Бесшпоночное соединение ступицы с валом
Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям с натягом, и может быть применено для соединения4 различных деталей типа втулок с валом. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных показателей. Бесшпоночное соединение ступицы с валом содержит крепежную втулку с конической поверхностью и резьбовым хвостовиком, на котором установлена гайка. Упомянутая втулка выполнена с торцовыми прорезями, примыкающими к резьбовому хвостовику, а сама коническая поверхность и резьбовой хвостовик разделены упругими перемычками, образованными торцовыми прорезями и внутренней и наружной кольцевыми проточками , выполненными друг против друга. При этом на конической поверхности крепежной втулки установлена дополнительная упругая втулка с наружной цилиндрической поверхностью и сквозным продольным разрезом. На цилиндрической поверхности дополнительной втулки выполнены продольные открытые пазы параллельно конусной поверхности его отверстия, причем это кольцо выполнено с возможностью контакта с упомянутой гайкой . 2 ил. ел С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю F 16 D 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4634943/27 (22) 12.01.89 (46) 15,12.91. Бюл, М 46 (75) С.В.Кравчук (53) 621.825.5 (088.8) (56) Нейеренко А.Д., Орнатский П.П. Детали и узлы приборов. Государственное издательство технической литературы, УССР, Киев, 1958, с. 369, рис. 270, д. (54) БЕСШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ СТУПИЦЫ С ВАЛОМ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к разъемным соединениям с натягом, и может быть применено для соединения различных деталей типа втулок с валом. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных показателей. Бесшпоночное соединение ступицы с валом содержит крепежную втулку с конической поверхноИзобретение относится к машиностроению, а точнее к разъемным соединениям с натягом, и может. быть использовано для соединения с валом различных деталей в виде колес, шкивов и т.п., преимущественно при необходимости их быстрой установки и закрепления на валу в различных зонах вдоль вала.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных показателей.
На фиг. 1 показан общий вид соединения в разрезе; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг.
1, Бесшпоночное соединение содержит крепежную втулку 1 с конической поверхностью "а" и реэьбовым хвостовиком 2. на котором установлена гайка 3. При этом кре„„Я2 ÄÄ 1698514 А1 стью и реэьбовым хвостовиком, на котором установлена гайка. Упомянутая втулка выполнена с торцовыми прорезями, примыкающими к резьбовому хвостовику, а сама коническая поверхность и резьбовой хвостовик разделены упругими перемычками, образованными торцовыми прорезями и внутренней и наружной кольцевыми проточками, выполненными друг против друга.
При этом на конической поверхности крепежной втулки установлена дополнительная упругая втулка с наружной цилиндрической поверхностью и сквозным продольным разрезом. На цилиндрической поверхности дополнительной втулки выполнены продольные открытые пазы параллельно конусной поверхности его отверстия, причем это кольцо выполнено с воэможностью контакта с упомянутой гайкой. 2 ил. пежная втулка 1 содержит торцовые прорези "в", примыкающие к резьбовому хвостовику 2. Коническая поверхность "а" и резьбовой хвостовик 2 крепежной втулки 1 разделены упругими перемычками 4, которые образованы внутренней и наружной кольцевыми выточками, выполненными друг против друга (см. фиг. 1). На крепежной втулке дополнительно установлено, на ее конической поверхности "а", упругая дополнительная втулка 5 с наружной цилиндрической поверхностью и сквозным продольным разрезом "г", где на цилиндрической поверхности выполнены в свою очередь продольные открытые пазы "е" параллельно конусной поверхности его отверстия. Причем втулка 5 выполнена с возможностью
1698514 контакта Ilo поверхности выступа 6 с гайкой
3. А пазы "е" образуют на втулке 5 упругие равностенные перемычки 7.
Соединение работает следующим образом. Крепежную втулку 1 устанавливают на вал 8, потом на втулку 1 устанавливают упругую втулку 5, на которой после этого устанавливают ступицу 9 (колесо). После этого на резьбовой хвостовик 2 навинчивают гайку 3, упирающуюся в выступ 6, вращением которой перемещают в осевом направлении относительно ступицы 9 и вала 8 крепежную втулку 1 с дополнительной упругой втулкой
5, которые размещены между этими ступицей и валом. При дальнейшей затяжке гайки
3 соединение. закрепляется и фиксируется от возможных перемещений тем, что ступица (колесо) 9 зажимается на упругом кольце
5 между конусной выступающей частью втулки 1 по линии "б" (см. фиг, 1) и цилиндрической поверхностью упругой втулки 5, При этом соединение надежно фиксируется за счет податливости торцовой с прорезями части втулки 1 и разрезной с пазами "е" втулки 5. Здесь втулка 5 позволяет обеспечить соединение вала 8 с цилиндрическим отверстием ступицы 9. При этом упругая втулка 1 обеспечивает обжим вала 8, а упругое кольцо — раэжим и защемление ступицы (колеса) 9.
Такое соединение может устанавливаться в любой зоне гладкого вала. Для этого необходимо отжать гайку 3 и переместить все устройство в любое место и закрепить
5 так, как описано выше.
Формула изобретения
Бесшпоночное соединение ступицы с валом, содержащее установленную между ними крепежную втулку с наружной кониче10 ской поверхностью, торцовыми прорезями и резьбовым хвостовиком, на последнем установлена нажимная гайка, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных показателей, оно снабжено допол15 нительной крепежной втулкой, выполненной с внутренней конической и наружной цилиндрической поверхностями и имеющей продольный разрез, на цилиндрической поверхности втулки выполнены параллель20 ные конической поверхности продольные открытые с торцов пазы. на крепежной втулке с наружной конической поверхностью между последней и резьбовым хвостовиком выполнены внутренняя и наружная кольцевые про25 точки с образованием наряду с торцовыми прорезями упругих перемычек, при этом нажимная гайка установлена на резьбовом хвостовике в контакте ее торцовой поверхности с ответной торцовой поверхностью дополни30 тельной втулки.
Составитель Б.Баранов
Редактор В.Фельдман Техред М.Моргентал Корректор Т.Колб
Заказ 4379 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101


