Шаговый гидравлический (пневматический привод)
Изобретение м.б. использовано в качестве управляющих и исполнительных приборов цифровых систем автоматического управления. Цель изобретения - повышение точности позициирования и уменьшение объемных потерь. Использование триггеров, выполненных в виде золотниковых распределителей, при соответствующем подключении их к рабочим полостям двигателя и к многопозиционному распределителю (МР), позволяет уменьшить объемные потери. Связь золотника с выходным звеном посредством редуктора позволяет получить малый шаг при больших геометрических размерах МР, что в целом повышает точность позиционирования. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ Х
РЕСПУБЛИК
2 08 А1
Г 15 В 11/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4721562/29 (22) 19.07.89 (46) 23.08.91.Бюл. К - 31 (71) Московский авиационный институт им.Серго Орджоникидзе (72) Н.B.Ñèíàéñêèé (53) 621.523.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 545777, кл. F 15 В 9/03, 1974 ° (54) ШАГОВЬ1Й ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ (ПНЕВИАтичкский) ПРИВОД (57) Изобретение м.б. использовано в качестве управляющих и исполнительных приборов цифровых систем автомаИзобретение относится к машиностроению, в частности к средствам гидропневмоавтоматики, и может быть использовано в качестве управляющих и исполнительных приводов цифровых систем автоматического управления.
Цель изобретения — повышение точности позиционирования и уменьшение объемных потерь.
На чертеже представлена принципиальная гидравлическая (пневматическая) схема привода.
Шаговый гидравлический (пневматический) привод содержит исполнительный двигатель 1 с рабочими полостями
2 и 3, и выходным звеном 4, электрогидравлический (пневматический) пре— образователь 5, выполненный в виде четырехпояскового золотника 6 и корпуса 7 с рабочими окнами 8 — 14. Рабочее окно 8 подключено к напорной магистрали 15, а окна 13 и 14 — к слив2 тического управления. Цель изобрете- ния — повышение точности позиционирования и уменьшение объемных потерь.
Использование триггеров, выполненных виде золотниковых распределителей, при соответствующем подключении их к рабочим полостям двигателя и к многопозиционному распределителю (MP), позволяет уменьшить объемные потери.
Связь золотника с выходным звеном посредством редуктора позволяет получить малый шаг при больших геометрических размерах МР, что в целом повышает точность позиционирования. 1 ил. ной магистрали 16 (атмосфере). Кроме С" того, привод включает два триггера
17 и 18, выполненные в виде золотниковых распределителей 19 и 20 с золотниками 21 и 22 и рабочими окнами
23 — 35 и 36 — 48 соответственно.
Перегородки 49,50 и 51,52 распредели- ( телей 19 и 20 образуют управляющие камеры 53 — 56 и 57 — 60. ЬР
Многопозиционный распределитель 61 выполнен с плоским вращающимся золотником 62, установленным в корпусе
63 с рабочими окнами 64 — 75, подключенными каналами 76 — 84 к триг-, герам 17 и 18, напорной 15 и сливной
16 магистралям и рабочим полостям файв
2 и 3. Золотник 62 связан с выходным звеном 4 через зубчатореечный редуктор 85.
Привод работает следующим обра зом .
1672008
При отсутствии импульсов управления число-импульсного кода золотник 6 преобразователя 5 находится в нейтральном положении, а золотники 21 и
22 занимают крайние положения: золотник 21 — правое, а золотник 22 — левое (по чертежу), При этом рабочие полости 2 и 3 двигателя 1 соединены с напорной магистралью 15 через окна 10
25,32 и 38 44 триггеров 17 и 18. В то же время каналы 76 и 84, связанные с полостями 2 и 3, соединены с рабо" чими окнами 64 и 75 распределителя
61, которые в свою очередь по каналам 15
76 и 83 через рабочие окна 46 и 39 и 30 и 24 соединены со сливной магистралью 16. При отклонении выходного звена 4 под действием нагрузки, например, влево (по чертежу) одно- 20 временно через реечно-зубчатый редуктор 85 поворачивается по часовой стрелке золотник 62 многопозиционного распределителя 61. При этом открывается окно 75 и рабочая полость 3 25 через каналы 84 и 83 и открытые окна 30 и 24 соединяется со сливом, вследствие чего давление в полости !
3 уменьшается. Полость 2 -двигателя 1 иэ-за закрывания окна 64 полностью отсекается от слива, оставляя подсоединенной к подаче рабочей среды через окна 32 и 25 триггера 17, и давление в ней растет. Таким образом, в рабочих полостях 2 и 3 возникает пере35 пад давлений, который препятствует смещению выходного звена 4 под действием нагрузки.
Для совершения одного шага привода, например, вправо необходимо на 40 вход преобразователя 5 подать один положительный импульс управления.
При этом золотник 6 переместится впра. во, открывая рабочие окна 10 и 14, через которые управляющая камера 54 45 соединяется с напорной магистралью
15, а управляющая камера 60 — со сливной магистралью 16. Под действием созданного перепада давлений золотник 22 перемещается вправо до перегородки 52 и фиксируется там прижимающим усилием, созданным перепадом давлений в управляющих камерах
58 и 59 за счет открытия окон 36 и
47. Причем величина этого прижимающего усилия должна быть больше усилия сопротивления центрирующих пружин (не обозначены) золотника
22 триггера 18.
После этого электрический сигнал, поданный на вход преобразователя 5, можно снимать, золотник 6 воэ- вращается в нейтральное положение
I под действием центрирующих пружин и .рабочие окна 10 и 14 перекрываются. !
В резулЬтате переключения триггера 18 в правое положение закрывается его окна 44 и 46 и откры- ° ваются окна 43 и 45, полость
3 через канал . 84 и открытые окна 43 и 37 сообщается со сливной магистралью 16, а полость 2 через канал 75 и окна 64,65,45 и 38 дополнительно подключается к напорной магист. рали 15. В результате выходное звучно
4 начинает перемещаться вправо,поворачивая против часовой стрелки через реечно-зубчатый редуктор 85 золотник
62. При повороте золотника 62 на угол, определенный геометрией распределителя 61, рабочее окно 67, связанное с напорной магистралью 15, соединяется через окно 66 с управляющей камерой 60 триггера 18, а окно 69, связанное со сливной магистралью 16, соединяется через окно 68 с управляющей камерой 57 триггера 18. В резуль.. тате в управляющих камерах 57 и 60 создается перепад давлений, вызывающий обратное переключение золотника
22 в левое положение. При этом открываются окна 42,44,46 и 48 и закры— ваются окна 41,43,45 и 47, вследствие чего двигатель 1 останавливается, и привод переходит в режим удержания, смещенного на шаг нового положения выходного звена 4, описанный ранее при отсутствии импульсов управления.
Для совершения шага в противоположном направлении работа происходит аналогично, только переключается триггер
17. происходит при подаче на преобразователь 5 отрицательного импульса управления.
Технико-экономическая эффективность от использования предлагаемого привода заключается в расширении области применения щаговых приводов.
Ф о р м ул а и s о б р е т е н и я
Ыаговый гидравлический (пневматический) привод, содержащий исполнительный двигатель, рабочие полости которого подключены к напорной и сливной магистралям через два триггера, Ф ! управляющие камеры каждого из которых
1672008
6 связаны с рабочими окнами электро- позиционный распределитель выполнен гидравлического (пневматического) пре- с плоским вращающимся золотником и образователя и многопозиционного рас — снабжен дополнительными окнами, на>определителя, кинематически связанного дое из которых соединено с одной
5 с выходным звеном двигателя, о т л и- из управляющих камер с возможчающий ся тем, что, с целью ностью ее подключения к сливной повышения точности позиционирования и магистрали, при этом плоский вра" уменьщения объемных потерь, каждый щающийся золотник связан с выходным из триггеров выполнен в виде золот- 10 звеном двигателя через редуктор. никового распределителя, а многоСоставитель В.Коваль
Редактор Н.Тупица Техред А.Кравчук Корректор И.Эрдейи
Заказ 3152 Тираж 371 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Ужгород, ул. Гагарина,101


