Установка для физико-механических исследований образцов материалов
Изобретение относится к испытательной технике, установкам для физико-механических исследований образцов материалов. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей установки путем обеспечения испытаний как при плавном, так и при ступенчатом изменениях амплитуды колебаний нагрузки . Установка содержит станину 1, захваты 2,3 образца 4, механизм нагружения, выполненный в виде зубчатой ре.йки 5, связанной с одним из захватов пары зубчатых колес 6, штангу 8 с грузом 9, штанги 11, 15с колесами 7, 14 и фиксаторами 12,13,16 для соединения колес с соответствующими штангами. Использование установки позволяет проводить исследования при ступенчатом изменении амплитуды колебаний нагрузки в ходе опыта как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.. 1 ил.
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (sI)s G 01 N 3/34
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР. ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4781561/28 (22) 15.01,90 (46).07.03.92, Бюл. N 9 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела (72) Е.В. Лодус (53) 620.178.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
% 1654725, кл, G 01 N 3/32, 1989, (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗЦОВ
МАТЕРИАЛОВ (57) Изобретение относится к испытательной технике, установкам для физико-механических исследований образцов
„„ЫЛ„„1718028 А1 материалов. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей установки путем обеспечения испытаний как при плавном, так и при ступенчатом изменениях амплитуды колебаний нагрузки, Установка содержит станину 1, захваты
2,3 образца 4, механизм нагружения, выполненный в виде зубчатой рейки 5, связанной с одним из захватов пары зубчатых колес 6, штангу 8 с грузом 9, штанги 11, 15 с колесами 7, 14 и фиксаторами 12,13,16 для соединения колес с соответствующими- штангами.
Использование установки позволяет проводить исследования при ступенчатом изменении амплитуды колебаний нагрузки в ходе опыта как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения„1 ил.
Изобретение относится к испытательной технике, к установкам для испытания образцов материалов при циклическом нагружении.
Известна установка для физико-механических исследований образцов материалов, содержащая станину, установленные на ней захваты образца и механизм нагружения, выполненный в виде зубчатой рейки, установленной с возможностью осевого перемещения и связанной с захватами, зубчатое колесо, сцепленное с рейкой, инерционный груз и средство для выведения груза из положения равновесия.
Наиболее близким по конструкции к предлагаемой является установка для физико-механических исследований образцов материалов, содержащая станину, установленные на ней захваты образца и механизм нагружения, выполненный в виде зубчатой рейки, установленной с возможностью осевого перемещения и связанной по крайней мере с одним из захватов пары сцепленных между собой зубчатых колес, одно из которых связано с рейкой, штанги, связанной с осью одного из зубчатых колес, инерционного груза, шарнирно связанного со штангой, и средства для выведения груза из положения равновесия, Недостаток установок состоит в том, что испытания проходят только при плавном изменении амплитуды колебаний нагрузки.
Ступенчатое изменение амплитуды колебаний нагрузки неосуществимо.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей установки путем обеспечения испытаний как при плавном, так и при ступенчатом изменении амплитуды колебаний нагрузки.
Цель достигается гем, что установка снабжена по крайней мере одной дополнительной штангой, связанной с осью второго зубчатого колеса, шарнирно связаннои с грузом и имеющей длину, равную длине первой штанги, и фиксаторами для жесткой связи штанг с соответствующими колесами, зубчатые колеса имеют разные диаметры, з расстояние между их осями равно расстоянию между осями шарниров, связываю.цих штанги с грузом.
На чертеже представлена схема установки.
Установка для физико-механических исследований образцов материалов содержит станину 1, установленные на ней захваты 2 и 3 образца 4 и механизм нагружения, выполненный B виде зубчатой рейки 5, установленной с возможностью осевого перемещения и связанной по крайней мере с одним захватом 3, пары сцепленных между собой зубчатых колес 6 и 7, одно из которых колесо 6 связано с рейкой 5, штанги
8, связанной с осью одного иэ зубчатых колес 6, инерционного груза 9, шарнирно связанного со штангой 8, и средства 10 для выведения груза из положения равновесия.
Установка снабжена по крайней мере одной дополнительной 11, связанной с осью второго зубчатого колеса 7, шарнирно связанной с грузом 9 и имеющей длину, 15
Г Ч равную длине первой штанги 8, и фиксаторами 12 и 13 для жесткой связи штанг с соответствующими колесами. Зубчатые колеса 6 и 7 имеют разные диаметры. Расстояние между их осями равно расстоянию между осями шзрниров, связывающих ш анги с грузом 9.
Установка может иметь дополнительные колеса 14 со штангой 15 и фиксатором
16, при этом штанга 15 имеет длину. равную длине других:. тзнг, и соединена шарнирно с сохранением такого же условия выбора расстояния между шарнирами. Фиксаторы
12,13,16 выполнены электромагнитными.
Штанги подвешены на валах 17, колеса установлены на этих же валах с возможностью свободного вращения. Средство для выведения груза из положения равновесия выполнено в виде лебедки 10 с тягой 18 и замком 19. Рейка 5 связана с захватом 3 через пружину 20, Установка работает следующим образом.
Включают один из фиксаторов 12, 13 или 16 и соединяют соответствующее колесо 6, 7 или 14 со штангой 8, 11 или 15.
Посредством лебедки 10 и тяги 18 смещают груз 9 иэ положения равновесия на угол, при котором происходит заданный поворот колес и перемещение рейки 5, создающее заданный начальный уровень нагрузки на образце 4. BblKllK)÷àþò замок 19 и груз 9 совершает колебания с затуханием амплитуды. При этом колеса поворачиваются и перемещают рейку 5 циклически с нагружением образца затухающими по амплитуде нагрузками. Для ступенчатого изменения змплитуды нагрузки переключают фиксаторы 12,13,16 и при этом соединяют со штангой колесо другого диаметра. Это вызывает изменение амплитуды пути перемещения рейки 5 при гех же угловых поворотах штанг и перемещениях руза. Так, если переключение фиксаторов приводит к соединению
rî штангой колеся большего диаметра, то амплитуда нагрузки возрастает пропорционзльно соотношению диаметров колес, фиксаторы которых были переключены, и наоборот. соединение сп штангой меньшего колеса приводит к с унт.нчзтому и пропор1718028
Составитель E.ËDäóñ
РедактоР С.ПатРУшева ТехРед М.МоРгентал КоРРектоР Э.Лончакова
Заказ 873 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ционэльному уменьшению амплитуды нагрузки на образце, Установка позволяет проводить исследования образцов п ри новых режимах — при ступенчатом изменении амплитуды колебаний 5 нагрузки в ходе опыта как в сторону увеличения. так и в сторону уменьшения, что существенно расширяет функциональные возможности установок данного типа.
Формула изобретения 10
Установка для физико-механических исследований образцов материалов, содержащая станину. установленные на ней захваты образца и механизм нагружения, выполненный в виде зубчатой рейки, установленной 15 с возможностью осевого перемещения и связанной по крайней мере с одним из захватов, пары сцепленных между собой зубчатых колес, одно из которых связано с
20 рейкой, штанги, связанной с осью одного из зубчатых колес, инерционного груза. шарнирно связанного со штангой, и средства для выведения груза из положения равновесия, о т л и ч э ю щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей установки путем обеспечения испытаний как при плавном, так и при ступенчатом изменении амплитуды колебаний нагрузки, установка снабжена по крайней мере одной дополнительной штангой, связанной с осью второго зубчатого колеса, шарнирно связанной с грузом и имеющей длину, равную длине первой штанги, и фиксаторами для жесткой связи штанг с соответствующими колесами, зубчатые колеса имеют разные диаметры, а расстояние между их осями равно расстоянию между осями шарниров, связывающих штанги с грузом.


