Способ контроля осевого разбега якоря тягового электродвигателя локомотива
Изобретение относится к железнодорожной технике и электромашиностроению и предназначено для контроля исправности электрических машин. Цель изобретения - повышение точности и упрощение. Для контроля осевого разбега якорь электродвигателя подключают к регулируемому источнику питания и измеряют осевой разбег во время разгона электродвигателя. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 (3/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4779648/11 (22) 22.11,89 (46) 23.03.92. Бюл. N 11 (71) Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) С. Н. Должиков и В. Ф. Тарута (53) 621.317.7(088.8) (56) Шубников П. Ф., Мазо Я. С. Ремонт электрооборудования электроподвижного состава. — М.: Транспорт, 1979, с. 85.
Изобретение относится к железнодорожной технике и электромашиностроению и предназначено для автоматизированного контроля неисправности электрических машин.
Цель изобретения — повышение точности и упрощение.
На фиг. 1 представлена схема действия сил в тяговом электродвигателе (ТЭД); на фиг. 2 — развернутая диаграмма контроля осевого разбега якоря ТЭД по оборотам.
B ТЭД из-за технологических допусков в значении воздушного зазора под полюсами, дефектов литья в остове, несоосности продольных осей полюсов и проводников обмотки якоря и других причин практического характера результирующие силы F> и Fz (фиг. 1) образуются неодинаковыми.по величине и действуют под некоторым углом а к оси вращения якоря. Влияние результирующих сил F1 и F2 раскладывается на действие двух составляющих: основных радиальных сил Fp и идущих на создание вращающего момента РР, и осевых сил Fo< и Fo2, незна„„5U„, 1720907 А1 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСЕВОГО РАЗБЕГА ЯКОРЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА (57) Изобретение относится к железнодорожной технике и электромашиностроению и предназначено для контроля исправности электрических машин. Цель изобретения— повышение точности и упрощение. Для контроля осевого разбега якорь электродвигателя подключают к регулируемому источнику питания и измеряют осевой разбег во время разгона электродвигателя. 2 ил. чительных по величине и неодинаковых по величине и неодинаковых по значению. Разница осевых сил приводит к смещению якоря в осевом направлении до упора в подшип никах.
Способ контроля осевого разбега якоря реализуется следующим образом.
Испытатель предварительно подключа- 4 ет ТЭД к испытательному стенду, устанавливает устройство для контроля осевого С) разбега, а затем включает питание стенда и О задает режим конроля. К обмоткам ТЭД с С) помощью регулятора напряжения подводится напряжение постоянного тока (100120 В), достаточное для создания вращающего момента якоря, превышающее момент сопротивления. Якорь ТЭД начнет интенсивно разгоняться. В это время возникают неодинаковые по величине и противоположные по направлению осевые силы, которые заставляют якорь резко переместиться в сторону большей силы, и через 2—
3 оборота якорь достигнет крайнего положения (фиг. 2, точка А) и, оттолкнувшись от
1720907
06 мм о мм
9 с г. 2 упора, начинает перемещаться в другое крайнее положение, которое достигает через 3-5 оборотов фиг. 2 точка В), от которого отталкивается и опять перемещается к крайнему положению, при этом первоначальная осевая сила постепенно ослабевает и якорь начинает вращаться в каком-то среднем положении, не достигая крайних, до тех пор, пока испытатель не изменит режим работы. Во время разгона якоря устройство для контроля осевого разбега непрерывно фиксирует осевой разбег, а осевой разбег определяется как разность наибольшего и наименьшего отклонений двух крайних положений (фиг. 2, осевой разбег равен отклонению в точке А минус отклонение в точке В).
Способ позволяет контролировать осевой разбег в динамике, без дополнительных затрат времени на перемещение якоря с применением мускульной силы, повышает достоверность контроля, производительность труда, надежность выпускаемых ТЭД
5 после ремонта и снижает трудоемкость контроля.
Формула изобретения
Способ контроля осевого разбега якоря тягового электродвигателя локомотива, при
10 котором перемещают якорь в подшипниках в осевом направлении и по сумме его отклонений определяют величину осевого разбега, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и упрощения, переме15 щают якорь путем приведения его во вращение подключением электродвигателя к регулируемому источнику питания, а измеряют осевой разбег якоря во время разгона электродвигателя.

