Водометный движитель
Изобретение относится к судостроению , в частности к водометным движителям водоизмещающих судов и плавсредств, преимущественно с плоским днищем. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик движителя. Водометный движитель содержит корпус 1 с рабочим колесом 5, ось которого ориентирована вертикально, кинематически связанным с приводом, с водоподводящим патрубком 13, спрямляющим аппаратом 16, выходным соплом 14, а также механизм 8 поворота движителя и кольцевой коллектор 17. Движитель крепится к стенкам специальной шахты 18 днища судна на фланце крышки 3. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (н)5 В 63 Н 11/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4736756/11 (22) 10.08.89 (46) 07.11.91. Бюл. М 41 (71) Конструкторское бюро "Винт" (72) В. И. Карпов, Ю. С. Латышев, Э. М. Д.
Мамедов и В. А. Хвостов (53) 629.1.037.23(088.8) (56) Патент США М 4.417877, кл. В 63 3 Н
11/00, 1983. (54) ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к водометным движителям водоизмещающих судов и плавсредств, п ре„„ Ц„„1689214 А1 имущественно с плоским днищем. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик движителя. Водометный движитель содержит корпус 1 с рабочим колесом 5, ось которого ориентирована вертикально, кинематически связанным с приводом, с водоподводящим патрубком 13, спрямляющим аппаратом 16, выходным соплом 14, а также механизм 8 поворота движителя и кольцевой коллектор
17. Движитель крепится к стенкам специальной шахты .18 днища судна на фланце крышки 3, 1 ил.
0с
ОО
ЬЭ
Ф
1689214
Составитель А. Логачев
Техред M.Mîðråíòàë Корректор A. Осауленко
Редактор M. Янкович
Заказ 3778 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101
Изобретение относится к судостроению, в частности к водометным движителям водоизмещающих судов и плавсредств, преимущественно с плоским днищем.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик движителя.
На чертеже покйзан водометный движитель с диагональным насосом, разрез.
Движитель состоит из. корпуса 1, закрепленного в подшипнике 2 на крышке 3 корпуса судна, передачи, например, углового зубчатого редуктора 4, установленного на крышке 3, рабочего. колеса 5 движителя, установленного вертикально в подшипниках 6 и 7. Рабочее колесо 5 центробежного, осевого или диагонального типа. Механизм 8 поворота движителя имев шестерню 9, находящуюся в зацеплении с зубчатым колесом 10, закрепленным н,а корпусе 1. Корпус
1 движителя представляет собой цилиндрическую обечайку, в верхней части которой имеется водоотводной канал 11, а в нижней части — днище 12 с водоподводящим па»рубком 13 и соплом 14, Внутри корпуса концентрично расположен корпус насоса
15, а в зазоре между корпусами установлены лопатки спрямляющего аппарата 16.
Пространство, ограниченное корпусом 1, водоподводящим патрубком 13, корпусом насоса 15 и днищем 12, образует водоотводный коллектор 17, оканчивающийся соплом
14.
Движитель крепится к стенкам специальной шахты 18 днища судна на фланце крышки 3. Стрелками показан путь движения воды в движителе.
Движитель работает следующим образом.
Вращение вала приводного двигателя (не показан) передается через угловой редуктор 4 на рабочее колесо 5. Забортная вода из-под днища 12 засасывается через патрубок 13 и, проходя через рабочее колесо 5, нагнетается в канал 11. Проходя через
5 лопатки спрямляющего аппарата 16, поток выравнивается и отбрасывается в коллектор
17 и через сопло 14 выбрасывается под днищем под некоторым углом, создавая полезную тягу.
10 Разворот тяги на 360 осуществляется механизмом 8 поворота, передающим крутящий момент от двигателя поворота через шестерню 9 на зубчатое колесо 10, опирающееся на подшипник 2, смонтированный в
15 крышке 3 движителя, Зубчатое колесо 10 разворачивает корпус 1 движителя на заданный угол..
Радиальное расположение сопла позволяет применять одковальную движитель20 нуюустановку на судне вместо двухвальной, что при заданной тяге позволяет снизить массу движител ьной установки.
Формула иэоб ретения
25 Водометный движитель, содержащий корпус с рабочим колесом, ось которого ориентирована вертикально, кинематически связанным с приводом, водоподводящим патрубком, спрямляющим аппаратом, вы30 ходным соплом, а также механизм поворота движителя, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик движителя, он снабжен кольцевым коллектором, установленным в корпусе
35 соосно с рабочим колесом между спрямляющим аппаратом и соплом, при этом водоподводящий патрубок смонтирован на днище упомянутого коллектора, а. сопла ориентировано своей осью под углом к оси
40 рабочего колеса.

