Способ измерения зазора в лабиринтном уплотнении турбомашины
Изобретение относится к турбостроению , преимущественно к авиационному, и позволяет повысить надежность, точность измерения зазора и добиться упрощения процесса измерения. Способ измерения радиального зазора состоит в том, что помимо давления F перед.лабиринтным уплотнением и за ним-Р2 измеряют давление Р1 между гребешками 2 и 3, установленными на роторе 4 с зазорами 5i и 5а - соответственно относительно корпуса 1, По этим давлениям определяют величину действительных радиальных зазоров д и & , ho которым вырабатывают сигнал, поступающий на исполнительный орган 10, который управляет подачей холодного воздуха на корпус 1. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5!)5 F 01 0 1/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4484776/06 (22) 20,09.88 (46) 15 09.91. Бюл. М 34 (71) Казанский авиационный институт им.
А.Н.Туполева (72) В.А.Стрункин, Ю.В.Стрункин и И.А.Ковалева (53) 621.438.001.42 (088.8) (56) Скубачевский Г.С., Авиационные ГТД.М.: Машиностроение, 1969, с.68. (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЗАЗОРА В ЛАБИРИНТНОМ УПЛОТНЕНИИ ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к турбостроению, преимущественно к авиационному, и
Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к авиационным двигателям.
Целью изобретения является повышение точности, надежности и упрощение измерения зазора, На фиг.1 представлено радиальное лабиринтное уплотнение; на фиг.2 — осевое уплотнение; на фиг.3 — структурная схема устройства для реализации данного способа измерения зазора; на фиг.4 — график зависимости 15 =1(Р2-), где P1 — относительная величина давления перед уплотнением; Pz — то же, за уплотнением, Устройство, реализующее данный способ измерения зазора в лабиринтном уплотнении, имеющее корпус 1 и гребешки 2 и 3, установленные на роторе 4 с зазорами д1 и
6z относительно корпуса 1, содержит датчики 5, 6, 7 статического давления, установленные в корпусе соответственно до
„„5LJ„„1677345 А1 позволяет повысить надежность, точность измерения зазора и добиться упрощения процесса измерения. Способ измерения радиального зазора состоит в том, что помимо давления Р перед лабиринтным уплотнени-. ем и за ним -P2 измеряют давление Р
1 между гребешкамй 2 и 3, установленными на роторе 4c зазорами ä1 и д2.соответственно относительно корпуса 1, По этим давлениям определяют величину действительных радиальных зазоров д1 и д2, ho которым вырабатывают сигнал, поступающий на исполнительный орган 10, который управляет подачей холодного воздуха на корпус 1. 4 ил. лабиринтного уплотнения, между гребешками 2 и 3 за Уплотнением, и связанные с преобразователем 8, соединенным с процессором 9, который связан с исполнительным механизмом 10, регулирующим величину зазора. Диаметр первого гребешка 2 равен d1, а диаметр второго гребешка 3 равен dz. Зазор,д2 между гребешком 3 и корпусом 1 является функциональным зазором турбомашины и зависит от режима ее работы, при - .ф чем величина зазора д1, больше дг, а разница зазоров Л =д1 — д2 назначается при изготовлении уплотнения.
Способ измерения зазора реализуется в этом устройстве следующим образом.
С помощью датчиков 5, 6, 7 определяют соответственно ллвления Р1 — до лабиринтного уплотнения; P — давление в полости
1 между гребешками 2 и 3, и Р2 — давление за" лабиринтным уплотнением.
1677345
Поток
Давления от датчиков 5, 6, 7 поступают в преобразователь 8, который вырабатывает сигналы для процессора 9, который, в свою очередь, вырабатывает управляющий сигнал на исполнительный механизм 10; 5 регулирующий величину зазора, например на заслонку или клапан, которые изменяют расход воздуха на охлаждение корпуса 1, а величину радиального зазора определяют в . процессоре 9 по зависимости 10 д 1
Рг Р Рг
P (1-Р } где ог = дг/Л; К = dz/41; Л = д1 — Oг — положительная разница между зазорами с корпусом первого и второго гребешков, на, значенная при изготовлении уплотнения; д1 — зазор между корпусом и первым 20 гребешком;
bz — искомая минимальная величина за.3ора между корпусом и вторым гребешком;
Рг= Рг/P; P = P /P> Pz u P — относительные величины давлений перед и за уплотнением соответственно;
d1 и dz — диаметры первого и второго гребешков;
К вЂ” величина отношения диаметров d> и 4г
m — экспериментальный коэффициент, определяемый для уплотнения .при известной величине дг.
При достижении pz < 0,55 величина зазора определяется по формуле, учитыва- 4 ющей режим течения рабочего тела
Р (1-Р }
Формула изобретения
Способ измерения зазора в лабиринтном уплотнении турбомашины, включающий замер давлений рабочего тела до и после лабиринтного уплотнения, имеющего корпус и гребешки на роторе, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности, надежности и упрощения измерения, гребешки выполняют с различной величиной зазора относительно корпуса, измеряют величину давления рабочего тела в полости между гребешками уплотнения, а величину зазора определяют по зависимости
1 д —
Km 1
P1(1 — P } где ог = ог/Л; K = 4г/d ; Л = д1 — А — положительная разница между зазорами с корпусом первого и второго гребешков, назначенная при изготовлении уплотнения;
A,и дг — зазоры между первым и вторым гребешками и корпусом;
41 — dz диаметры первого и второго гребешков;
Рг - Рг/P); P =
Р>
Рг — относительная величина давления за уплотнением;
Р— относительная величина давления между гребешками;
Р1; Pz u P — соответственно давления до уплотнения, за ним и в полости между гребешками;
m — экспериментальный коэффициент.
)Siw гюа
Фаг 2
5 б 7
Nut.3
1677345
098 аю
088
Одб
Составитель О.Антонова
Редактор М,Васильева Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец
Заказ 3097 Тираж Подписное
ВНИИГ!И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул,Гагарина, 101
082 ого
Фиг. Ф



