Превентор
Изобретение относится к противовыбросовому оборудованию, предназначенному для герметизации устья скважины при морском бурении. Цель изобретения - повышение надежности работы превентора за счет возможности автоматического его закрытия в случае внезапного выброса при выходе из строя системы управления. Превентор содержит корпус 1 с осевым каналом А и полости, в которых установлены плашки (П) 3, 4. В камере рабочего хода Б П 4 установлен дополнительный плавающий поршень 13, образующий дополнительную силовую камеру (СК) Е. В поршне 13 установлен клапан. С корпусом 1 превентора жестко связан стакан 15, в котором размещен поршень 18 со штоком 19. образующим надпоршневую 20, промежуточную 21 и подпоршневую 22 полости. В нижнем положении поршня 18 СК Е гидравлически связана с источником 23 давления. Промежуточная полость 21 гидравлически связана с осевым каналом А. При обрыве шлангов 11, 12 и повышении давления в осевом канале А рабочая среда поступает в промежуточную полость 21 и поршень 18 со штоком 19 перемещаются вниз. Рабочая жидкость из источника 23 давления поступает в СК и поршень 13 вместе с П 4 перемещаются до перекрытия канала А. Клапан садится в посадочное гнездо, предотвращая падение давления в СК Е. 2 з.п.ф-лы. 2 ил. -5 Ё
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (st)s Е 21 В 33/06
ГОСУДАРСТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4688316/03 (22) 27.03.89 (46) 30.11.91. Бюл. М 44 (71) Пермский филиал Всесоюзного научноисследовательского института буровой техники (72) А,Я.Олешков (53) 622.245.4 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 924351, кл. В 21 В 33/06, 1976. (54) ПРЕВЕНТОР (57) Изобретение относится к противовыбросовому оборудованию, предназначенному для герметизации устья скважины при морском бурении. Цель изобретения — повышение надежности работы превентора эа счет возможности автоматического его закрытия в случае внезапного выброса при выходе из строя системы управления. Превентор содержит корпус 1 с осевым каналом
А и полости, в которых установлены плашки
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к противовыбросовому оборудованию, предназначенному для герметизации устья скважины при морском бурении.
Цель изобретения — повышение надежности работы превентора за счет возможности автоматического его закрытия в случае внезапного выброса при выходе из строя системы управления.
На фиг. 1 изображен превентор, разрез; на фиг. 2 — гидроцилиндр с дополнительным плавающим поршнем, в увеличенном виде.
Превентор состоит из корпуса 1 с осевым каналом А для пропуска бурильного инструмента 2. В корпусе 1 размещены
„„Я „„1694853 А1 (П) 3, 4. В камере рабочего хода Б П 4 установлен дополнительный плавающий поршень 13, образующий дополнительную силовую камеру (СК) Е. В поршне 13 установлен клапан. С корпусом 1 превентора жестко связан стакан 15, в котором размещен поршень 18 со штоком 19, образующим надпоршневую 20, промежуточную 21 и подпоршневую 22 полости. В нижнем положении поршня 18 СК Е гидравлически связана с источником 23 давления.
Промежуточная полость 21 гидравлически связана с осевым каналом А. При обрыве шлангов 11, 12 и повышении давления в осевом канале А рабочая среда поступает в промежуточную полость 21 и поршень 18 со штоком 19 перемещаются вниз; Рабочая жидкость из источника 23 давления поступает в СК и поршень 13 вместе с П 4 перемещаются до перекрытия канала А. Клапан садится в посадочное гнездо, предотвращая падение давления в СК Е. 2 з.п.ф-лы. 2 ил. плашки 3 и 4 с торцовыми и пакерными уплотнениями. Для перекрытия проходного канала А с перерезанием бурильного инструмента на корпусе 1 и плашке 4 установлены две пары ножей 5 и 6. Плашки 3 и 4 выполнены в виде стаканов, закрытых крышками 7, которые образуют камеру рабочего хода Б, а внутри плашек 3 и 4 установлены поршни 8, которые образуют камеру холостого хода В и камеру 1 гидравлически связанную с каналом А через фильтр 9; Поршни 8 жестко связаны с корпусом 1 при помощи эксцентрично установленных стержней 10 и выполнены с каналами Д, которые гидравлически связаны с системой управления через шланги 11.
1694853
25
40
55
Камеры рабочего хода Б через шланги 12 гидравлически связаны с системой управления.
В камере рабочего хода Б плашки 4 расположен дополнительный. плавающий поршеньь 13, который образует дополнительную силовую камеру Б, а в поршне 13 выполнена полость, в которой установлен клапан 14, перекрывающий рабочую камеру Б плашки
4 от системы управления при перемещении дополнительного плавающего поршня 13 к осевому каналу А, С корпусом 1 жестко связан стакан 15 с осевым и радиальным 16 и
17 каналами, В осевом канале стакана 15 установлен подпружиненный поршень 18 со штоком 19, которые делят его на надпоршневую 20, промежуточную 21 и нодпоршневую 22 полости. Надпоршневая полость
20 гидравлически связана с дополнительной силовой камерой Е и через радиальный канал 16 с источником давления 23 через шланг 24 при нижнем положении поршня
18. Промежуточная полость 21 гидравлически связана через радиальный канал 17 и трубопровод 25 с осевым каналом А. На трубопроводе 25 установлены фильтр 26, обратный клапан 27 и редуцирующий клапан 28. Подпоршневая полость 22 соединена с атмосферой. Камера рабочего хода Б плашки 4 сообщается со шлангом 12 через посадочное гнездо 29.
Дополнительная силовая камера Е может быть гидравлически связана через трубопровод 30 с осевым каналом А.
Превентор работает следующим образом.
Для закрытия превентора с бурильным инструментом 2, не перерезая его, рабочая жидкость от системы управления по шлангам 12 передается в камеры рабочего хода
Б и одновременно рабочая жидкость выпускается из камеры холостого хода В плашки
4 на слив. При этом плашки 3 и 4 движутся навстречу друг другу и, стыкуясь, герметизируют осевой канал А. Для открытия превентора рабочая жидкость от системы управления по шлангам 11 подается в камеры холостого хода 8.
Для закрытия превентора без бурильного инструмента 2 или с перерезанием бурильного инструмента 2 рабочая жидкость от системы управления по шлангу 12 подается только в камеру рабочего хода Б плащки 4, имеющей увеличенный рабочий ход, достаточный для перекрытия всего осевого канала А.
При обрыве шлангов 11 и 12 и выброса иэ скважины превентор работает следующим образом, При повышении давления в осевом канале А рабочая среда через фильтр 26, обратный 27 и редуцирующий 28 клапаны поступает через радиальный клапан 17 в промежуточную полость 21 стакана
15. При этом поршень 18 со штоком 19 движутся вниз и рабочая жидкость иэ источника давления 23 по шлангу 24 поступает в дополнительную силовую камеру Е. При этом дополнительный плавающий поршень 13 движется вместе с плашкой 4 к осевому каналу А, а клапан 14 садится в посадочное гнездо 29, предотвращая падение давления в дополнительной силовой камере E. Далее превентор работает так же, как и при закрытии превентора без бурильного инструмента 2 или с перерезанием бурильного инструмента 2.
Рабочая среда из осевого канала А может поступать в дополнительную силовую камеру Е по трубопроводу 30
Формула изобретения
1. Превентор, содержащий корпус с осевым каналом, полости, в которых-установлены плашки, и привод плашек в виде системы управления и гидроцилиндров с поршнями, образующими камеры рабочего и холостого хода, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы превентора за счет возможности автоматического его закрытия в случае внезапного выброса при выходе из строя системы управления, он снабжен дополнительным плавающим и имеющим клапан поршнем, размещенным в камере рабочего хода и образующем дополнительную силовую камеру, источником давления и стаканом с осевым и радиальными.каналами и с установленным в нем поршнем со штоком, которые делят осевой канал стакана на подпоршневую, промежуточную и подпоршневую полости, причем надпоршневая полость сообщена с дополнительной силовой камерой и через один из радиальных каналов стакана с источником давления в нижнем положении поршня, а цромежуточная полость сообщена через другой радиальный канал стакана с осевым каналом корпуса, при этом на нар1ркной поверхности дополнительного плавающего поршня выполнена полость для размещения в ней клапана, установленного с возможностью перекрытия. камеры рабочего хода гидроцилиндра от системы управления при перемещении дополнительного плавающего поршня к осевому каналу корпуса.
2. Превентор по п. 1, отл и ча ю щи йс я тем, что дополнительная силовая камера гидравлически связана с осевым каналом корпуса.
1694853
Риг.1
Составитель А.Трубихин
Теекред M.Ìîðãåíòàë Корректор M,Màêcèìèøèíåö
Редактор И. Сеглян ик
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 4140 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5


