Способ прокатки стальных полос с односторонним алюминиевым газотермическим покрытием
Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при уплотнении алюминиевого изотермического покрытия. Целью изобретения является обеспечение плоскостности полосы, повышение производительности путем сокращения времени на подготовку. При обработке алюминиевого газотермического покрытия, напыленного на стальную полосу с одной стороны, при котором покрытие уплотняют прокаткой в валках для повышения его когезии, уплотнение полосы прокаткой осуществляют в валках, радиусы которых определяют в зависимости от условий прокатки. 1 табл.К' сИзобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при уплотнении алюминиевого газотермического покрытия (ГТП) прокаткой.Цель изобретения - обеспечение плоскостности полосы, повышение производительности путем сокращения времени на подготовку валков путем точного определения их диаметра.Способ осуществляется следующим образом.Сначала измеряют начальную толщину покрытия с помощью магнитного толщиномера МТ-41НЦ, а толщину стальной основы Определяют по разности суммарной толщины, измеренной микрометром, и толщины покрытия. Коэффициенты трения на контактных поверхностях определяют по методу опережения на пробной заготовке. Полученные величины подставляют в зависимость и вычисляют RAI/RCT. Выбрав рабочийвалок, например, со стороны стальной основы, равный RCT, определяют радиус вал^а со стороны покрытия умножением RCT на вычисленное отношение. Устанавливают рабочие валки требуемых радиусов и прокатывают полосу с покрытием до требуемых суммарных обжатий. В зависимости от величины Б и марки стали прокатка может осуществляться как в один, так и в несколько проходов. В случае более одного прохода задают суммарное обжатие в каждом проходе так, чтобы результирующее суммарное обжатие не превысило требуемое. Толщину слоев и коэффициенты трения на контактных поверхностях определяют перед каждым проходом ( jiiM, /^ст - на пробной заготовке).В зависимости от величины может прризойти только уплотнение покрытия без деформации основы или после уплотнения покрытия без деформации основы может•XIСл519П«>&1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕ С К ИХ
РЕСПУБЛИК (я)л В 21 В 1/38
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4739659/02 (22) 22,09.89 (46) 30.01.92. Бюл. № 4 (71) Московский институт стали и сплавов (72) А. E Титлянов, А. Г. Радюк и А. M. Заикина (53) 621.77,04(088.8) (56) Титлянов А. Е„Радюк A. Г., Купченко А.
Д. Исследование процесса прокатки стальных полос с алюминиевым покрытием,—
Деп. в Черметинформации 8 авг. 1985, ¹
2995 — 4М, М., с, 16. (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ СТАЛЬНЫХ ПОЛОС С ОДНОСТОРОННИМ АЛКЗМИНИЕВЫМ ГАЗОТЕРМИЧЕСКИМ ПОКРЫТИЕМ
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при уплотнении алюминиевого газотермического покрытия (ГТП) прокаткой, Цель изобретения — обеспечение плоскостности полосы, повышение производительности путем сокращения времени на подготовку валкое путем точного определения их диаметра.
Способ осуществляется следующим образом.
Сначала измеряют начальную толщину покрытия с помощью магнитного толщиномера МТ-41НЦ, а толщину стальной основы определяют по разности суммарной толщины, измеренной микрометром, и толщины покрытия, Коэффициенты трения на контактных поверхностях определяют по методу опережения на пробной заготовке. Полученные величины подставляют в зависимость и вычисляют RAI/Rrr. Выбрав рабочий
„„Я „„1708453 А1 (57) Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при уплотнении алюминиевого изотермического покрытия. Целью изобретения является обеспечение плоскостности полосы, повышение производительности путем сокращения времени на подготовку. При обработке алюминиевого газотермического покрытия, напыленного на стальную полосу с одной стороны, при котором покрытие уплотняют прокаткой в валках для повышения его когезии, уплотнение полосы прокаткой осуществляют в валках, радиусы которых определяют в зависимости от условий прокатки, 1 табл, валок, например, со стороны стальной основы, равный R<>, определяют радиус валка со стороны покрытия умножением R<т на вычисленное отношение. Устанавливают рабочие валки- требуемых радиусов и прокатывают полосу с покрытием до требуемых суммарных обжатий, В зависимости от величины E и марки стали прокатка может осуществляться как в один, так и в несколько проходов. В случае более одного прохода задают суммарное обжатие в каждом проходе так, чтобы результирующее суммарное обжатие не превысило требуемое. Толщину слоев и коэффициенты трения на контактных поверхностях определяют перед каждым проходом (pAI, рст — на пробной заготовке).
В зависимости от величины может произойти только уплотнение покрытия беэ де формации основы или после уплотнения покрытия без деформации основы может
1708453 произойти их совместная пластическая деформация.
Для прокатки, проводимой в один проход, использовали лабораторный прокатный стан. Радиус рабочего валка со стороны 5 стали выбран 65 мм, а со стороны покрытия его изменяли в зависимости от направления искривления полосы. Результаты эксперимента представлены в таблице, В результате обработки эксперимен- 10 тальных данных с помощью регрессионного анализа получено следующее соотношение
ВА(Ист = 1,003 + 0,008 PAI — 0 02,ист +
0,001 Š— 0,64 PAI с+ 0,72Pcr e — 15 — 0,001 Нст . (1)
Гдв RAI, Rcr — радИуСЫ рабОЧИХ ВаЛКОВ СО стороны алюминиевого покрытия и стальной основы соответственно; 20
PAI, ист — КОЭффИЦИЕНтЫ ТРЕНИЯ МЕЖДУ алюминиевым покрытием и рабочим валком, стальной основой и рабочим валком соответственно в проходе; г — суммарное обжатие стальной поло- 25 сы с алюминиевым покрытием в проходе;
Hcr — толщина стальной основы перед проходом, мм, Пример 1. Прокатывают полосу из стали 10 с алюминиевым ГТП суммарной 30 толщиной 1.7 мм, с суммарным обжатием
5 . Определяют толщину стальной основы (Hcr) по разности суммарной толщины и толщины покрытия, измеренной магнитным толщинометром — 1,5 мм. Коэффициенты 35 трения на контактных поверхностях определяют по методу опережения —,ид = 0,15, рст = 0,2. Значения pAI, pcr, ВА(/йст = 1,001.
Отношению ИАI/Rcr = 1,001 удовлетворяют валки радиусов RAI = 65,1 мм, Rcr = 65 мм, 40
Валки устанавливают в клеть и прокатывают в один проход без смазки на суммарную толщину h = 1,62 мм, определяемую по формуле; h = Н(1 — е). После прокатки полосы с покрытием с 5% измеряют толщину по- 45 крытия и стальной основы — hAI = 0,12 мм;
hcr = 1,5 мм. В данном случае происходит только уплотнение покрытия без деформации основы, Прокатка полосы с покрытием в валках RAI = 65,1 мм, Rcr = 65 мм обеспечи- 50 вает ее плоскостность.
Пример 2. Полосу с покрытием по примеру 1 прокатывают в валках с радиусами ВА = 65,5 ии, Вст = 65 мм. В этом случае происходит искривление полосы выпукло- 55 стью в сторону алюминиевого покрытия, так как вытяжка покрытия больше вытяжки основы.
Пример 3. Полосу с покрытием по примеру 1 прокатывают в валках с радиусами RAI = 65 мм, Rcr = 65 мм, В этом случае происходит незначительное искривление полосы выпуклостью в сторону стальной основы, так как вытяжка стальной основы больше вытяжки покрытия.
Пример 4. Прокатывают полосу из стали 45 с алюминиевым ГТП суммарной толщиной 2,1 мм с суммарным обжатием
20 . Так как сталь 45 более труднодеформируемая, чем сталь 10, то может быть получена величина о=20% только вдва прохода с е1 = 10%, = 11,1 . Толщина основы (определена как в примере 1) составляет Н„
= 2,0 мм,,идI = 0,17,,ис = 0,21, Согласно, ФОРМУЛЕ (1) ДЛЯ ПЕРВОГО ПРОХОДа RAI/Rcr =
1,003. Валки Rcr = 100 мм, Вд! = 100,3 мм устанавливают в клеть и прокатывают без смазки вначале на толщину 1,89 мм (я1 =
10 ). Определяют herl = h1 — ЙА (Йст1 = 1,86 мм); PAI= 0,09; Per =0,21: RAI/Rcr = 1,008 по фоРмУле (1), выбиРают Rcr =- 100 мм. RAI =
100,8 мм и прокатывают на толщину 1,68 (n
= 11,1 ). После замера конечной толщины покрытия (пдву = 0,02 мм) и определения йса
= hg — пдву = 1,06 мм устанавливают, что после уплотнения ГТП произошла совместная пластическая деформация покрытия и основы. Прокатка полосы с покрытием в валках RAI = 100,3 мм, Rcr = 100 мм в первом проходе и RAI = 100,8 мм, Rcr = 100 мм во втором проходе обеспечивает ее плоскостность.
Прокатка стальной полосы с алюминиевым покрытием позволяет помимо повышения когезии покрытия при сохранении плоскостности уменьшить возможную разнотолщинность покрытия.
Использование предлагаемой зависимости позволяет до проведения процесса прокатки с уплотнением покрытия точно установить требуемые размеры валков, что экономит материал валков при проведении их механической обработки и сокращает время на подготовку валков к прокатке.
Формула изобретения
Способ прокатки стальных полос с односторонним алюминиевым газотермическим покрытием, включающий деформированиеввалках,,отличающийся тем, что, с целью повышения плоскостности полосы и повышения производительности путем сокращения времени на подготовку валков путем точного определения их диаметра, полосы деформируют в валках с соотношением радиусов, определяемым по зависимости
1708453 е
Условия и результаты эксперимента
П р и м е ч в í è а. я Форма полосы: — плоская, искривлена (вытяжка покрытия меньше вытяжки стальной основы), искривлена (вытяжка IloKpblTwl больше вытяжки стальной основы). Значение вытяжки вычисляется по формуле: л (/lo конечная и нвчальHBII длины полосы (слоя покрытия, основы) соответственно.
Составитель В.Зисельман
Редактор И.Касарда Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Л.Бескид
Заказ 84 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„-4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Ra)IВст - 1,003 + 0.008pa(— 0,02 /сст +
0,001ов — 0,54
pi„, p„ — коэффициенты трения между алюминиевым покрытием и рабочим валком, стальной основой и рабочим валком соответственно s проходе; е — суммарное обжатие стальной полосы с алюминиевым покрытием в проходе; 5 Her — толщина стальной основы перед проходом, мм.