Устройство для доводки деталей "вихрь
Изобретение относится к машиностррению, а именно к двусторонней абразивной и безабразивной доводке плоских поверхностей. Целью изобретения является повышение качества обработки и упрощение конструкции. Устройство содержит основание, на котором смонтированы вал главного привода с кривоц)ипом 3, а также два дисковых притира и сепаратор 11, расположенный в Цилиндрическом отверстии 7 корпуса шатуна 5 с зазором по периферии, корпус шатуна соединен с основанием через ползун 6, позволяющий шатуну совершать угловое и возвратно-поступательное перемещение в горизонтальной плоскости основания. Величина расстояния центра цилиндрической полости от ползуна больше расстояния от кривошипа, не менее чем в два раза. 2 ил.•>&*^^XI N)Ы К>&фuг^
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (Я)5 В 24 В 37/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР!
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Фс
В 43
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4693214/08 (22) 19.05;89 (46) 15.02.92.Бюл. М 6 . (71) Омский агрегатный завод им. В.В.Куйбышева (72) И.И.Кошуков (53) 621.923.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
3Ф 1252142, кл. В 24 В 37/04, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОВОДКИ ДЕТАЛЕЙ "ВИХРЬ" (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к двусторонней абразивйой и безабразивной доводке плоских поверхностей. Целью изобретения является повы„, SU „, 1712132 А1 шение качества обработки и упрощение конструкции. Устройство содержит основание, на котором смонтированы вал главного привода с кривоцзипом 3, а также два дисковых притира и сепаратор 11, расположенный в цилиндрическом отверстии 7 корпуса шатуна S с зазором по периферии, корпус шатуна соединен с основанием через ползун 6, позволяющий шатуну совершать угловое и возвратно-поступательное перемещение в горизонтальной плоскости основания. Величина расстояния центра цилиндрической полости от ползуна больше расстояния от кривошипа не менее чем. в два раза. 2 ил, 1712132
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двусторонней абразивной и безабразивной доводке плоских поверхностей деталей.
Целью изобретения является повышение качества обработки и упрощение конструкции.
На фиг. 1 изображена схема станка, разрез; на фиг, 2 — то же, вид сверху (верхний притир не показан).
Устройство содержит основание 1, на котором смонтирован вал 2 главного привода с кривошипом 3. Вал 2 соединен клиноременной передачей с электроприводом 4 и шарнирно, через кривошип 3, с шатуном 5 (фиг. 2). Шатун 5 шарнирно соединен с основанием 1 через ползун 6 (фиг. 2) с возможностью совершать угловое и возвратнопоступательное перемещение в горизонтальной плоскости основания 1, В корпусе шатуна 5 выполнена сквозная цилиндрическая полость 7 (фиг. 2), размещенная между кривошипом 3 (фиг. 1) и ползуном (фиг. 2).
Полэун 6 удален от центра цилиндрической полости шатуна 5 на расстояние, превышающее расстояние между центром цилиндрической полости 7 и кривошипом 3 более чем в два раза. На горизонтальной плоскости основания 1 (фиг. 1) неподвижно закреплен стержень,8, ось.которого при нулевом радиусе кривошипа 3 (фиг. 2) совпадает с центром цилиндрической полости 7 шатуна
5 (фиг. 2), На стержне 8 нанизаны поочередно верхний 9 (фиг. 1) и нижний 10 притиры.
Сепаратор 11 расположен между притирами и размещен внутри цилиндрической полости 7 с зазором. При этом величина зазора не превышает 2/3 радиуса кривошипа 3 (фиг. 2). Зазор между цилиндрической полостью 7 и наружным диаметром притиров 9 и 10 всегда больше радиуса кривошипа 3. Верхний притир 9 (фиг, 1) шарнирно соединен с нагружающим устройством 12.
Шарнирное соединение и свободная посадка на стержне 8 верхнего притира 9.позволяет ему самоустанавливаться на обрабатываемых поверхностях деталей 13.
Устройство "Вихрь" работает следующим образом.
В процессе работы вал 2 главного привода совершает вращательное движение и через кривошип 3 сообщает шатуну 5 сложное колебательное движение, состоящее из углового перемещения относительно шарнира ползуна 6 и возвратно-поступательного перемещения вдоль направляющей ползуна 6. Точки шатуна 5, находящиеся в области цилиндрической полости 7, совершают движение по эллиптической траектории, близкой к окружности. Большая ось эллипса соответствует двойной величине радиуса кривошипа 3, а меньшая — укладывается в 2/3 радиуса. Сепаратор 11, находясь в контакте с внутренней поверхностью
5 цилиндрической полости 7 шатуна, повторяет движение шатуна 5 и дополнительно совершает вращение вокруг собственной оси симметрии путем обката по внутренней поверхности цилиндрической полости 7, т.е.
10 совершает планетарное движение. Таким образом, детали 13, размещенные с зазором в гнездах сепаратора 11, копируют его движение, т.е, совершают колебательное движение по эллиптической траектории, пе15 ремещаются вдоль рабочей поверхности дискового притира 9 и 10 и дополнительно вращаются относительно собственной оси симметрии. Сложное движение детали 13 при непрерывной смене направления дви20 жения за один оборот вала 2 главного привода интенсифицирует процесс обработки, так как шаржированные зерна притиров 9 и
10 работают всеми выступающими гранями, самоочищаются от шлама и дальше сохра25 няют свои режущие свойства, Микрорельеф, обрабаты ваемой поверхности детали 13 по внешнему виду пред""òàâëÿåò наложение бесчисленного количества штрихов (вихрей) эллиптическо30 ro профиля. Неповторимость траектории и многократное пересечение штрихов формирует шероховатость поверхности, величина которой зависит от величины зерна, материала притиров 9 и 10 и режимов обработки, 35 Кинематика движения деталей 13 относительно неподвижных притиров 9 и 10 обеспечивает постоянство скоростей относительных перемещений, постоянство рабочего движения, постоянство ускорений инер40 ционных сил.
Эта независимость параметров режима обработки гарантирует стабильность процесса обработки и позволяет решить проблему равномерного износа рабочей
45 поверхности притиров 9 и 10, а значит, и проблему повышения геометрической точности и однородности чистоты обрабатываемых поверхностей в сочетании с простотой и надежностью конструкции.
50 Формула изобретения
Устройство для доводки деталей, сепаратор которого установлен с возможностью плоскопараллельного перемещения в горизонтальной плоскости между двумя соосно
55 расйоложенными на основании неподвижными притирами и размещен в цилиндрическом отверстии корпуса шатуна. с зазором по периферии, который связан с валом привода через кривошип, а с основанием — через промежуточный элемент, о т л и ч а ю щ e\
1712132
Составитель И. Кощуков
Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик
Редактор М.Бандура
Заказ 496 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-ÇS, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 е с я тем, что, с целью повышения качества обработки и упрощения конструкции, промежуточный элемент выполнен в ви-- . де ползуна, а шатун установлен с возможностью дополнительного углового 5 перемещения в горизонтальной плоскости, при этом величина расстояния центра цилиндрической полости от ползуна больше расстояния его от кривошипа не менее чемв два раза.


