Забойный скребковый конвейер
Изобретение относится к конвейерному транспорту, а именно к забойным скребковым конвейерам для доставки угля при подземной добыче. Цель изобретения - повышение надежности конвейера в работе. Забойный конвейер содержит рештачный став и размещенные в нем рабочие и холостые ветви 17 разнесенных по высоте горизонтально замкнутых тяговых цепей (ТЦ) А, шарнирно соединенных со скребками и
СО0Э СОВЕТСНИХ
СОциАлистичесних
РЕса Блин (1Ю (l1) (gg)g B 65 G 19/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ б-Б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ (21) 4774034/03 (22) 26 . 12.89 (46) 23.12.91. Бюл. М 47 (71) Донецкий научно-исследовательский угольный институт (72) А.Г.Левин и И.А.Левин (53) 621.867.1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
И 1221092, кл. В 65 с 19/10, 1981.
Патент США М 4566587, кл. 8 65 С 19/26, опублик, 1986. (54) ЗАБОЙНЫЙ СКРЕБКОВЫЙ КОНВЕЙЕР
2 (57) Изобретение относится к конвейерному транспорту, а именно к забойным скребковым конвейерам для доставки угля при подземной добыче. Цель изобретения - повышение надежности конвейера в работе. Забойный конвейер содержит рештачный став и размещенные в нем рабочие и холостые ветви
17 разнесенных по высоте горизонтально замкнутых тяговых цепей (ТЦ) 4, шарнирно соединенных со скребками и
1699870
10 огибающих приводные звездочки 8 и обводные звездочки .10, размещенные на каретке 9 с возможностью перемещения. Приводные звездочки 8 связаны с электроприводом, содержащим редуктор 19, турбомуфту 20 и электродвигатель 21 и имеющим аппаратуру управления, С последней соединен блок для контроля положения холостой ветви
17 тяговой цепи 4 на участке между приводной звездочкой 8 и обводной звездочкой 10. При этом блок выполнен в виде двух фотоэлектрических
Изобретение относится к конвейерному транспорту, а именно к забойным скребковым конвейерам для доставки угля при подземной добыче с горизонтально-замкнутым цепным тяговым органом.
Цель изобретения - повышение на-. дежности конвейера в работе.
На фиг. 1 показан забойный скребковый конвейер, вид сверху; на фиг.2 - разрез А-А на Фиг.!у на фиг. 3, - узел I на фиг.2; на фиг.4разрез Б-Б на Фиг.3, "на фиг.5 - разрез В-В на фиг.4; на фиг, 6 - разрез Г-Г на Фиг,4.
Горизонтально-замкнутый скребковый конвейер включает приводную секцию 1, рештачный став 2, скребки 3, круглозвенные тяговые цепи 4 и,5, электропривод 6, аппаратуру 7 управления. На приводной секции 1 установлены приводные звездочки 8 и размещенные на каретке 9 обводные звездочки 10. Приводные звездочки 8 смонтированы на вертикальном валу 11, а обводные звездочки IÎ - на вертикальных осях 12.
Рештачный став 2 содержит рабочий желоб 13 и холостой желоб 14, в которых размещаются тяговые цепи 4 и
5 и связанные с ними шарнирно скребки 3. Тяговые цепи 4 и 5 разнесены между собой по высоте. Их Рабочие ветви 15 и 16 и холостые ветви 17 и
18 расположены в горизонтальной плоскости. Каждая из них огибает соответствующую приводную звездочку и обводные звездочки.
Электропривод 6 конвейера содержит редуктор 19, турбомуфту 20, элек20
55 датчиков 26 и 27, расположенных на каретке 9 на одном уровне с ТЦ 4 и на расстоянии один от другого, равном шагу звеньев 28 ТЦ 4. Причем излучатели 29 и 30 Фотоэлектрических да чиков 26 и 27 электрически связаны между собой и с аппаратурой управления так, что при открытых одновременно оптических каналах датчиков
26 и 27 (что говорит об обрыве ТЦ 4 или ее сильном провисании) происходит автоматическое выключение электродвигателя 21. 6 ил, ! тродвигатель 21, управляемый аппаратурой 7. В состав аппаратуры 7 упра вления входит а втомат ичес кий выключатель 22, магнитный пускатель 23, релейный блок 24, блок 25 для контроля положения холостой ветви тяговой цепи, на участке между приводной звездочкой 8 и установленной на каретке 9 обводной звездочкой 10. . Блок 25 для контроля положения холастой ветви тяговой цепи выполнен в виде фотоэлектрических датчиков 26 и
27 (Фиг.3), которые расположены на одном уРовне с тяговой цепью и смещены один относительно другого вдоль холостой ветви 17 тяговой цепи на расстоянии 0, равном шагу звеньев
28 тяговой цепи. Излучатели 29 и 30 и фотоприемники 31 и 32 датчиков 26 и 27 попарно установлены в корпусе
33 по обе стороны холостой ветви тя« гавай цепи 4, Корпус 30 закреплен на каретке и отделен от нее дистанционными прокладками 34. Излучатели датчиков 26 и 27 электрически связаны между собой и с аппаратурой 7 управления так, что при открытых одновременна оптических каналах датчиков
26 и 27 происходит автоматическое вы- ключение электродвигателя 21.
Конвейер работает следующим образом.
При подаче силового питания через аппаратуру 7 управления на электродвигатель 21 редуктор 19, связанный с электродвигателем 21 через турбомуфту 20, приводит ва вращение приводные звездочки 8. Тяговые цепи 4 и 5, находящиеся в зацеплении с со- ответствующими приводными и обводными
6 в между кареткой 9 и корпусом 33, несущим датчики.
I звездочками, начинают перемещаться рештачном ставе 2, увлекая за собой прикрепленные к ним шарнирно скребки 3. Поскольку в нормальном рабочем режиме сходящая с приводной звездочки 8 в направлении обводной звездочки 10 холостая ветвь 17 цепи . обязательно своими звеньями 28 перекрывает один из оптических каналов датчиков 26 и 27 (цепь находится между излучателями 29 и 30 и фотоприемниками 31 и 32 датчиков, размещенных вдоль цепи и разнесенных один от другого на расстояние а 15 равное шагу звеньев цели), наличие блока 25 в аппаратуре 7 управления практически не влияет на работу электропривода. Отключение электродвигателя 21 в случае необходимости производится при нормальном режиме работы конвейера с кнопочного поста (не показан) .
При нарушении нормального режима работы конвейера (заклинивание тяго- 25 вой цепи, недостаточный выбег каретки) холостая ветвь 17 тяговой цепи, огибающей приводную звездочку 8 и обводйую звездочку 10 каретки 9, под собственным весом провисает. Вслед- зО ствие провисания цепи оба оптических канала. датчиков 26 и 27 открываются, Так как при двух одновременно открытых оптических каналах датчиков 26 и
27 происходит автоматическое выключение электродвигателя 21, вращение приводных звездочек 8 и перемещение тяговых цепей 4 и 5 прерывается. После устранения причины, вызвавшей провисание тяговой цепи больше допу- 40 стимого предела, производится натяжение тяговой цепи с помощью каретки
9 и включение конвейера.
Чувствительность срабатывания блока ?5 контроля от величины провиса- 45 ния цепи задается заранее путем регулировки в вертикальной плоскости по» ложения датчиков 26 и 27 относительно холостой ветви 17 тяговой цепи, в частности установкой прокладок 34 !
Таким образом, введение в аппаратуру управления электроприводом конвейера блока контроля положения холостой ветви тяговой цепи, сбегающей с приводной звезды, позволяет своевременно отключить электродвигатель привода при нарушении стабильного положения цепи. Этим предупреждается сход цепей с обводных звездочек каретки, поломки их зубьев, отрыв скребков и др., в результате чего .повышается надежность конвейера в работе.
Формула изобретения
Забойный скребковый конвейер, включающий рештачный став и размещенные в нем рабочие и холостые ветви разнесенных по высоте горизонтально замкнутых тяговых цепей, шарнирно соединенных со скребками и огибающих установленные на приводной секции приводные звездочки с вертикальными осями вращения, связанные с электроприводом, имеюц|им аппаратуру управления, и обводные звездочки . с вертикальными осями вращения, размещенные на каретке с возможностью ,перемещения, о т л и ч а ю щ и й,с я тем, что с целью повышения на дежности конвейера в работе, он снаб(жен соединенным с аппаратурой управ ления электропривода блоком для конт роля положения холостой ветви тяговой цепи на участке между приводной звездочкой и установленной на каретке обводной звездочкой, при этом блок выполнен в виде двух фотоэлектрических датчиков, расположенных на каретке на одном уровне с тяговой цепью и на расстоянии один от другого, равном шагу звеньев тяговой цепи, причем излучатели фотоэлектрических датчиков электрически связаны между собой.
1699870
Ж27 Гб,27
ФИГ. д
4ьг5
Составитель Т.Бобылева
Редактор А.Коэориэ Техред А.Кравчук Корректор А.Пбручар
Заказ 4434 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.; д ° 4/5
Проиэводственно-иэдательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101




