Электропривод постоянного тока
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s Н 02 P 5/06
ГОСУДАРСТ8ЕННЫИ КОМИТ ЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
I
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4485907/07 (22) 22.09,88 (46) 15.10,91, Бюл. N. 38 (71) Коммунарский горнометаллургический институт (72) В.Г.Дрючин и В.И.Жиляков (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N. 734864, кл. Н 02 Р 5/06. 1980.
Авторское свидетельство СССР
N1277329,,кл. Н 02 P 5/06, 1986. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО Т0КА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах металлорежущих станков, прокатных
«.!Ы» 1684897 А1 станов. Целью изобретения является расширение диапазона регулирования скорости. Электропривод содержит трехфазный трансформатор 3, вторичные обмотки которого соединены с реверсивным управляемым выпрямителем 4 и с неуправляемым мостовым выпрямителем 5. Датчики 7, 8, 10 соединены со входами системы управления
11. Дополнительные тиристоры 13, 14, 15 подключены встречно-параллельно к соответствующим диодам неуправляемого мостового выпрямителя 5. Введение трех дополнительных тиристоров 13, 14,. 15 позволяет расширить диапазон регулирования скорости электродвигателя последовательного возбуждения, 1 ил.
1Г)0489
Изобретение относится к электротехникее и может быть использовано н нен1ильных электропринодах постоянного тока метаппорежугц«1х станков, прокатных станов, подьемно-транспортных машин;
Цель изобретен«1п — расширение диапазона ре/улиронания скорости, На чертеже представлена блок-схема электропринода постоянного тока.
Электропринод содержит электроднисатель 1 с последовательной обмоткой 2 возбуждения, «рехфазный трансформатор 3. первичные обмотки которого соединены B звезду, ренерсинный упранляемый ныпря митель 1, выполненный на двух BcTpe«tfurIapa/I/Ie/II управляемых мостах. нходы
voTopor0 подключены к первым выводам вторичных обмоток тра!!сформатора 3, к вторым выводам которых г!Одсоед««не! ы входы трехфазного неуправляемого мостового выпрямителя 5, дроссепь б, включенный в якорную цепь эпектродн«1гателя 1, датчик 7 скорости, сочлененный с валом электродвигателя 1, датчик 0 -.ока якоря, включенный в якорную цепь, которая подсоединена V. выходу реверсивного управляемого Bbt прял1итепя 4, датчик 9 тока возбуждения, нключеннь«й в цепь пос.ледонательной обмотки 2 возбуждения, которая подключена к выходу неуправляемого выпрямителя 5, датчик 10 напряжения, подключенный параллельно якорной обмотке электродвигателя 1, систему 11 упранпе!«ия, соответствующие входы которой соединены с выходал1и датчика 7 скорости, датчика 0 тока якоря, датчика 9 тока возбуждения, датчика 10 напряжения и блока 12 задания, а выходы — к управляющим электродам тиристоров реверсивного выпрямителя 4, три дополнительных тиристора 13-15, каждь!й из которых включен встречно-параллельно соответствующему вентилю анодной группы неуправляемого выпрямителя 5, а управляющие электроды дополнительных тиристоров соединены с соответствующими выходами системы управления 11, Эпектропринод постоянного тока работает следующим образом.
В предлагаемом устройстве можно регулировать скорость электроднигате/! «1 как изменением напряжения, так и измене!,ием поля возбуждения, т.е. возможно обеспечить днухэонное регулирование. е! упирование скорости ниже номинальной осуществляется изменением напряжения на электродвигателе 1, а выше номинальной — изменение тока возбуждения. Датчики 7.
0, 9 и 10 измеряют фазовые координа1ы эпектропривода в процессе его работы, ко10
-10
45, :0
55 торые используюгся дп:! формирования сис;темы у!!!«пнпе!!!1я 11 3!/!гс.ритма упранпе-!
«ия. Г1ри подаче с 6nov;! 12 задания
:!адаюс!!его сигнала с/-. О, опредепя«ащего с:корость нра!/!е!«!1я с!и!.:- .)род!!игатепя (ме!«ьн!е номинальной), с!«с, IBM. 11 упранпе!!ия !
)босое !!«!«ает н!.«пр1«л«и ппь«!!зй режим работы од!!ос с! L!3 I.1пстс!н ренеГс! ьч!ого пы!!рями-! е 11! 4 (B ззнис«1мос т и QT заданно! О ! I3lIp3BëoíLIÿ вращения). !"«о якор!!Ой 06М01ке и обл1отке 2 нозбужде!!ия пГ«отс!кает один ,1 то) же ток, э/!Ок /рпдг!«1!; .с«/!ь разго!!яется до 3 tp3IIIIOL1 ско()ости, пр!! этс)м качест ненные показатели переходного процесса oit!
) Е Д Е П Я !О Т С «« I t;.! С 1 1) О и К 3 1 с! Р Е Г У П 11 1 О Р О Н
cL1/))ел1ы 11 упр;/B le! III I, Г!ри Г!Ода «О с 6/!Ока 12 .зэ/!)!!!111 сигна/13
II3 рс!Br рс (ипи )орл;ожснии Е!, =- О) rtp0LIcxoд! т тОрмо:+:of I!1/ зпс!! Tpo/if«!!! - !те l с рекупе р-Iцией 3 «et/I LBI !/ сеть, 13v как II3 и!!тернапе торможегп1я система 11 ynp3Bnet«LIB обеспечивает ингер«орный режим работы второго моста C,eeèpci1r!!10! B) нь!пр!«м««те/!ч 4, который за!ем t!3 интервале разго!!3 и вра!цения электрод««игатепя н другом I!3ïp3èëållili1 р3ботает ь выпрями!епьном режил1е, Если с Гпока зада«!и. 12 подается сигнал зада!«ия, соотнеl!. Iнующии скорости вращения 6!Оль!«!с) «!о!сп«II3/IL нои, то система у! равпения 11 Обеспс инает пода;у управляющихх им!!у I Bcorl на r LIpl1cTot) bl 13 — 15, которые своим открытием шунтируют обмотку 2 нозбу+.дения. с/«кры гие тиристоров
13 — 15 приводит к тому, что токи вторичных
nC:MoToê rp:I, !ñфОрматора 3 замы!:3!Отся, минуя обмотку 2 возбуждения, так как "1 вторых выводов вторичных обл«оток
1рзнсформатора 3 «ерез тирис)ор 13 или 14, или 15 и вентили анодной гр; ппы выпрямителя 5 замыкается с "-" вторых выводов вторичных обмоток. У/ол открытия тиристорон
13 — 15 определяет величину тока возбуждения, который имеет значе!!ие, соответствующее заданной скорости вращения.
Ф о р м у л а «a o 0 p e T e t«1 tt
Эпектропринод постоянного тока. содержащий электроднигаlель с последовательной обмоткой возбуждения, трехфазный трансформатор. первые обмотки ко1орого соединены B звезду и подключены к источнику переменно! о напряжения, реверсивный управляемый нь!прями гель,выполненный на двух встречно-парпллельно управляемых трсхфазных мостах, входы которого подклк) !eны к первым вынодал1 вторичных обмоток трансформатора, к вторым выводам которых подсоединены входы трехфазного неуправляемо!о мостового выпрямителя, дроссель, включе!и!ый н якор1684897
Составитель M.Êðÿõòóíîâà
Редактор Л.Пчолинская Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик
Заказ 3513 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 ную цепь электродвигателя, датчик скорости, сочлененный с валом двигателя, датчик тока якоря, включенный в якорную цепь, которая подсоединена к выходу реверсивного управляемого выпрямителя, датчик то- 5 ка возбуждения, включенный в цепь последовательной обмотки возбуждения, которая подключена к выходу неуправляемого выпрямителя, датчик напряжения, подключенный параллельно якорной обмот- 10 ке двигателя. систему управления, соогветствующие входы которой соединень: с выходами датчиков скорости, тока якоря, тока возбуждения, напряжения и блока задания, а выходы — к управляющим электродам тиристоров реверсивного выпрямителя, о т л и ч a e шийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования скорости, он дополнительно снабжен тремя тиристорами, каждый из которых включен встречно параллельно соответствующему вентилю анодной группы неуправляемого выпрямителя, а управляющие электроды дополнительных тиристоров соединены с соответствующими выходами системы управления.


