Приводное устройство вращающегося технологического барабана
Изобретение относится к конструктивным узлам и элементам вращающихся технологических барабанов, например печей, холодильников и др., в цементной химической и металлургической отраслях промышленности. Приводное устройство содержит зубчатое венцовое колесо 1, закрепленное на барабане, подвенцовую шестерню 2, соединенную с приводным валом 3, который установлен на подшипниках 4 в корпусе 5. С торцов шестерни 2 закреплены опорные крышки 6 с внутренними полусферами, контактирующими с наружными полусферами 7 приводного вала 3. Подвенцовая шестерня 2 имеет внутренний зубчатый венец (ВЗВ) 8, взаимодействующий с наружным зубчатым сферическим венцом (НЗСВ) 9, выполненным на приводном валу 3 между наружными полусферами 7. Выполнение ВЗВ 8 на подвенцовой шестерне и НЗСВ 9 на приводном валу 3, центром образования которого является центр сферической опоры, позволяет компенсировать погрешности перекосов зубьев передачи и повысить надежность и долговечность соединительного устройства для передачи крутящего момента, а также уменьшить диаметральный размер и массу подвенцовой шестерни. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к конструктивным узлам и элементам вращающихся технологических барабанов, например печей, холодильников и др. в цементной, химической и металлургической отраслях промышленности. Целью изобретения является повышение надежности и долговечности соединительного устройства для передачи крутящего момента от приводного вала на подвенцовую шестерню и уменьшение массы привода путем уменьшения диаметрального размера подвенцовой шестерни. Силовое соединение приводного вала с подвенцовой шестерней для передачи крутящего момента через зубчатые венцы соответственно с прямолинейными внутренни- ми зубьями на подвенцовой шестерне и с бочкообразными наружными зубьями на приводном валу с центром образования их при механической обработке, совпадающем с центром сферической опоры, обеспечивает передачу усилий через большое количество зубьев (30-60), в связи с чем соответственно во столько же раз уменьшаются контактные и изгибающие напряжения в зубьях, а это соответственно повышает надежность и долговечность соединения и позволяет уменьшить диаметр и массу подвенцовой шестерни. На фиг. 1 изображено приводное устройство вращающегося технологического барабана; на фиг.2 вариант конструктивного исполнения приводного устройства. Приводное устройство содержит зубчатое венцовое колесо 1, закрепленное на технологическом барабане (не показан), подвенцовую шестерню 2, соединенную с приводным валом 3, который установлен на подшипниках 4 в корпусе 5. С торцов шестерни 2 закреплены опорные крышки 6 с внутренними полусферами, контактирующими с наружными полусферами 7 приводного вала 3. Подвенцовая шестерня 2 имеет внутренний зубчатый венец 8 с прямолинейными зубьями, взаимодействующий с наружным зубчатым сферическим венцом 9 с бочкообразными зубьями и сферической поверхностью головок зубьев, выполненным на приводном валу 3 между наружными полусферами 7 (фиг.1). Вариант конструктивного исполнения приводного устройства (фиг.2) отличается тем, что для упрощения технологии изготовления сферическая опора с наружными полусферами 7 выполнена из двух полусферических втулок 10, установленных на приводном валу 3 и размещенных по обе стороны зубчатого сферического венца 9 с наружными бочкообразными зубьями. Приводное устройство работает следующим образом. При вращении приводного вала 3 крутящий момент через наружный зубчатый сферический венец 9, внутренний зубчатый венец 8 передается подвенцовой шестерне 2 и далее через зубья венцовому колесу 1, закрепленному на технологическом барабане. При вращении барабана, несущего зубчатое венцовое колесо 1, ввиду неизбежных отклонений изготовления и сборки, а также силовых и температурных деформаций при эксплуатации происходят перекосы зубьев венцового колеса 1. Компенсация этих погрешностей при вращении зубчатого колеса 1 осуществляется автоматически за счет самоустановки зубьев подвенцовой шестерни 2 благодаря повороту ее на приводном валу 3 вокруг сферической опоры и наружного зубчатого сферического венца 9 с бочкообразными зубьями. Благодаря этому зубья колеса 1 и шестерни 2 контактируют друг с другом по всей длине (кромочный контакт исключается), что повышает надежность и долговечность их. Ввиду того, что приводной вал 3 установлен на подшипниках 4 в корпусе 5, а компенсирующее устройство (сферическая опора и сферический зубчатый венец 9 с бочкообразными зубьями) является компактным и расположено внутри подвенцовой шестерни 2, уменьшаются диаметральный размер и масса подвенцовой шестерни 2 и приводного устройства в целом. Приводное устройство вращающегося технологического барабана может быть использовано как при закрепленном на фундаменте корпусе подвенцовой шестерни, так и при шарнирно подвижном корпусе, когда подвенцовая шестерня снабжена беговыми дорожками по бокам зубьев и поджимается пружинами к беговым дорожкам зубчатого венцового колеса. Предлагаемое приводное устройство вращающегося технологического барабана, обладающее высокой компенсирующей способностью, может найти применение преимущественно во вращающихся цементных и металлургических печах, подверженных высоким температурным и силовым воздействиям, вызывающим большие отклонения зубчатого венцового колеса 1 при вращении.
Формула изобретения
1. ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БАРАБАНА, содержащее приводной вал, установленный на размещенных в корпусах подшипниках, и подвенцовую шестерню, зацепляющуюся с зубчатым венцовым колесом барабана и установленную на приводном валу через сферическую опору, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности соединительного устройства для передачи крутящего момента от приводного вала на подвенцовую шестерню и уменьшения массы привода путем уменьшения диаметрального размера подвенцовой шестерни, приводной вал выполнен с зубчатым сферическим венцом на сферической опоре с бочкообразными зубьями и сферической поверхностью головок зубьев и с центром образования в центре сферической опоры, а подвенцовая шестерня выполнена с внутренним зубчатым венцом, находящимся в зацеплении с зубчатым сферическим венцом приводного вала. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления, сферическая опора выполнена из двух установленных на валу полусферических втулок, размещенных по обе стороны зубчатого сферического венца.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2