Комплект деревянного духового музыкального инструмента, преимущественно флейты, д.ф.деминчука
Изобретение относится к комплекту деревянного духового музыкального инструмента и позволяет расширить технико-исполнительские возможности посредством наличия продольного и поперечного цилиндрических мундштуков и мажорного колена с цилиндрическим внутренним звуковым каналом. 8 ил.
COIQ3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)з G 10 0 7/00
ГОСУДАРСТВЕН ЫИ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4362400/12 (22) 12.01.88 (46) 30.09.91. Бюл. М 36 (75) Д.Ф.Деминчук (53) 681.673(088.8) (56) Вертков,К., Благодатов Г., Язовицкая Э.
Атлас музыкальных инструментов народов
СССР. М„ Изд. Музыка,1975,с.26,27,44,48.
Изобретение относится к изготовлению деревянных духовых музыкальных инструментов лабиального способа звукоизвлечения, в частности к продольным и поперечным флейтам и флейтам двусторонне открытого типа.
Известны народные флейты: продоль-. ные, поперечные и двусторонне открытого типа, бытующие среди многих народов нашей страны, а также народов мира, например в Египте — себи, в Венгрии — фуруя, в
Болгарии — кавал, в России — свирель, на
Украине — сопилка, флояра, в Белоруссии— дудка, в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане — най, в Башкирии — курай, в .
Бурятии — лимба, сур, в Молдавии — флуер и др
Целью изобретения является расширение технико-исполнительских возможностей посредством объединения трех видов инструментов в один тембро-ладово универсальный.
При различных комбинациях двух «олен и трех мундштуков достигаются шесть видов инструментов ладово-тонального плана и три различных тембровых окрасок: макор Ж,„, 1681333 А1 (54) КОМПЛЕКТ ДЕРЕВЯННОГО ДУХОВОГО
МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ФЛЕЙТЫ, Д.Ф.ДЕМИНЧУКА (57) Изобретение относится к комплекту деревянного духового музыкального инструмента и позволяет расширить технико-исполнительские возможности посредством наличия продольного и поперечного цилиндрических мундштуков и мажорного колена с цилиндрическим внутренним звуковым каналом. 8 ил, ная продольная флейта; мажорная поперечная флейта; мажорная флейта открытого типа; минорная флейта открытого типа; минорная продольная флейта; минорная поперечная флейта.
Аппликатура во всех видах инструментов идентична и зависит от необходимого лада (мажорного или минорного), строй— хроматический, диапазон — более двух 1/2 октав.
Необходимость смены колен с основным мажорным ладом на колено с минорным обусловлена аппликатурными неудобствами мажорной ладовой системы при исполнении старинных произведений венгерской, молдавской, цыганской, гуцульской народной инструментальной музыки и музыки народов Кавказа, Закавказья, Средней Азии и других народов.
В инструментах с основным минорным ладом имеется большое количество обертоновых передувных звуков, входящих в основную аппликатурную систему, преимущественно создающих технико-исполнительские удобства (особенно в быстрых темпах), Например
1681333
Emma
Обертоновые передувные звуки обозначены затушованными нотами.
На фиг,1 изображен мундштук.(а), при помощи KoTopofo извлекается звук с тембром флейты двусторонне открытого типа; на 5 фиг.2 — минорное колено (Ь) со звуковыми отверстиями; на фиг.3 — мундштук (с) флейты продольного типа; на фиг.4 — мундштук (d) флейты поперечного типа с настроечным. стержнем и трубочкой с дополнительными 10 ! звуковыми отверстиями; на фиг.5 — мажор- ное колено (е) со звуковыми отверстиями; на фиг.6 — настроечное кольцо; на фиг.7 — трубочка с дополнительными губковыми отверстиями; на фиг.8 — вертикальный срез 15 настроечного кольца и трубки с губковыми отверстиями.
Комплект деревянного духового музыкального инструмента, преимущественно флейты, состоит из мундштука 1 (а) с цилин- 20 дрическим внутренним звуковым каналом и овально-коническим. срезом 2 (в верхней игровой части), стыкованного при помощи внутренней расточки З,выполненной в его нижнем конце, в которую плотно вставляет- 25 ся (скользящая периодически) соЕдинительная металлическая трубочка 4 наглухо закрепленная в расточенном пазу 5, с минорным коленом 6, которое имеет звуковые отверстия 7-14 (верхнее) и 15 и 16 (нижнее), 30 наружные металлические кольца 17 и 18 (для прочности), втулочки 19 и 20 для отвода влаги, продольного цилиндрического мундштука 21 для замены мундштука 1 с целью достижения звука с тембром продольной 35 . флейты при том же колене 6 (с минорным ладом), щели 23 (образованной конусным срезом пробки 22 и стенкой мундштука 21) для вдувания воздуха, которыми попадает на острый зуб 24, рассекается пополам и в ре- 40 зультате выхода части его через свистковое отверстие 25 образуется свист, настроечного кольца 26 (с вертикальным односторонним распилом для.радиального вращения), буртика 27 для упора кольца 26, расточки 28 45 для стыковки с коленом 6 с помощью трубочки 4, металлического кольца 29 для укрепления наружной части мундштука 21, поперечного. цилиндрического мундштука
30 с вставной металлической трубочкой 31, 50 посередине наружной части которой насажена вибрирующая трубочка 32 (меньшего диаметра) со свистковыми овальными отверстиями 33 и 34 с возможностью радиального вращения для чередования губковых отверстий. В верхнюю часть мундштука 30 во внутрь вставляется настроечный стержень 35, в нижний конец которого вмонтирована с помощью шурупа 36 свободно вращающаяся на оси втулка 37. 3аталкиванием в сторону свистковых отверстий 33 и
34 настроечного стержня 35 при его вращении (на резьбе) в соединительной части 38 производится корректировка строя в кварто-квинтовом и октавных соотношениях. В нижней части мундштука 30 имеются внутренняя расточка 39, соединенная с мажорным коленом 40 с помощью металлической трубочки 41, также наглухо закрепленной в расточенном пазу 42 мажорного колена 40.
Мажорное колено 40 имеет отверстия 4352, наружные металлические колечки 53 и 54 втулки 55 и.56 для отвода влаги.
Наружные диаметры соединительных трубочек 4 и 41 минорного и мажорного колен равны внутренним диаметрам каналов мундштуков 1, 21 и 30.
Перед началом игры на од ном из видов флейт предварительно выбирают нужное колено с минорным или мажорным ладом и к нему стыкуют один из трех мундштуков в зависимости от необходимого тембра. Например, если нужна флейта двусторонне открытого типа, стыкуют мундштук (а) с коленом(Ь), Предварительная настройка производится раздвижным способом составных частей (мундштука и колена).
B продольной флейте настройка производится также раздвижным способом составных частей и дополнительно с помощью настроечного кольца при ра реальном его вращении, меняя имеющиеся прорези разных конфигураций для корректировки строя и смены тембровой окраски.
Во флейте поперечного типа предварител ы4ая настройка производится поворотом верхней части настроечного стержня вправо или влево, которая при этом сдвигается ь сторону свисткового отверстия, и наоборот
Кроме того, прокручивается радиально пс оси трубка с дополнительными губковыми отверстиями для подбора (нужного) свист1681333 кового отверстия и подгонки его к амбушюру(губе) исполнителя. Комбинируя стыковки трех мундштуков и-двух колен, образуются (поочередно) шесть видов флейт, 8 зависимости от сложности звукоизвлечения обучение на. данной флейте рекомендуется проводить согласно следующей последовательности стыковочных комбинаций: с+е, с+Ь, а+е, d+b, d+e, а+Ь, где а— мундштук флейты двустороннего типа (открытого); Ь- минорное колено; с — мундштук продольной флейты; d — мундштук поперечной флейты; е — мажорное колено.
Данной флейтой пользуются следующим образом.
Перед началом игры осуществляют (в зависимости от нужной тембровой окраски) различные стыковочные комбинации мундштуков (а, с, d) с коленами (Ь, с). Затем производят настройку флейты: а) посредством продольного перемеще, ния мундштуков 1, 21 и 30 относительно колен (b, е); б) посредством продольного сдвижения в сторону свисткового отверстия 33 настроечного стержня 35; в) посредством радиального вращения трубочки с дополнительными губковыми отверстиями и настроечного колена 26.
После корректировочной настройки инструмента приступают к игре. 8 зависимости от подбора мундштука с определенным тембром применяют и определенный способ звукоизвлечения. Например, для извлечения звука во флейтах с мундштуком двусторонне открытого типа (срезанная под скос) верхняя торцовая часть ствола соприкасается с губками под углом 45О. При вдувании воздуха, край ствола срезает воздушный столб пополам, в результате чего образуется звук. При наличии во флейте мундштука продольного типа звук извлекается посредством вдувания воздуха через щель 23 (образованную конусным срезом пробки 22 и стенкой мундштука 21), попадающего впоследствии на острый зуб 24 свисткового отверстия и рассекающегося пополам. Во флейтах с мундштуком попе5 речного типа звук извлекается посредством прикладывания мундштучной части с определенным свистковым отверстием к нижней губе под углом 90 и вдувания воздуха при полусжатых губах (имитируя слегка улыбку).
При различных стыковочных комбинациях мундштуков (а,c,4) с игровыми коленами (в,е) образуются шесть видов инструментов тембро-ладового плана: ми15 норная флейта двусторонне открытого типа (а+Ь); минорная продольная флейта (с+Ь); минорная поперечная флейта (d+b); мажорная поперечная флейта (d+e); мажорная продольная флейта (с+е); мажорная флейта
20 двусторонне-открытого типа (а+е).
Формула изобретения
Комплект деревянного духового музыкального инструмента, преимущественно
25 флейты, содержащий цилиндрические мундштук двусторонне открытого исполнения, минорное колено с цилиндрическим внутренним звуковым каналом, звуковыми отверстиями и соединительной трубочкой, о т30 л и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения технико-исполнительских возможностей инструмента, он имеет продольный и поперечный цилиндрические мундштуки и мажорное колено с цилиндрическим внут35 ренним звуковым каналом, звуковыми отверстиями и соединительной трубочкой, при этом наружный диаметр соединительных трубочек минорного и мажорного колен равны внутренним диаметрам каналов мун40 дштуков двусторонне открытого исполнения, продольного и поперечного для обеспечения возможности соединения их между собой.
1681333
1У
Л
7б
1681333
Составитель В.Буланов
Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова
Редактор А.Лежнина
Заказ 3314 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101




