Задвижка
Изобретение позволяет повысить надежность задвижки путем исключения гидроудара при ее открытии и закрытии. Корпус имеет входной и выходной патрубки. Запорный орган связан с поршнем гидропривода штоком. Гидропривод размещен в корпусе. На верхнем конце штока жестко закреплен клапан, рабочий орган к-рого выполнен в виде золотника 10, свободно размещенного в корпусе клапана. Свободное размещение золотника 10 обеспечивает переток среды при его перемещении в крайнее верхнее положение. В корпусе 11 клапана выполнены радиальные входное 12 и выходное 13 отверстия. К золотнику 10 штоком 14 присоединена упорная пята 15, выполненная утяжеленной для возвращения золотника 10 в исходное положение. Смещение отверстий 12, 13 и свободная установка золотника 10 с зазором позволяют уменьшать подачу среды в рабочие полости гидропривода при перемещении золотника 10. Управление запорным органом осуществляет гидрореле. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) ((() ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
0с 4
О 4 О фиг. 2 (21) 4618527/29 (22) 12.12.88 (46) 15.08.91, Бюл. М 30 (75) В.С. Разуваев (53) 621.646(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1551929, кл. F 16 К 47/02, 1987. (54) ЗАДВИЖКА (57) Изобретение позволяет повысить надежность задвижки путем исключения гидроудара при ее открытии и закрытии. Корпус имеет входной и выходной патрубки. Запорный орган связан с поршнем гидропривода штоком, Гидропривод размещен в корпусе.
Нэ верхнем конце штока жестко закреплен клапан, рабочий орган которого выполнен в (я)з Р 16 К 47/02, F 16 1 55 /02 виде золотника 10, свободно размещенно о в корпусе клапана. Свободное размещение золотника 10 обеспечивает переток среды при его перемещении в крайнее верхнее положение. В корпусе 11 клапана выполнены радиальные входное 12 и выходное 13 отверстия. К золотнику 10 штоком 14 присоединена упорная пята 15, выполненная утяжеленной для возвращения золотника 10 в исходное положение. Смещение отверстий
12 и 13 и свободная установка золотника 10 с зазором позволяют уменьшать подачу среды в рабочие полости гидропривода при перемещении золотника 10. Управление запорным органом осуществляет гидрореле. 2 ил.
1670279
30
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано на закрытой трубопроводной сети в оросительных системах и системах водоснабжения.
Цель изобретения — повышение надежности путем исключения гидроудара за счет торможения запорного органа е конечной фазе закрытия и начальной фазе открытия.
На фиг.1 показана задвижка, общий вид; на фгиг.2 — управляющий клапан, разрез, Задвижка состоит из корпуса 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками, запорного органа 4, связанного с поршнем 5 гидропривода 6 посредством штока 7, Гидропривод размещен в корпусе 8. На верхнем конце штока 7 жестко закреплен клапан 9. рабочий орган которого выполнен в виде золотника 10, свободно размещенного в корпусе
11 клапана. Свободное размещение золотника обеспечивает переток среды при его перемещении в крайнее верхнее положение. В корпусе клапана выполнены радиальные отверстия — входное 12 и выходное
13. К золотнику 10 посредством штока 14 присоединена упорная пята 15, выполненная утяжеленной для возвращения золотника 10 в исходное положение, Смещение отверстий 12 и 13 и свободная установка золотника 10 с зазором позволяют уменьшать подачу среды в рабочие полости гидропривода при перемещении золотника.
Управление запорным органом 4 осуществляется гидрореле 16.
Задвижка работает следующим обоазом.
При подаче сигнала на закрытие запорного органа 4 вода иэ входного патрубка 2 через клапан 9 и гидрореле 16 поступает в надпоршневую полость гидропривода б, обеспечивая закрытие запорного органа 4.
По мере закрытия лослецн о в период воз можного возникновения гидравлического удара шток 14 утяжеленной упорной пятой
15 золотника взаимодействует с корпусом 8 гидропривода 6, перемещая золотник 10 вверх, создавая сопротивление потоку, в результате происходит замедленное закрытие запорного органа 4 в последней фазе, а следовательно, предотвращение возникновения гидравлического удара в закрытой сети, Клапан 9 жестко закреплен на конце штока гидропривода 6, при этом золотник
10 клапана, взаимодействующий с корпусом гидропривода, при крайнем нижнем положении штока 7 гидропривода перемещен в крайнее верхнее положение, В результате входное 12 и выходное 13 отверстия клапана перекрыты золотником 10, а между золатником 10 и корпусом 11 клапана имеется зазор для обеспечения пропуска уменьшенного расхода (например, 1/5 полного расхода). До момента взаимодействия золотника
10 клапана с корпусом 8 гидропривода 6 в верхнюю полость гидропривода подается максимальный расход, соответственно запорный орган 4 задвижки перемещается с максимальной скоростью. В период эффективного перекрытия проходного сечения задвижки (вероятного возникновения гидравлического удара) золотник 10 начинает взаимодействовать с корпусом 8 гидропривода и перемещаться вверх, перекрывая в начальной фазе своего перемещения выходное отверстие 13, а в конечной - входное отверстие 12. Смещение отверстий 12 и
13 в клапане 9 в вертикальной плоскости и размещение их на расстоянии эффективной длины позволяет плавно изменять расход поступающей в гидроцилиндр воды в момент конечной фазы закрытия задвижки, так как чем выше поднимается золотник 10, тем больше создается сопротивление потоку.
Максимальное сопротивление создается при перекрытии входного отверстия 12 клапана, когда расход поступает через зазор между корпусом 11 клапана 9 и золотником 10, Механизм торможения запорного органа 4 в конечной фазе закрытия заключается в том, что при перемещении штока 7 гидропривода 6 в этой фазе происходит взаимодействие штока 14 золотника 10 с корпусом
8 гидропривода 6. В результате такого взаимодействия золотник 10 при дальнейшем перемещении штока 7 гидропривода 6 перемешается вверх, создавая сопротивление потоку, а следовательнг, уменьшая расход воды, поступающей в вг.рхнюю полость гидропривода б, Минимальная подача воды будет при крайнем верхнем положении золотника 10, что соответствует крайнему нижнему положению U тока 7 гидропривода б
При подаче си нала на открытие запорного органа 4 вода иэ входного патрубка 2 через зазор между золотником и корпусом 11 клапана 9 поступает в гидрореле 16, а из него в подпоршневуо полость гидропривода 6, обеспечивая торможение открытия запорного органа 4 задвижки, исключая возникновение гидравлического удара в сети и дождевальной MaU, èí| .или другом потребителе, При отсутстаии соприкосновения штока
14 с утяжеленной упорной пятой 15 с корпусом 8 гидроприаода 6 золотник 10 перемещается вниз, открывая отверстия 12 и 13, в результате эапорный орган 4 начинает перемещаться с заданной скоростью.
1670279
Составитель Т.Максимкина
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор М.Максимишинец
Редактор А.Лежнина
Заказ 2732 Тираж 426 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Механизм торможения запорного органа
4 в начальной фазе открытия состоит в следующем. В начальной фазе открытия расход воды, поступающей в нижнюю полость гидропривода 6, минимальный, так как золотник 10 перекрывает входное 12 и выходное 13 отверстия клапана 9, По мере перемещения штока
7 гидропривода 6 вверх золотник 10 под действием пружины перемещается вниз, освобождая вначале входное 12, а затем выходное
13 отверстия клапана 9. Это обеспечивает медленное и плавное изменение скорости перемещения запорного органа задвижки.
Формула изобретения
Задвижка, содержащая корпус с входным и выходным патрубками и запорный орган, связанный с гидроприводом через гидрореле, управляющий клапан, рабочий орган которого связан с упорной пятой, о тh и ч а ю ща яс я тем,что,с целью повыше5 ния надежности путем исключения гидроудара, рабочий орган управляющего клапана выполнен в виде золотника, свободно размещенного в корпусе клапана, при этом корпус клапана выполнен с вход10 ным и выходным радиальными отверстиями, смещенными относительно друг друга, и установлен с возможностью контактирования упорной пятой с корпусом гидропривода, причем входное отверстие клапана
15 связано с входным патрубком, а выходное— с гидрореле.


