Подземное сооружение
Изобретение относится к подземным сооружениям камерного.типа, оснащенным мостовыми кранами и расположенными в скальных массивах, подверженных горизонтальным тектоническим напряжениям. Цель изобретения - повышение надёжности соо-7ружения. Это достигается за счет оснащения установленного в выработке (В) 1 камерного типа железобетонного свода (С) 2 проточкой 3 синусоидальной формы с размещенным в нейупругопластичным злементом 4. Посредством подвесок к С 2 прикреплены железобетонные стенки 6 с консольными балками 7 подкранового пути. Каждая подвеска выполнена в виде рамки П-образной формы с боковыми стойками 9 и соединяющих их ригелем. Между боковыми г.тойками 9 и бо(ковыми поверхностями С 2 установлены пружины. Стенки 6 установле^ ны с зазором 20 относительно контура В 1. Под действием горизонтальных тектонических сил на В 1 обе половины С 2 начнут переме1даться навстречу друг другу, совершать колебательные движения в горизон-SЁ16Фаг.?^Ь.сл
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5!)5 Е 21 0 11/10
ГОСУДАРСТВЕН.ЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ (21) 4757271/03 (22) 09.11.89 (46) 23.02.92. Бюл, йв 7 (71) Государственный институт по проектированию предприятий машиностроения для животноводства и кормопроизводства "Гипроживмаш" (72) В.А.Лебедев. (53) 629.24 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
t4 1453026, кл. Е 21 О 11/00, 1989, . (54) ПОДЗЕМНОЕ СООРУЖЕНИЕ (57) Изобретение относится к подземным сооружениям камерного. типа. оснащенным мостовыми кранами и расположенными в скальных массивах, подверженных горизонтальнымтектоническим напряжениям. Цель изобретения — повышение надежности соо„„5Q„„1714145 А1
2 ружения. Это достигается за счет оснащения установленного в выработке (В) 1 камерного типа железобетонного свода (С) 2 проточкой 3 синусоидальной формы с размещенным в ней упругопластичным элементом 4, Посредством подвесок к С 2 прикреплены железобетонные стенки 6 с консольными балками 7 подкранового пути.
Каждая подвеска выполнена в виде рамки
П-образной формы с боковыми стойками 9 и соединяющих их ригелем. Между боковыми стойками 9 и бо1ковыми поверхностями С 2 установлены пружины. Стенки 6 установлены с зазором 20 относительно контура В 1.
Под действием горизонтальных тектонических сил на В 1 обе половины С 2 начнут 3 перемещаться навстречу ppyr другу, совершать.;колебательные движения в горизон1714145
10
20
30
40 тальной плоскости и воздействовать на flpOточку 3 синусоидальной формы и упругопластичный элемент 4. При этом ригель начнет перемещаться по вставке из фторопласта, Благодаря наличию зазоров между ригелем и выступами С 2 и силам упругости проточки
3 синусоидальной формы с упругопластичным элементом 4 s бетоне С 2 разрушающих
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве подземных сооружений; оснащенных мостовыми кранами, установленных в выработке камерного типа и подвергающихся горизонтальным тектоническим напряжениям.
Известно сооружение содержащее железобетонный свод, установленный в выработку камерного типа, к пятовым частям которого прикреплены железобетонные стенки с консольными балками подкранового пути, в котором железобетонные стенки с консольными балками прикреплены к своду посредством подвесок и соединены между собой распорками, а консольные балки стенок имеют упоры.
Однако крепление железобетонных стенок к своду посредством подвесок и крепление к консольным балкам упоров, заделанных в выработку, ничего не дает для повышения эксплуатационной надежности сооружения.
Цель изобретения — обеспечение надежностй сооружения.
Указанная цель достигается тем, что железобетонный свод, установленный в выработке камерного типа. к которому на подвесках прикреплены соединенные между собой распоркамижелезобетонные стенки с консольными балками подкранового пути, а также упоры для регулирования зазора между железобетонными стенами и стенками выработки, снабжен выполненной в его центральной части проточкой синусоидальной формы с размещенным в ней упругопластичным элементом, а каждая подвеска железобетонной стенки выполнена в виде.П-образной с пружинами рамки, каждая пружина установлена между боковой поверхностью железобетонного свода и боковой стойкой П-образной рамки. напряжений не обраэуе ся. Э.о повышает надежность подземного сооружения, а наличие размещенных между трубами 16 и 17 в цилиндрических полостя:: 15 8 1 спиралей
18 позволяет снизить воздейсгиие тектонических сил на конструкцию подвесных путей. 1 э.п.ф-лы, 4 ил.
На фиг. 1 изображено подземное сооружение, разрез: на фиг. 2 — узел соединения свода с подвеской; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 1 °
Подземное сооружение включает выработку 1, железобетонный Свод 2, выполненный в его центральной части в виде проточки 3 синусоидальной формы с размещенным в ней упругопластическим элементом 4 (например, резина), зазор 5 между выработкой 1 и сводом 2. железобетонную стенку 6 с консольной балкой 7 подкранового пути. распорку 8..соединяющую железобетонные стенки 6. П-образные подвески. состоящие из стоек 9 и ригеля 10, стальные пружины 11, закладные детали 12 ригеля, закладные детали 13 свода, фторопласт 14, расположенный между сводом и ригелем, гнездо 15, выполненное в выработке 1 для размещения в нем упора, состоящего иэ трубы 16, трубы меньшего диаметра 17, входящей в- трубу 16 и прикрепленной к консольной балке 7, спираль 18 (фиг. 4), размещенную между трубами 16 и 17. Свободное пространство в гнезде 15 (между выработкой 1 и трубой 16) заполняется торкрет-бетоном 19. Между выработкой 1 и стенкой 6 имеется зазор 20.
Подъемное сооружение работает следующим образом.
При действии текстонических сил на выработку 1 (фиг. 1) две половины свода 2 (фиг.
1} перемещаются навстречу одна другой и сжимают резину 4. Благодаря упругости проточки 3 в виде синусоиды (фиг, 1) две части свода совершают горизонтальные колебания. Жесткость проточки 3 в виде синусоиды должны быть такой, чтобы она проявляла свои упругие свойства только при действии тектонических сил.
При перемещении двух половин свода 2 ригель 10 скользит по фторопласту 14. Он может совершать. продольные и поперечные
1714145
Фиг. Я перемещения благодаря зазорам 20, 21 между выработкой 1 и железобетонной стенкой 6 и ригелем и выступающей частью свода 2 соответственно. Вместе с ригелем будет перемещена вся подвесная конструкция — железобетонная стенка 6. распорка 8, подвесные пути. Горизонтальные колебания от свода 2 частично будут переданы посредством ригеля 10 всей подвесной конструкции — железобетонной стенке 6, распорке 8 и т,д.
Эти колебания гасит спираль 18. Введение спирали 18 позволяет снизить действие тектонических сил на конструкции подвесных путей. Жесткость стальных пружин 11 и спирали 18 должна быть подобрана такой, чтобы эти демпферы проявляли свои колебательные действия при тектонических.силах и не работали бы при перемещении крана.
Применение изобретения в строительстве позволит значительно снизить действие тектонических сил и обеспечить надежную работу конструкций подвесных путей, Формула изобретения
1. Подземное сооружение, включающее железобетонный свод, установленный в выработке камерного типа. к которому на под5 весках прикреплены соединенные между собой распорками железобетонные стенки с консольными балками подкранового пути, а также упоры для регулирования зазора между железобетонными стенками и стен10 ками.выработки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности подземного сооружения, железобетонный свод снабжен выйолненной в его центральной части проточкой синусоидальной формы с
15 размещенным в ней упругопластичным элементом, а каждая подвеска железобетонной стенки выполнена в виде П-образной с пружинами рамки, боковые стойки которой соединены между собой посредством ригеля;
20 при этом каждая пружина установлена между боковой поверхностью железобетонного свода и боковой стойкой П-образной рамки.
2. Сооружение по п.1, отл ич а ю щеес я тем, что упругопластичный элемент вы25 полнен из резины..
1714145
18
Составитель В.Лебедев
Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец,Редактор А.Мотыль
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101
Заказ 671 Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раувская наб., 4/5



