Якорь электрической машины
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель, изобретения - повышение надежности путем лучшего уравновешивания якоря. В пазах сердечника 2 якоря размещена обмотка. Ее лобовые части 6 и 7 расположены по обе сторон ы вала. Число витков частей 6 и 7 обмотки относятся друг к другу обратно пропорционально отношению числа зубцовых делений якоря, обхватываемых каждой частью обмотки . 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 К 3/28
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4672756/07 (22) 03.04.89 (46) 23.03.92, Бюл. ¹ 11 (71) Московский завод автотракторного электрооборудования АТЭ вЂ” 1 (72) Э.А. Бауман и И.С. Жнивин (53) 621.313,04(088.8) (56) Клоков Б.К. Обмотчик электрических машин, M.: Высшая школа, 1987, с. 177.
Жолдак С,А. Ремонт электрических микромашин автоматических устройств., М вЂ” Л,;
Энергия, 1965, с, 104, Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в устройствах коллекторных электрических машин, преимущественно в коллекторных микродвигателях постоянного и переменного тока.
Цель изобретения — улучшение характеристик электрической машины путем лучшей уравновешенности якоря.
На фиг. 1 показана схема обмотки якоря микродвигателя в обычном начертании; на фиг. 2 — схема с практическим разделением секции на две части; на фиг. 3 — расположение частей той же секции на якоре, вид с конца вала.
Якорь содержит вал 1, на котором размещен сердечник 2 с зубцами 3. На якоре микродвигателя с числом зубцов, например
Z=5, и таким же числом пластин коллектора
4 расположена якорная обмотка 5, содержащая пять секций с числом витков в секции
Р/с=200. Шаг секции по пазам — из первого паза в третий. Стрелками на изображении проводников показано направление намотки, При намотке секция разделена на две
„„. Ж„„1721718 А1 (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — повышение надежности путем лучшего уравновешивания якоря. B пазах сердечника 2 якоря размещена обмотка. Ее лобовые части 6 и 7 расположены по обе сторон ы вала, Число витков частей 6 и 7 обмотки относятся друг к другу обратно пропорционально отношению числа зубцовых делений якоря, обхватываемых каждой частью обмотки, 3 ил, части 6 и 7 с числом витков W 1 и Wcz, стороны которых лежат в тех же пазах, а лобовые части по обе стороны вала. При таком изображении расположения частей секции (см. фиг. 2) видно, что длины лобовых частей неодинаковы, что приводит к дисбалансу якоря, будь числа витков в частях
Ф/с1=М/с2. То же самое хорошо видно на фиг, 3, иллюстрирующей расположение лобовых частей секции. Числа витков двух частей 6 и
7 относятся друг к другу обратно пропорционально отношению числа зубцовых делений якоря обхватываемых каждой частью секций, поэтому число витков в первой часWñ ти секции W«= 3, так как вторая часть обхватывает три зубцовых деления, а число
Wñ витков во второй части секции Wcz= — 2, Z так как первая часть обхватывает два зубцовых деления. В приводимом примере
Wc)=120 витков, Wctu=80 витков, число витКОВ В СЕКЦИИ 1Ис=Юс1+1/Ч,2=120+80, т.Е, прежнее. Электродвигатель с обмоткой якоря работает обычным известным образом.
1721718 биа2
Составитель В.Петри
Техред М.Моргентал
Корректор A,Ocàóëåíêo
Редактор Т.Шагова
Заказ 959 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Однако его характеристики улучшаются: так из-за лучшей уравновешенности якоря уменьшается вибрация якоря и электродвигателя в целом, поэтому повышается стабильность прилегания щеток к коллектору и 5 улучшается коммутация, уменьшаются потери в подшипниках скольжения и ток холостого хода двигателя, уменьшается ток при номинальной нагрузке и повышается КПД; вследствие уменьшения активного сопро- 10 тивления заявляемой обмотки якоря по сравнению с прототипом также происходит некоторое повышение мощности и КПД электродвигателя. Раздельное взвешивание частей секции обмотки якоря показало, 15 что выполнение обмотки якоря позволяет достичь лучшей уравновешенности якоря и достичь некоторого сокращения (около 3%) расхода обмоточной меди, Формула изобретения
Якорь электрической машины, содержащий вал, сердечник с зубцами и обмоткой из многовитковых секций с недиаметральным шагом, каждая из которых разделена на две части, размещенные пазовыми сторонами секций в одних и тех же пазах сердечника, а лобовыми частями — по обе стороны вала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности .путем лучшего уравновешивания якоря, отношение числа витков двух частей каждой секции обратно пропорционально отношению числа зубцовых делений якоря обхватываемых каждой частью секции.