Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей
Изобретение относится к способам определения параметров колес автомобиля. Цель изобретения - повышение точности определения величины развала и схождения . Устанавливают напротив колес отсчетное устройство, в качестве которого используют теодолит. Визируют теодолит на марку, установленную на магнитах к ободам колес и снимают отсчеты по маркам. Величину схождения колес определяют по сумме разностей отсчетов, а величину развала - как разность отсчетов по шкалам марки . 3 ил.
(49) (10
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5))5 G 01 В 11/275
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
llPM ГKHT СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4656059/28 (22) 28.02.89 (46) 23.04.92. Бюл. (Ф 15 (71) Кишиневский сельскохозяйственный институт им. М.В. Фрунзе (72) В.Е, Карышев и Н.С. Грипачевский (53) 531.71(088.8) (56) Лудченко А.А, Основы технического обслуживания автомобилей. — Киев: Вища школа, 1987, с. 147.
Патент Великобритании М 1335326, кл. 6 01 В 11/275, 1971.
Изобретение относится к способам определения величин развала и схождения управляемых колес автомобилей.
Известны способы измерения величин развала и схождения колес, Недостатком известных способов является наличие многих узлов, автономных источников питания, что усложняет процесс измерения величин развала и схождения колес, а также невысокая точность замеров.
В качестве прототипа взят способ измерения величин развала и схождения колес с помощью прибора ПКО-1, предусматривающий установку двух ламповых проектов. дающих заостренные световые отражения.на шкалах, размещенных в плоскости враще-: ния колес, а также измерительных стержней с метками для отсчета в миллиметрах откло(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ
РАЗВАЛА И СХОЖДЕНИЯ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ (57) Изобретение относится к способам определения параметров колес автомобиля.
Цел ь изоб ретения — повышение точности определения величины развала и схождения. Устанавливают напротив колес отсчетное устройство, в качестве которого используют теодолит. Визируют теодолит на марку, установленную на магнитах к ободам колес и снимают отсчеты по маркам.
Величину схождения колес определяют по сумме разностей отсчетов, а величину развала — как разность отсчетов по шкалам марки. 3 ил. нения световых лучей и источника электрой питания для проекторов.
Недостатком способа является сложно- M сть процесса измерения и невысокая точ- Q) ность замеров. (Ь (Л
Цель изобретения — упрощение процес- у са определения величин развала и схождения управляемых колес легковых автомобилей и повышение точности измерений.
Поставленная цель достигается за счет того, что в качестве измерительного устройства применяется теодолит, а в качестве отсчетного устройства — специально изготовленную марку с миллиметровыми шкалами, которые с помощью специальных магнитов крепят к ободу диска колеса.
1728655 соответствовать норме, указанной в инст- 20
30
На фиг.1 показан способ крепления к колесу марки; на фиг;2 — схема способа определения развала колеса; на фиг.3 — схема способа определения схождения колес, На фиг.1 — 3 показана марка, которая состоит иэ штанги 1, двух постоянных магнитов 2 и двух отсчетных миллиметровых шкал
3, марка 4, закрепленная на ободе колеса, направляющий брус 5, имеющий длину, превышающую ширину колеи автомобиля на 40-50 мм, и теодолит 6, установленный на каретке, имеющий возможность возвратно-поступательного движения по направляющему брусу.
Перед определением величины развала и схождения колес необходимо проверить техническое состояние узлов и деталей передней подвески автомобиля — давление воздуха в шинах и нагрузка на ось должны рукции по эксплуатации автомобиля, не допустимы люфты в шарнирах рулевых тяг, маятникового рычага и в подшипниках колес.
При измерениях колеса должны располагаться на горизонтальной площадке в положении, соответствующем прямолинейному движению автомобиля.
Для исключения влияния опоры на положение колес следует переместить автомобиль на несколько сантиметров вперед и назад.
Нажатием на бамперы нужно убедиться в исправности амортизаторов.
Измерение величины развала колес производится в следующем порядке, Передний мост автомобиля размещается на расстоянии 2 — 4 м от направляющего бруса 5 с закрепленным теодолитом 6 (фиг.2). К неповрежденной части ободов управляемых колес в вертикальной плоскости прикрепляют марки 4 и устанавливают на магнитах отсчетные шкалы. Визируют вертикальную нить сетки трубы теодолита на верхнюю миллиметровую шкалу марки и записывают отсчет с точностью 0,10 — 0,15 мм, затем визируют трубу на нижнюю шкалу марки и по вертикальной нити сетки снова записывают отсчет по шкале.
Величину развала колес определяют по разности отсчетов на нижней и верхней шкалах марки.
Аналогичные измерения выполняют на втором управляемом колесе.
Полученную величину развала колеса сравнивают с нормативной величиной, укаэанной в инструкции по эксплуатации автомобиля. При необходимости проводят регулировку величины развала колес, После выполнения регулировки развала приступают к проверке величины схожде5
55 ния колес. Для этого марки устанавливают на ободах колес в горизонтальное положение (фиг.3). Визируют трубу теодолита на миллиметровые шкалы марки на левом колесе и по вертикальной нити сетки трубы записывают отсчеты. Находят разность отсчетов по шкалам марки. Аналогичные измерения производят на шкалах марки правого колеса. Полученные величины разностей отсчетов по шкалам на левом и правом колесах суммируют и находят фактическую величину схождения колес.
Сравнивают фактическую и нормативную величину схождения колес, указанную в инструкции по эксплуатации автомобиля.
При необходимости проводят регулировку величины схождения колес.
Все. работы по измерения развала и схождения колес могут выполняться одним человеком.
Пример. Автомобиль ВА3 2106 устанавливают на горизонтальной площадке в положении, соответствующем прямолинейному движению на расстоянии 2 м от направляющего бруса с теодолитом.
На ободах управляемых колес в вертикальной плоскости закрепляют на постоянных магнитах марки с отсчетными шкалами (фиг.2). Устанавливают теодолит на направляющем брусе в направлении движения левого колеса автомобиля. Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на верхнюю шкалу марки и снимают отсчет, который составляет 2,3 мм. Затем производят визирование вертикальной нити сетки трубы на нижнюю шкалу марки и снимают отсчет 3,6 мм. Вычисляют разность отсчетов на нижней и верхней шкалах марки
1,3 мм.
Перемещают теодолит по направляющему брусу в створ направления движения правого колеса. Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на верхнюю шкалу марки и снимают отсчет, который составляет 3,4 мм. Затем производят визирование вертикальной нити сетки трубы на нижнюю шкалу марки и снимают отсчет 4,9 мм. Вычисляют разность отсчетов на нижней и верхней шкалах марки 1,5 мм. Таким образом, фактический развал левого колеса составляет 1,3 мм, правого — 1,5 мм.
Полученные фактические величины развала колес сравнивают с нормативными, указанными в инструкции по эксплуатации автомобиля ВА3 2106, которые для ненагруженного автомобиля находятся в пределах от-1 мм до+3 мм. В данном случае величины развала колес испытуемого автомобиля находятся в пределах нормы.
1728655
Для измерения величины схождения марки закрепляют на управляемых колесах испытуемого автомобиля в горизонтальном положении (фиг.3). 5
Устанавливают теодолит на направляющем брусе в створе направления движения левого колеса автомобиля, Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на отсчетные шкалы марки и снимают отсче- 10 ты, которые составляют 3,6 и 2,8 мм. Находят разность отсчетов по ближней и дальней шкалах марки 0,8 мм.
Перемещают теодолит по направляющему брусу в створ направления движения 15 правого колеса. Производят визирование вертикальной линии сетки трубы на шкалы марки и поочередно снимают отсчеты на ближней и дальней шкалах, которые составляют 4,6 и 2,3 мм. Находят разность отсче- 20 тов 2,3 мм.
Вычисляют сумму разностей остчетов по шкалам марок на левом и правом колесах автомобиля 3,1 мм, которая является фактической величиной схождения колес испыту- 25 емого автомобиля.
Полученную фактическую величину схождения колес сравнивают с нбрмативной, которая Для ненагруженного автомобиля находится в пределах 3-5 мм. В данном 30 случае величина схождения колес испытуемого автомобиля находится в пределах нормы.
Хронометраж показал, что на все указанные измерения и вычисления затрачено
6 мин. Точность определения величин развала и схождения колес составляет 0,1 — 0,15 мм. Работы выполняются одним человеком.
Для сравнения проводят измерения величин развала и схождения управляемых колес автомобиля ВАЗ 2106 прибором ПК0-1.
Формула изобретения
Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей, заключающийся в том, что устанавливают напротив колес отсчетное устройство, визируют его на марку, производят снятие отсчетов и вычисление величин развала и схождения колес,отл ича ю щи йся тем,что, с целью повышения точности определения величи.ны развала и схождения, в качестве отсчетного устройства используют теодолит, устанавливают марку в горизонтальное положение и производят снятие отсчетов, величину схождения определяют по сумме разностей отсче гав, затем располагают марку вертикально и аналогичным образом снимают отсчеты, величину развала колес определяют как разность отсчетов по шкалам марки, а в качестве марки используют мишень в виде штанги с двумя отсчетными шкалами и двумя магнитами,. расположенными на концах штанги.
1728655
ФигЗ
Составитель
Техред М,Моргентал
Корректор С.Черни
Редактор О.Головач
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1398 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



