Механизм перемещения рабочих органов самоходной трамбующей машины а.а.акопова
Изобретение относится к строительным машинам, используемым при сооружении дорог, фундаментов каналов и т.п. Цель изобретения - снижение удельной энергоемкости машины и установленной мощности силовой установки, а также повышение надежности . Для этого предлагаемый механизм перемещения снабжен аккумулятором энергии, выполненным в виде предварительно напряженных пружин 20. Один конец каждой пружины связан с рамой 1 машины, а другой ее конец посредством серьги 21 шарнирно прикреплен к оси 14 паразитной шестерни 13. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 968137 (21) 4280257/63 (22) 07.07.87 (46) 23,10.91. Бюл. М 39 (71) Ереванский политехнический институт им. К,Маркса (72) А.А.Акопов и А.А.Акопян (53) 625.085 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 819248, кл. Е 01 С 19/34, 1977. (54) МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РАБОЧИХ ОРГАНОВ САМОХОДНОЙ ТРАМБУЮЩЕИ МАШИНЫ А.А.АКОПОВА
Я2,„, 1686058 А2
Изобретение относится к строительным машинам, используемым при сооружении дорог, фундаментов, каналов и т.п., и является усовершенствованием изобретения по авт.св. N. 968137. Цель изобретения — снижение удельной энергоемкости машины и установленной мощности силовой установки, а также noBf»I exec надежности. На чертеже изображен предлагаемый механизм. Механизм смонтиро,ван на раме 1 машины, имеющей уплотняющие плиты 2 и 3 и :несущей штамп 4, которь и через опорно-поворотный круг 5 шарнирно связан одновременно с двумя кривошипными валами, коренные шейки 6 и 7 которых установлены в подшипниках рамы 1. На раме 1 установлены также силовая установка 8 и редуктор 9 с самотормоэящейся червячной передачей и выходным каналом, на концах кото рого имеются эксцентрики 11, Механизм имеет две кинема ические ветви передачи,-расположенные по обе сто зоны машины симметрично ее продольной оси. Каждая ветвь содержит жестко закрепленное на эксцентрике 11 вала 10 зубчатое Колесо 12, входящее в зацепление с паразитной шестерней 13, имеющей два зубча гых венца, один из которых выполнен с сегментным вырезом. Эта шестерня t3 на ажена на ось 14, которая зафиксирована ртносительно эксцентрика 11 звеньями 15, относительно коренной шейки 6 кривошипного вала — звеньями 16. Звенья 15 и 16 4вязаны с осью 14 эксцентриком 11 и шейкой 6 шарнирно. Зубчатым венцом с вырезом шестерня 13 входит в зацепление с жестко закрепленным на коренной шейке 6 кривошипного вала ведомым зубчатым колесом (не йоказано), которое, в свою очередь, через промежуточную шестерню 17 связано с Зубчатым колесом 18, закрепленным на коренной шейке 7 другого кривошипного вала. На коренную шейку 6, кроме того, Свободно посажено дополнительное зубчатое колесо 19, входящее в зацепление с полным зубчатым венцом шестерни 13. Зубчатое колесо 19 и закрепленное соосно с ним ведомое зубчатое колесо дополнительно кинематически связаны и между собой: ведомое зубчатое колесо имеет жестко прикрепленный к нему палец, размещенный в дугообразном пазу, выполненном в теле зубчатого колеса 19. Описываемый механизм снабжен также аккумулятором энергии, выполненным в виде предварительно напряженных пружин 20, один конец каждой из которых 55 связан с рамой 1, а другой ее конец посредсТВоМ серьги 21 шарнирно прикреплен к оси 14 паразитной шестерни 13, Устройство работает следующим образом, Изображенное на чертеже положение машины соответствует началу подьема штампа 4, а ось 14 находится при этом в крайнем левом положении, когда пружины 20 аккумулятора энергии предельно нагружены и способны реализовать часть нагрузки, необходимой для подьема штампа. Крутящий момент от зубчатого колеса 12 через параэитную шестерню 13, сцепленные ведомое зубчатое колесо и дополнительное зубчатое колесо 19 передается одному кривошипному валу и через промежуточную шестерню 17, колеса 18 — другому кривошип ному валу. После подъема штампа в крайнее верхнее положение зубчатый венец с вырезом шестерни 13 выходит из зацепления с ведомым зубчатым колесом. Под воздействием инерционных и гравитационных сил штамп 4, свободно перемещаясь по круговой траектооии, падает на грунт, одновременно провернув при этом кривошип ные валы. 3ТО происходит за счег того, что кинематически не связанное в данный момент с приводом ведомое зубчатое колесо получает возможность свободно прокрутиться относительно колеса 19 в пределах выполненного в нем дугообразного паза (палец ведомого зубчатого колеса переместится в передний конец упомянутого дугообразного паза), Б таком положении машина находится до тех пор, пока задний конец дугообразного паза, продолжающего принудительное вращение колеса 19, не догонит палец ведомого зубчатого колеса. В процессе подъема штампа ось 14 перемещается из крайнего левого (чертеж) в крайнее правое положение, при котором пружины 20, отдав запасенную в них энергию, расслаблены, причем после падения штампа на грунт продолжающая работать и разгруженная в данный момент силовая установка 8 обеспечивает натягивание пружин 20 до предельного натяжения, т,е. до момента, когда ось 14 снова займет крайнее левое положение, В этот период мощность силовой установки расходуется только на аккумулирование энергии в пружинах 20, После того, как задний конец дугообразного паза входит в соприкосновение с пальцем, начинается подъем и перемещение вперед рамы 1, на что затрачивается энергия как силовой установки 8, так и потенциальная энергия пружин 20. При достижении рамой 1 крайнего верхнего положения и пе5 1686058 6 Формула изобретения Составитель Б.Кузьменков Редактор А.Шандор Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова Заказ 3579 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 1 t3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", с. Ужгород, ул.Гагарина, 101 реходе ее с режима принудительного перемещения к тормозному режиму опускания в приводе могут иметь место динамические явления — удары, являющиеся следствием действующих на раму 1 инерционных сил и наличия зазоров в зубчатых и рычажных передачах. В этот период роль пружин 20 аккумулятора энергии сводится к нейтрализации негативных последствий вышеуказанных явлений и к обеспечению плавного перехода рамой 1 данного участка ее траектории движения до момента установки рамы на грунт. Вслед эа этим цикл повторяется. Механизм перемещения рабочих органов самоходной трамбующей машины по 5 авт.св. М 968137. отличающийся тем, что, с целью снижения удельной энергоемкости машины и установленной мощности силовой установки, а также повышения надежности, он снабжен аккумулятором знер10 гии в виде предварительно напряженных пружин, один конец каждой иэ которых связан с рамой машины, а другой ее конец посредством серьги шарнирно прикреплен к оси паразитной шестерни.