Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности, используемых на тракторах и аналогичных транспортных средствах. Цель изобретения - упрощение конструкции и снижение габа ритоп и материалоемкости механизма привода вала отбора мощности. Шестсренный насос 10 механизма выполнен внутреннего зацепления, при этом его корпус 14 связан и частично образован приводной шестерней 8, а шестерня с наружным зубями 11 связана с корпусом с масляной ванной 7. При этом связь нагнетательного отверстия 15 корпуса 14 насоса 10 с полостью управления 16 фрикционной муфты 9 и входом 17 двухпозиционного крана осуществлена через осевое отверстие 19 выходного вала А. 1 з. п. ф-лы. 4 ил.
АУъ. (У . 1 к
1 г;! с. » союз сспетских
СОЦИЛЛИСТИЧ СКИХ
РеспуБлик (51)5 В 60 К 17/28
ГОСУДАРСТОЕН- Ь|Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯ. Л И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
A-4
О
О ф (Я
23
5 (21) 4765766/11 (22) Q7.12.89 (46) 15.01.92. Бюл. 1Ф 2 (71) Белорусский политехнический институт (72) О. Н. Протасеня, А. И. Бобровник, О. К. Довнар, В. M. Мухин и П. А. Стецко (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 471217, кл. В 60 К 17/28, 1975. (54) МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА
МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности, n9) ..>4 «i> I /ОЗ 1 3 A 1 используемых на тракторах и аналогичных транспортных средствах. Цель изобретения — упрощение конструкции и снижение габаритов и материалоемкости механизма привода вала отбора мощности, Шестсренный насос 10 механизма выполнен внутреннего зацепления; при этом его корпус 14 связан и частично образован приводной шестерней
8, а шестерня с наружным зубями 11 связана с корпусом с масляной ванной 7. При этом связь нагнетательнof о отверстия 15 корпуса
14 насоса 10 с полостью управления 16 фрикционной муфты 9 и входом 17 двухпозицяонного крана осуществлена через осевое отверстие 19 выходного вала 4. 1 з. и. ф-лы, 4 ил.
1705145
И зоб рс i сн ие относится к транспогнному маши> остроению. в частности к механизмам пр.:вода валов о бора мощности, используемых на тракторах и аналогичных транспортных редствах. целью изобретения является упрощение констр, ции и снижение габаритов и материало;.мкости.
На фиг. 1 изображен механизм привода вала отбора мощности на гранспортном средстве, общий оид; нэ фиг. 2 — приводной редуктор, оид сзади; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — приводной редуктор, поперечный разрез, по шестерснному насосу.
Механизм привода вала отбора мощности транспг ртного средства содержит двигатель 1, приводной редуктор 2, карданную передачу 3, связывающую выходной вал 4 редуктора 2 с хвостовиком 5, и рычаг 6 управления, Приводной редуктор 2 содержит корпус
7 с масляной ванной, привод ую шестерню
8, фрикционную гидроподжинную муфту 9, установленную между приводной шестерней 8 и вь ходным валом 4, и гидросистему управления фрикционкой муфтой 9, состоящую из связанного с приводной шестерней
8 шестеренного насоса 10 внутреннего зацепления, состоящего из шестерни с наружными 11 и внутренними 12. Всасывающее отверстие 13 корпуса 14 насоса 10 связано с масляной ванной корпуса 7 редуктора 2, а нагнетательное отверстие 15 — с полостью
16 управления фрикционной муфты 9 и входом 17 двухпозиционного крана, выход 18 которого связан с масляной ванной корпуса
7. Корпус 14 шестепенного насоса 10 связзн и частично образован приводной шестерней 8, а шестерня 11 с наружными зубьями связана с корпусом 7. Связь нагнетательного отверстия 15 насоса 10 с полостью 16 управления фрикционной муфты 9 и входом
17 двухпоэиционного крана осуществлена через осевое отверстие 19 выходного вала
4. Двухпозиционный кран состоит иэ клапана 20 с пружиной 21, толкателя 22, взаимодействующего с кулачком 23. связанным с рычагом 6 управления. Вход 17 двухпоэиционного крана связан с осевым отверстием
19 выходного вала 4 путем сверления 24, а выход 18 доухпозиционного крана связан с масляной оан,ой корпуса 7 посредством полости 25 и отверстия 26.
Механизь1 привода вала отбора мощности транспортного средства р.-ботает следующим образом.
При работе двигателя 1 и отключенном мсханиэ ге пр:..-.юла вала отбора мощности (фиг. 2 и . ) крут ну и a:ñ мент передается .io
55 приводную шестерню 8 приводного редуктора 2. При вращении приводной шестерни
8 о направлении, укаэаннoм на фиг. 4, шестерня c: нутренними зубьями 12 насоса 10 обкатывается вокруг шестерни с наружными зубьями 11, сояэг.иной с корпусом 7, и вращается относительно корпуса 12 насоса
10. В результате разрежения в зоне выходящих иэ зацепления зубьев шестерен 11 и 12 рабочая жидкость через всасывающее отверстие 13 поступает во впадины между зубьями и и реносится о зону нагнетания, где зубья вытесняюг ее в нагнетательное отверстие 15, связанное с осевым отверстием 19 выходного вала 4. Далее рабочая жидкость поступает в полость 16 управления фрикционной муфты 9, а также через сверление 24 на вход 17 доухпозиционного крана и через выход 18 двухпозиционного крана, полость 25 и отверстие 26 в масляную ванну корпуса 7.
При включении привода вала отбора мощности, т.е. при нажатии на рычаг 6 управления, клапан 20, поджатый кулачком 23 через толкатель 22 и пру.кину 21, перекрывает вход 17 двухпоэиционного крана, создавая тем самым дросселирование рабочей жидкости на выходе 18. При перекрытии входа 17 в полости 16 управления фрикционной муфты 9 давление рабочей жидкости нарастает и муфта 9 замыкается, что позволяет передавать крутящий момент от приводной шестерни 8 на выходной вал
4 и далее на хвостовик 5.
Плавность включения фрикционной муфты 9 зависит от темпа нажатия рычага 6 управления, а величина давления рабочей жидкости в полости 16 управления фрикционной муфты регулируется величиной хода рычага 6 управления.
Формула изобретения
1. Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащий корпус с масляной ванной, приводную шестерню, связанную с приводным элементом, фрикционную муфту с гидроупраолением, установленную между приводной шестерней и выходным взлом, связанным с выходным хвостооиком, и гидросистему управления фрикционной муфтой. состоящую из связанного с приводной шестерней шестсренного насоса, всасывающее отверстие корпуса которого сообщено с масляной ванной корпуса и нагнетательное отверстие корпуса которого сообщено с полостью упраслсния фрикцио нсй муфтой и входом по крайнсй 11ерс дсухпоэи ионного крана, выход которого связан с масляной ванной кор пуса, отличающийся тем. что, с целью упроо;сния конструкции и снижсния габзри17()5145 айаг.г тов и материалос:-;кости, шестереннь;й насос выполнен внутреннего зацг.пления, при этом его корпус в виде шестерни внутреннего зацепления выполнен в приводной шестерне, а шестерня с нару кными зубьями связана с корпусом с масляной ванной.
2. Механизм 00 и. 1, о т л и ч à ю щ и йс я тем, что связь нагнетательного отверстия корпуса насоса с полостью управления фрикционной муфты и входом двухпозици5 онно о крана осуществлена через осевое отверстие выходного вала.
Составитель В. Яковлев
Редактор Т. Лазоренко Тахред М.Моргентал Корректор Т. Малец
Заказ 161 Тираж Подписное
ВНИ ЛПИ Госудггственного комитета по изобретениям и откритиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский ко .бенет "Патснт, г, Ужгород, ул,Гагарина, 101



