цилиндром и нитью по формуле

10 0 347 а

Формула изобретения

Способ определения коэффициента трения гибкой нити. заключающийся в том, 15 что один конец нити через пружину связывают с основанием, а на другом располагают груз, охватывают натянутой нитью контртело, приводят их в относительное движение и по параметру их фрикционного взаимодейст20 вия судят о коэффициенте трения,о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости, используют неподвижное контртело, относительное движение нити и контртела

25 осуществляют за счет падения груза из положения. соответствующего недеформированной пружине, а в качестве параметра фрикционного взаимодействия определяют угол охвата нитью контртела, при котором

30 отсутствует обратное движение груза вверх.

Способ определения коэффициента трения гибкой нити Способ определения коэффициента трения гибкой нити 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения коэффициента трения 13 ских листовых материалов

Изобретение относится к испытаниям материалов трением

Изобретение относится к испытаниям материалов на трение

Изобретение относится к трибологии

Изобретение относится к технике испытаний материалов на трение и износ для определения коэффициента трения преимущественно поверхности с покрытием без разрушения последнего

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к приборам для контроля состояния дорог

Изобретение относится к исследованиям взаимодействия материалов с газовым потоком

Изобретение относится к исследованию механических характеристик эластичных материалов и может быть использовано в машиностроении и приборостроении

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх