Устройство для возбуждения крутильных колебаний
Изобретение относится к вибрационной технике. Целью изобретения является повышение надежности устройства за счет снижения нагрузок, действующих на подшипники внутренних роторов, и повышение удельной мощности за счет создания поворотного момента кососймметричной установкой тел 14 и 15 качения. Наружные и внутренние роторы получают вращение от одного привода, для чего используются зубчатые передачи с колесами 18 и 19. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51) 5, В 06 В 1/16
ГОСУДАРОТБЕННЫЙ НОМИТЕТ
fl0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ П<НТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Фиг. 2
К А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 47103?9/28 (22) 26,06,89 (46) 23.09.91. Бюл. № 35 (71) Брянский технологический институт (72) Е.Н,Иванов и Б.Г.Евельсон (53) 534,141(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 301184, кл, В 06 В 1/16, 1969, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ (57) Изобретение относится к вибра„„Я0„„1678460 А 1
2 ционной технике. Целью изобретения является повышение надежности устройства эа счет снижения нагрузок, действующих на подшипники внутренних роторов, и повышение удельной мощности за счет создания поворотного момента кососимметричной установкой тел 14 и 15 качения, Наружные и внутренние роторы получают вращение от одного привода, для чего используются зубчатые передачи с колесами 18 и
19. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
1678460 гир < 10 () 2
Н Н 2) 45
55
Изобретение относится к вибрационной технике и может быть использовано для возбуждения крутильных синусоидальных колебаний в системе с вра5 щающимся валом.
Целью изобретения является повышение надежности устройства за счет снижения нагрузок, действующих на подшипники внутренних роторов, и повышение удельной мощности за счет соз-. дания поворотного момента кососиммет- . ричной установкой тел качения.
На фиг, 1 представлена кинематическая схема предлагаемого устройства на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1. Испытуемая система 1, в которой требуется возбудить крутильные колебания, содержит вращающийся вал 2. один конец которого соединен с электрическим двигателем 3, а другой— с.корпусом 4 вибровозбудителя 5. Последний имеет два идентичных симметрично расположенных относительно оси вала 2 гироскопа 6 и 7 и подвижную рамку 8, снабженную самостоятельным электрическим приводом 9 ° Каждый из гироскопов 6 и 7 содержит наружный ротор 10 и встроенный в него внутренний ротор 11, причем "собственные оси вращения роторов взаимно перпендикулярны, а точка их пересечения совпадает с общим центром масс роторов.
На оси внутренних роторов 11 вы35 полнены по два водила 12 и 13, на осях которых с зазором расположены тела 14 и 15 качения. Водила 12 и
13 с телами 14 и 15 установлены по обе стороны от оси ротора 11 и расположены кососимметрично относитель. но нее.
Наружные роторы 10 кинематически связаны с рамкой посредством кони.ческих и цилиндрических зубчатых колес 16 и 17 соответственно, причем эти кинематические связи обеспечивают вращение роторов 10 с равными и противоположно направленными скоростями.
Внутренние роторы 11 имеют индивидуальный привод либо, как это показано на фиг. 1, могут приводиться во вращение с помощью зубчатой передачи с коническими зубчатыми колесами 18 и 19, первое из которых закреплено на оси ротора 11, а второе на корпусе 4, Вибровозбудитель 5 содержит упругую муфту 20, установленную в кинематической цепи привода наружного ротора 10.
Устройство работает следующим об,разом.
При вращении роторов 10 и 11 гироскопы 6 и 7 генерируют гироскопи,ческие моменты Мг„ проекции которых
1 на оси у, совпадающую с осью вала 2, изменяются по гармоническому закону.
Эти моменты действуют на роторы 10 и далее, суммируясь через корпус 4, передаются на вап 2 системы 1. Таким образом, на вал 2 действует момент
2Мг„„ соs(P<0 где,о - угол поворота роторов 10 от положения, при,котором оси роторов 11 совпадают..
Составляющие же M«t,,ëeæàùèå в одной плоскости с осью вала 2, взаим" но уравновешиваются.
Создаваемый каждым из гироскопов
6 и 7 гироскопический момент Мги выражается формулой где I - момент инерции ротора 11 и тел 14, 15 относительно оси ротора 11; (j3, — скорость вращения ротора
11;
Я - скорость вращения ротора
10.
Кроме того, при вращении роторов
11, а следовательно, и тел 14, 15 качения генерируются центробежные силы F>, приложенные на плече h<. где m — масса тела 14 или 15, h — расстояние между осями рото. ра 11 и тела 14 или 15.
° %
Пара сил Рц создает поворотный . момент М„, выраженный формулой
Мпоь Fq <
I где Ь, — расстояние между центрами тел 14 и 15 одного ротора
11 взятое вдоль оси ротора 11, Моменты MrtoB генерируемые при вращении тел 14 и 15 относительно осей роторов 11 в каждом гироскопе, суммируясь через корпус 4, передаются на вал 2 системы 1. Таким образом, на вал
1Ь78460 котором водила 12 и 13 обои гироскопов лежат в плоскостях перпендикулярных третьей плоскости. суммарный момент Y.<, дейна вал ?, описывается АормуТогда ствующий лой
И =: 2M„„, соя Ч о+ ?Мя„> cos (p cos(f
= 2 Я, соэЦ) (I
1(ы
В процессе работы устройства гироскопический и поворотный моменты
- передаются на корпус ротора 10 через тела 14 и 15 качения.
Фиг,1
Составитель Д.Шатилов
Редактор Г.Бельская Техред А.Кравчук Корректор С.Щекмар
Заказ 3522 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Гагарина,101
2 действует поворотный момент 2 Y. x к cos® cnsLP1» 1 где ф ©- угол поворота роторов 10 от положения, при котором положения осей роторов. 11 сов1 падают, ф1< - угол поворота водил 12 и 13 .относительно положения, при
Формула изобретения 20
1. Устройство для возбуждения крутильных колебаний в системе, име. ющей вращающийся вал, содержащее первый привод, вибровоэбудитель с вращающимся валом, двух гироскопов, установленных в корпусе симметрично оси вращающегося вала, подвижной рамки и второго привода, причем каждый гироскоп выполнен в виде двух 30 .встроенных один в другой роторов со взаимно перпендикулярными осями, оси наружных роторов расположены в одной плоскости, перпендикулярны оси вращающегося вала и кинематиче° Сд <„+ m Я„h . h cos®) ! ски связаны с подвижнои рамкой. а оси внутренних роторов установлены, под одинаковым. углом к оси вращающе- . гося вала, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено водилами, жестко закрепленными попарно на осях внутренних роторов по разные стороны от соответствующих осей, и телами качения, каждое из которых установлено на соответствующем водиле с воэможностью радиального перемещения относительно оси внутреннего ротора и качения по внутренней поверхности наружного ротора.
2. Устройство по н. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удельной мощности, тела качения каждой пары установлены кососимметрично относительно оси вращения внутреннего ротора.


