Пневматический позиционер
Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам гидропневмоавтоматики , и может быть использовано в системах управления машин и технологическим оборудованием. Цель изобретения - повышение точности и надежности позиционирования . Пневматический позиционер содержит цилиндр с окнами, сообщенными через клапан с атмосферой, поршень с двухсторонним штоком установлен в цилиндре с образованием рабочих полостей и снабжен цилиндрическими радиальными расточками , в каждой из которых установлен плунжер , взаимодействующий с пружиной расположения, при этом один из плунжеров выполнен с конической фаской и установлен с возможностью взаимодействия с конической фаской каждого из центральных отверстий , остальные плунжеры выполнены с торцовыми эластичными прокладками, установленными с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью цилиндра, а пружинные полости плунжеров непосредственно подключены к каналу питания, причем рабочие полости цилиндра подключены через дроссели к каналу питания, при этом окна выполнены в виде группы из трех последовательно расположенных по образующей цилиндра отверстий, каждое из которых (центральное) выполнено с конической заходной фаской, 2 ил. с/у С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s F 15 В 11/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4285165/29 (22) 15.07,87 (46) 23.03,92. Бюл. ¹ 11 (71) Краснодарское отделение с опытным производством Всесоюзного научно-исследовательского института источников тока (72) Г.Н.Мордвинцев и Б.Г.Мордвинцев (53) 621-540(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 821767, кл. F 15 В 11/12, 1979, (54) ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПОЗИЦИОНЕР (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к средствам гидропневмоавтоматики, и может быть использовано в системах управления машин и технологическим оборудованием. Цель изобретения— повышение точности и надежности позиционирования. Пневматический позиционер содержит цилиндр с окнами, сообщенными через клапан с атмосферой, поршень с двухсторонним штоком установлен в цилиндре с
Изобретение относится к машиностроению, в частнбсти к средствам гидропневмоавтоматики, и может быть использовано в системах управления машин и технологическим оборудованием.
Целью изобретения является повышение точности и надежности позиционирования.
На фиг. 1 представлена полуконструктивная схема устройства; на фиг. 2- сечение
А-А на фиг. 1.
Пневматический позиционер содержит . цилиндр 1, в котором установлен поршень 2 с двухсторонним штоком 3 с образованием рабочих полостей 4, 5. По образующей 6 цилиндра 1 выполнены окна 7, 8, 9, каждое
ЫЛ, 1721320 А1 образованием рабочих полостей и снабжен цилиндрическими радиальными расточками, в каждой из которых установлен плунжер, взаимодействующий с пружиной расположения, при этом один из плунжеров выполнен с конической фаской и установлен с возможностью взаимодействия с конической фаской каждого из центральных отверстий, остальные плунжеры выполнены с торцовыми эластичными прокладками, установленными с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью цилиндра, а пружинные полости плунжеров.непосредственно подключены к каналу питания, причем рабочие полости цилиндра подключены через дроссели к каналу питания, при этом окна выполнены в виде группы из трех последовательно расположенных по образующей цилиндра отверстий, каждое из которых (центральное) выполнено с конической заходной фаской. 2 ил, из которых включает группы из трех последовательно расположенных отверстий, соответственно 10, 11, 12, 13, 14, 15 и 16, 17, 18. Окна 7, 8, 9 имеют возможность сообщения с атмосферой через клапаны 19, 20, 21.
Каждое из центральных отверстий 11, 14, 17 выполнено с конической заходной фаской
22. Поршень 2 снабжен цилиндрическими радиальными расточками 23 с установленными в них плунжерами 24-28 взаимодействующими с пружиной 29 растяжения, при этом плунжер 24 выполнен с конической фаской 30 и установлен с возможностью взаимодействия с конической фаской 22 каждого отверстия 11, 14. 17. а плунжеры 25, 26, 27 выполнены с торцовыми эластичными
1721320 прокладками 31. Пружинные полости 32 плунжеров 24-28 непосредственно подключены к каналу 33 питания, На поршне 2 имеются уплотнения 34, отделяющие полость 35, образованную цилиндром 1 и поршнями 2, от рабочих полостей 4, 5. Кроме того, в поршне 2 выполнены каналы 36, 37. с которыми взаимодействуют обратные клапаны 38, 39 и заслонка 40, установленная на плоской пружине 41. Заслонка 40 с каналами 36, 37 образует два регулируемых дросселя 42, 43, через которые канал 33 питания связан с рабочими полостями 4, 5.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом работы сжатый воздух подается по каналу 33 питания и далее через дроссели 42, 43, каналы 36, 37 и обратные клапаны 38, 39 в работе полости 4, 5.
Если первоначально открыт клапан 20, то по мере роста давления воздуха в рабочих полостях 4 и 5 перепад давления между полостью 35, соединенной с атмосферой через отверстия 13, 14, 15,и полостями 32 увеличивается. Наступает момент, когда, преодолевая силу трения и усилия со стороны пружин 29, плунжеры 24-28 наЧинают перемещаться к внутренней поверхности цилиндра 1. Эластичные прокладки 31, взаимодействуя с цилиндром 1, демпфируют движения поршня 2 при подходе его к точке позиционирования относительно отверстий
13, 15. Кроме того, коническая фаска 30 плунжера 24 входит в коническую фаску 22 отверстия 14, что приводит к жесткой фиксации поршня 2 относительно цилиндра 1.
При необходимости перемещения поршня 2, например, влево(по фиг. 1) закрывается клапан 20 и затем открывается клапан
19, Как только клапан 20 закроется, перепад давления между полостями 32 и 35 уменьшается, и под действием пружин 29 плунжеры 24-28 отходят от внутренней поверхности цилиндра 1, растормаживая поршень 2. При открытии клапана 19 рабочая полость 4 соединяется через окно 7 с атмосферой, в результате чего давление в полости 4 падает, клапан 38 открывается, соединяя рабочую полость 4 через канал 36 и дроссель 42 с каналом 33, Заслонка 40, преодолевая сопротивление пружины 41, перемещается в сторону канала 36, уменьшая проводимость дросселя 42 и давление в полости 4. Обратный клапан 39 не препятствует прохождению сжатого воздуха в рабочую полость 5. За счет увеличенной проводимости дросселя 43 давление в поло5
15 фиксацию поршня 2 относительно цилиндра 1. Под действием усилия пружины 41
55 сти 5 возрастает интенсивнее. Под действием перепада давлений в рабочих полостях 4, 5 поршень 2, преодолевая сопротивление полезной нагрузки, начинает перемещаться в сторону открытого окна 7 и в своем движении начинает перекрывать уплотнением 34 отверстия 12, 11, 10, При этом за счет постепенного соединения полости 35 с атмосферой в ней падает давление и плунжеры
24-28, растягивая пружины 29, прижимают прокладки 31 к внутренней поверхности цилиндра 1, осуществляя его дополнительное торможение, и при взаимодействии фасок
30, 32 плунжера 24 и отверстия 11 жесткую заслонка 40 занимает исходное относительно каналов 36, 37 положение, при котором проводимости дросселей 42, 43 практически одинаковы.
Для перемещения поршня 2 вправо (по фиг. 1) вначале закрывается клапан 19, а затем открывается клапан, например 21. Позиционирование поршня 2 осуществляется относительно окна 9 аналогичным образом, но при этом уменьшается проводимость дросселя 43 и увеличивается проводимость дросселя 42.
Из условий эксплуатации позиционера число плунжеров 24, а следовательно, и отверстий 1, 14, 17 может быть увеличено.
Формула изобретения
Пневматический позиционер, содержащий цилиндр с окнами. сообщенными через клапаны с атмосферой, поршень с двухсторонним штоком, установленные в цилиндре с образованием рабочих полостей, подключенных через дроссели к каналу питания, при этом окна выполнены в виде группы из трех последовательно расположенных по образующей цилиндра отверстий, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности и надежности позиционирования, каждое из центральных отверстий группы выполнено с конической заходной фаской, поршень снабжен цилиндрическими радиальными расточками, в каждой из которых установлен плунжер, взаимодействующий с пружиной расположения, при этом один из плунжеров выполнен с конической фаской и установлен с возможностью взаимодействия с конической фаской каждого из центральных отверстий, остальные плунжеры выполнены с торцовыми эластичными прокладками, установленными с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью цилиндра, а пружинные полости плунжеров непосредственно подключены к каналу питания, 1721320
Составитель В. Коваль
Редактор О. Стенина Техред М.Моргентал Корректор O. Кравцова
Заказ 940 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101



