Уплотнительный узел
Изобретение м. б. использовано в центробежных турбомашинах и насосах Цель изобретения - повышение надежности путем автоматической разгрузки осевой силы, действующей на ротор. В корпусе 1 установлен ротор 2 с последовательно расположенными по ходу потока первым и вторым дисками 3, 4 и уплотнительными кольцами 5, 6. На корпусе 1 закреплены подпружиненные пружинами 7, 8 аксиально подвижные кольца 9, 10, образующие с уплотнительными кольцами 5, 6 последовательно сообщенные торцовые щели 11. 12. Кольца 9, 10 снабжены ограничителями аксиального перемещения 13, 14. Уравновешивающая ротор сила Fp создается в разгрузочной камере 15. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
f10 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСГВУ 4
О (о О (21) 4784104/29 (22) 18.01.90 (46) 23.01.92. Бюл. ¹ 3 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения Сумского научно-производственного объединения им. М.В. Фрунзе (72) Б.я. Ганелин, С.А. Павлюк и А.В. Дейнека (53) 621.671 (С88,8) (56) Лок К.P.В. и Фон С.Дж. Сухие механические уплотнения для газовых компрессоров и аналогичного оборудования. Доклад на выставке "Pipetech Asia 85 Джакарта . Индонезия, 1985. (54) УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ
Изобретение относится к турбокомпрессорной и насосной технике и может быть использовано для уплотнения и компенсации осевых сил высокоскоростных валов, например валов центробежных турбомашин или насосов.
Цель изобретения — повышение надежности путем автоматической разгрузки осевой силы, действующей на ротор.
Для этого в уплотнительном узле, содержащем корпус с установленным в нем ротором, включающем последовательно расположенные по ходу потока первый и второй диски с уплотнительными кольцами, закрепленные на корпусе подпружиненные аксиально-подвижные кольца, образующие с уплотнительными кольцами последовательно сообщенные торцовые щели, соглас,, Я2„, 1707260 Al
rsIis F 04 0 29/04, F 16 J 15/34 (57) Изобретение м. б. использовано в центробежных турбомашинах и насосах. Цель изобретения — повышение надежности путем автоматической разгрузки осевой силы, действующей на ротор. В корпусе 1 установлен ротор 2 с последовательно расположенными по ходу потока первым и вторым дисками 3, 4 и уплотнительными кольцами
5, 6. На корпусе 1 закреплены подпружиненные пружинами 7, 8 аксиально-подвижные кольца 9, 10, образующие с jïлотkèòåëьными кольцами 5, 6 последовательно сообщенные торцовые щели 11, 12. Кольца 9, 10 снабжены ограничителями аксиального перемещения 13, 14. Уравновешивающая ротор сила ЕР создается s разгрузочной камере 15. 1 ил. но иэооретению аксиально-подвижные кольца обращены рабочими поверхностями в разные стороны и снабжены ограничителями аксиального перемещения по направлению к соответствующему уплотнительному кольцу, при этом уплотнительное кольцо второго диска расположена на его периферии на радиусе, превышающем радиус расположения уплотнительного кольца первого диска, а торцовой поверхностью центральной части второго диска и корпусом образована разгрузочная камера.
На чертеже изображен уплотнительный узел, продольный разрез.
Узел содержит корпус 1 с установленным в нем ротором 2, включающим последовательно расположенные по ходу потока первый 3 и второй 4 диски с уплотнительны1707260
10 ми кольцами 5 и 6, закрепленные на корпусе
1 подпружиненные пружинами 7 и 8 аксиально-подвижные кольца 9 и 10, образующие с уплотнительными кольцами 5 и 6 последовательно сообщенные торцовые щели 11 и 12. Аксиально-подвижные кольца
9 и 10 обращены рабочими поверхностями в разные стороны и снабжены ограничителями аксиального перемещения 13 и 14 по направлению к соответствующему уплотнительному кольцу. Уплотнительное кольцо 5 второго диска 4 расположено на его периферии на радиусе, превышающем радиус расположения уплотнительного кольца 4 первого диска 3, а торцовой поверхностью центральной части второго диска 4 и корпусом 1 образована разгрузочная камера 15.
Аксиально-подвижные кольца 9 и 10 уплотнены эластичными кольцами 16 и 17. В корпусе имеются кольцевые упорные вставки
18 из антифрикционного материала.
Уплотнительный узел работает следующим образом.
На расчетном режиме обе уплотнительные пары работают с одинаковым расходом
61 = 6 . Через торцовый зазор в разгрузочной камере 15 сохраняется определенное давление Рлр. которое определяет разгрузочную силу Fp, действующую на разгрузочный диск 4. В этом случае разгрузочная сила
Fp равна осевому усилию ротора Fe. В случае увеличения осевой силы F происходит осевое смещение ротора 2 в сторону уменьшения зазора д. Объем разгрузочной камеры уменьшается, увеличиваются промежуточное давление Рлр и разгрузочная сила Fp. Если Указанного эффекта недостатОчнО для уравновешивания сил Fp и Fp, то происходит дальнейшее уменьшение зазора 8>. При этом происходит уменьшение зазора д2 между буртиком аксиально-подвижного кольца 10 и ограничителем 14 до нуля, после чего происходит увеличение зазора дз в паре трения первого уплотнения, повышение расхода и увеличение давления Рлр до восстановления равенства сил
Fp u Fs. При этом конструкция узла должна обеспечивать неравенство д2 < дъ В случае уменьшения осевой силы F> происходит осевое смещение вала в сторону умень15
50 шения зазора 64. Объем разгрузочной камеры 15 увеличивается, уменьшаются Р,р и Рр, Если указанного эффекта недостаточно для уравновешивания сил Fp и F<, то происходит дальнейшее уменьшение зазора д4. При этом зазор A между буртиком аксиальноподвижного кольца и ограничителем 14 уменьшается до нуля, происходит увеличение зазора дб в паре трения вторичного уплотнения, расход Gz увеличивается, давление Рпр уменьшается до восстановления равенства сил Fp u F . При этом конструкция узла должна обеспечивать неравенство д4 > А. Антифрикционные вкладыши
18 служат для обеспечения осевой разгрузки ротора в случае выхода из строя одного из уплотнений на аварийном выбеге ротора.
Экономическая эффективность изобретения основана на повышении надежности турбомашин э счет автоматического регулирования осевой разгрузки ротора. совмещения разгрузочного и уплотнительного узлов, исключения или уменьшения думиса, материалоемкости турбомашин.
Формула изобретения
Уплотнительный узел. содержащий кОр пус с установленным в нем ротором, включающим последовательно расположенные по ходу потока первый и второй диски с уплотнительными кольцами, закрепленные на корпусе подпружиненные аксиально-подвижные кольца, образующие с уплотнительными кольцами последовательно сообщенные торцовые щели. о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности путем автоматической разгрузки осевой силы, действующей на ротор. аксиально подвижные кольца обращены в разные стороны и снабжены ограничителями аксиального перемещения по направлению к соответствующему уплотнительному кольцу, при этом уплотнительное кольцо второго диска расположено на его периферии на радиусе, превышающем радиус расположения уплотнительного кольца первого диска, а торцовой поверхностью центральной части второго диска и корпусом образована разгрузочная камера.
1707260
Фр
Редактор А. Бер
Заказ 250 Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул, Гагарина, 101
1б
Составитель Б. Ганелин
Техред М.Моргентал Корректор С. Черни


