Способ нарезания плоского колеса плоскоцилиндрической передачи
Изобретение относится к металлообработке , в частности к нарезанию зубьев плоского колеса плоскоцилиндрической передачи. Сущность изобретения: нарезание плоского колеса 1 осуществляют установленными на оправке 5 двумя дисковыми модульными фрезами 3 и 4, расположенными на расстоянии в два шага зацепления одна от другой перпендикулярно плоскости колеса 1 и имеющими прямолинейные режущие кромки. Середину 6 инструмента располагают против впадины 7 между зубьев, в результате прорезают две канавки на нужную глубину. Потом поворачивают плоское колесо на угол, соответствующий угловому расстоянию между зубьев, и прорезают две канавки. Общее количество проходов равно количеству зубьев. 3 ил. Вид А (А Р -сtL-зв.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ количеству зубьев. 3 ил
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4692816/08 (22) 19.05,89 (46) 15.04.92. Бюл. М 14 (71) Специальное конструкторское бюро по подземному самоходному горному оборудованию (72) П.Ф.Дейнеко (53) 621.924.6(088.8) (56) Колчин Н.И, и др. Основные сведения о зубчатых передачах и зацеплениях, М.-Л.;
Машгиз, 1962, с. 25, 26.
Теория передач в машинах. Сборник статей под ред, Ф.Л.Литвина, M.: Машиностроение, 1970, с. 81.
Справочник металлиста. Т. 5, Под ред.
А.Н.Малова, М,— Л.; Машгиз, 1960, с. 838.
Авторское свидетельство СССР
1Ф 86732, кл. В 23 F 9/14, 1949. (50) СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ПЛОСКОГО КОЛЕСА ПЛОСКОЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
„„5U„„:1726170 А1 (я)л В 23 F 15/06 // В 23 F 17/00 (57) Изобретение относится к металлообработке, в частности к нарезанию зубьев плоского колеса плоскоцилиндрической передачи, Сущность изобретения: нарезание плоского колеса 1 осуществляют установленными на оправке 5 двумя дисковыми модульными фрезами 3 и 4, расположенными на расстоянии в два шага зацепления одна от другой перпендикулярно плоскости колеса 1 и имеющими прямолинейные режущие кромки. Середину 6 инструмента располагают против впадины 7 между зубьев, в результате прорезают две канавки на нужную глубину. Потом поворачивают плоское колесо на угол, соответствующий угловому расстоянию между зубьев, и прорезают две канавки, Общее количество проходов равно
1726170
Изобретение относится к изготовлению зубьев на торцовых поверхностях колес, в частности к нарезанию зубьев плоского колеса, работающего в паре с цилиндрическим колесом, дисковыми модульными фреэами
Известен способ нареэания зубьев плоского колеса плоскоцилиндрической передачи на зубодолбе>кном станке, снабженном специально разработанным приспособлением.
Недостатком данного способа является высокая стоимость нарезания зубьев плоского колеса, обусловленная тем, что зубодолбежный станок снабжается специальным приспособлением, а долбяк выполняется идентичным цилиндрическому колесу, с которым должно работать плоское колесо.
Известен также способ нареэания зубьев плоского колеса плоскоцилиндрической передачи, включающий обработку зуба двумя дисковыми фрезами, установленными поочередно в двух положениях под углом к плоскости нарезаемого колеса, при этом одной иэ фрез обрабатывают одну рабочую поверхность зубьев, а другой фрезой — другую, т.е. за два оборота нарезаемого колеса.
Основной недостаток данного способа заключается в высокой трудоемкости, так как обработка ведется в два приема: сначала нарезается одна сторона зуба, а потом— другая.
Наиболее близким к предлагаемому является способ нарезания зубьев плоского колеса плоскоцилиндрической передачи с модифицированной формой зуба, при котором колесу, размещенному на оси, пересекающейся с осью инструмента, сообщают вращение вокруг своей оси, а инструменту с режущими кромками, отстоящими одна от другой на два шага зацепления, сообщают вращение вокруг своей оси и прямолинейное перемещение в направлении, перпендикулярном этой оси в плоскости, параллельной плоскости расположения вершин зубьев колеса, Недостатком данного способа является высокая себестоимость обработки, обусловленная использованием дорогостоящего инструмента, выполненного в виде специальной червячной фрезы.
Цель изобретения — снижение себестоимости обработки за счет использования обыкновенных модульных дисковых или пальцевых фрез.
Поставленная цель достигается тем, что в способе нарезания плоского колеса плоскоцилиндрической передачи с модифицированной формой зуба, при котором колесу, 10
55 размещенному на оси, пересекающейся с осью инструмента, сообщают вращение вокруг своей оси, а инструменту с режущими кромками, отстоящими одна от другой на два шага зацепления, сообщают вращение вокруг своей оси и прямолинейное перемещение в направлении, перпендикулярном этой оси в плоскости, параллельной плоскости расположения вершин зубьев колеса, согласно изобретению, в качестве инструмента используют на одной оправке модульные фрезы с прямолинейными режущими кромками, а обработку одного зуба осуществляют за несколько проходов, каждый из которых включает разворот колеса вокруг оси на угловое расстояние между зубьями и последующее прямолинейное перемещение инструмента, причем общее количество проходов равно количеству зубьев, На фиг. 1 схематически изображено плоское колесо в плане с частично нарезанными зубьями; на фиг, 2 — вид А на фиг. 1; на фиг, 3 — зацепление плоского колеса с цилиндрической шестерней.
Способ нарезания зубьев плоского колеса 1 включает обработку зуба 2 двумя дисковыми модульными фрезами 3 и 4 (фиг. 2). установленными на вращающейся оправке
5 на расстоянии в два шага зацепления — 2 р. Обе фрезы 3 и 4 расположены в плоскостях, перпендикулярных плоскости нарезаемого колеса 1, т.е, ось вращения оправки 5 параллельна плоскости колеса 1, а середина
6 инструмента расположена против впадины 7. При этом каждая фреза, например фреза 4, обрабатывает за один проход обе стороны зубьев до середины по их длине, т.е. в положении, изображенном на чертежах, фреза 4 правой стороной обрабатывает рабочую боковую поверхность 8 зуба 9, а левой стороной — такую же поверхность 10 зуба 11. При повороте колеса 1 по часовой стрелке на два зуба, например, используя делительную головку {не показана), чтобы середина б инструмента была расположена против впадины 12, другая фреза 3 обрабатывает правой стороной поверхность 13 зуба 9, а левой стороной — поверхность 14 зуба
11, На фиг. 1 показано начало обработки с нареэания зуба 15.
В результате такой обработки зуб в плане имеет вид неправильного ромба с наибольшей толщиной средней части, т.е. по делительной окружности, или по делительной дуге, если нареэаемое колесо не круглое.
Так как зубчатый венец плоского колеса имеет вид рейки, изогнутой в плоскости впадин и поверхностей головок зубьев, то берут те модульные фрезы, которые преднаэначе1726170 ны для нарезания зубьев реек, т.е. с прямолинейными боковыми режущими кромками, при этом работающая в паре цилиндрическая шеетерня 16 нарезается обычным способом.
Возможно использование также пальцевых фрез, расположенных на расстоянии на два шага зацепления, оси вращения которых перпендикулярны плоскости колеса, однако в данном случае необходимо специальное устройство с двумя близко расположенными шпинделями. Для увеличения. пятна контакта возможна прикатка зубьев плоского колеса цилиндрической шестерней, которая будет работать в паре с данным колесом, или идентичной по модулю, числу зубьев и другим данным. При этом за счет пластических деформаций зубьев в местах их наибольшей толщины происходит упрочнение зуба, что повышает его несущую способность и долговечность за счет повышения контактной прочности.
Использование предлагаемого способа имеет большое значение при исследовательских работах, при выборе плоскоцилиндрических передач для конкретного механизма, в том числе передач с переменным радиусом делительной кривой, обеспечивающих изменение передаточного отношения за один оборот плоского колеса, так как при этом можно нарезать большое количество различных передач без изготовления специальных приспособлений и долбяков, идентичных цилиндрической шестерне по сравнению с зубодолблением, а по сравнению с нарезкой двумя фрезами — с
5 меньшими в два раза трудозатратами. За счет использования стандартных фрез снижается себестоимость обработки.
Формула изобретения
Способ нарезания плоского колеса пло10 скоцилиндрической передачи с модифицированной формой зуба, при котором колесу, размещенному на оси, пересекающейся с осью инструмента, сообщают вращение вокруг своей оси, а инструменту с режущи15 ми кромками, отстоящими одна от другой на два шага зацепления, сообщают вращение вокруг своей оси и прямолинейное перемещение в направлении, перпендикулярном этой оси в плоскости, параллельной плоско20 сти расположения вершин зубьев колеса, отличающийся тем, что, с целью снижения себестоимости обработки, в качестве инструмента используют размещенные на одной оправке модульные
25 фрезы с прямолинейными режущими кромками, а обработку одного зуба осуществляют за несколько проходов, каждый из которых включает разворот колеса вокруг оси на угловое расстояние между зубьями и
30 последующее прямолинейное перемещение инструмента, причем общее количество проходов равно количеству зубьев.
1726170
Составитель fl. Дейненко
Техред М.Моргентал Корректор T. Палий
Редактор Э. Слиган
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1232 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



