Зубчато-роликовая передача
Изобретение относится к машиностроению, к беззазорным зубчатым передачам. Цель изобретения - повышение кинематической точности зубчато-роликовой передачи, достигается за счет беззазорного зацепления. Осеподвижные втулки 4, установленные на роликах 3 и подпружиненные в одну сторону, являются зубьями колеса 1. На колесе 2 выполнены соответствующие впадины. Рабочие поверхности впадин и втулок 4 - конические. Края впадин могут быть скруглены радиусами переменной вдоль оси конической поверхности величины. При входе в зацепление со впадинами колеса 2 втулки 4 под действием расклинивающего усилия от взаимодействия конических поверхностей перемещаются вдоль роликов 3, сжимая пружины 5 и обеспечивая беззазорное зацепление. Скругление краев впадин исключает кромочный контакт. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
s F 16 Н 1/24. 55/18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4735613/28 (22) 26.06.89 (46) 15.08.91. Бюл. ¹ 30 (72) И.Н.Маркович (53) 621.833(088.8) (56) Патент США ¹ 2070777, кл. 74 — 415, 1937.
Авторское свидетельство СССР № 1534231, кл. F 16 Н 1/24, 55/14, 1988, (54) ЗУБЧАТО-РОЛИКОВАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к беззазорным зубчатым передачам. Цель изобретения — повышение кинематической точности зубчато-роликовой передачи путем обеспечения безэаэор,!Ж,, 1670245 А1 ного зацепления. Осеподвижные втулки 4, установленные на роликах 3 и подпружиненные в одну сторону, являются зубьями колеса 1. На колесе 2 выполнены соответствующие впадины. Рабочие поверхности впадин и втулок 4 — конические. Края впадин могут быть скруглены радиусами переменной вдоль оси конической поверхности величины. При входе в зацепление с впадинами колеса 2 втулки 4 под действием расклинивающего усилия от взаимодействия конических поверхностей перемещаются вдоль роликов 3, сжимая пружины 5 и обеспечивая беазазорное зацепление.
Скругление краев впадин исключает кромочный контакт. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1670245
Изобретение относится к машиностроению, а именно к безэазорным зубчатым передачам.
Целью изобретения является. повышение кинематической точности зубчато-роли- 5 ковой передачи путем обеспечения беэзаэорного зацепления колес передачи.
На фиг.1 изображена зубчато-роликовая передача; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.3- вид Б на фиг.1 (на впадину 10 между зубьями); на фиг.4 — бочкообразная втулка.
Зубчато-роликовая передача содержит два зацепляющихся зубчатых колеса 1 и 2.
Зубья колеса 1 выполнены в виде закреп- 15 ленных концами на противоположных торцах колеса 1 роликов 3 с установленными на них коаксиальными втулками 4, а впадины между зубьями колеса 2 — в виде соответствующих наружным поверхностям втулок 4 20 йоверхностей для взаимного контакта при зацеплении колес 1 и 2. Наружные поверхности втулок 4 и соответствующие им поверхности впадин выполнены коническими с углом конусности, большим угла трения, а 25 втулки 4 установлены на роликах 3 осеподвижно и подпружинены в направлении вершин конусов конических поверхностей.
Конические поверхности впадин между зубьями второго колеса 2 могут быть сопря- 30 жены с наружной поверхностью последнего радиусами с величиной, изменяющейся в направлении осей конических поверхностей впадин прямо пропорционально изменению радиусов соответствующих 35 нормальных к осям этих поверхностей сечений.
На фиг.3 г;/г;=В /Rj, где г и гj — радиусы сопряжений указанных поверхностей на противоположных торцах колеса 2; R) и Rj — 40 радиусы соответствующих торцам сечений поверхностей, Рекомендуемое соотношение для стальных колес г;/Rj=0,25-0,35. Ось О конической впадины в зоне зацепления колес 1 45 и 2 совпадает с осью ролика 3. Для подпружинивания втулок 4 использованы тарельчатые пружины 5. Рабочая поверхность В (фиг.4) втулок может быть выполнена бочкЬобразной. 50
Передача работает следующим образом, Вне зоны зацепления втулки 4 поджаты пружинами 5 в соответствующую сторону крепления одного из концов роликов 4. При входе в зацепление с впадинами колеса 2 втулки 4 под действием расклинивающего усилия от взаимодействия конических поверхностей перемещаются вдоль роликов 3, сжимая пружины 5 и обеспечивая беэзаэорное зацепление колес 1 и 2. По выходе иэ зацепления втулки 4 занимают прежнее положение.
Использование сопряжения конических поверхностей впадин колеса 2 с его наружной поверхностью переме;HblM радиусом способствует исключению кромочного контакта в зацеплении колес 1 и 2, чему служит также бочкообразное выполнение втулок.
Формула изобретения
1. Зубчато-роликовая передача, ссдержащая два зацепляющихся зубчатых коле"а, зубья одного из которых выполнены в виде закрепленных концами на противоположных торцах колеса роликов " установленными на них коаксиальными втулками, а впадины между зубьями второго — в виде соответствующих наружным поверхнос гям втулок поверхностей для взаимного контакта при зацеплении колес. о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения кинематической точности путем обеспечения беззазорного зацепления, наружные поверхности втулок и соответствующие им поверхности впадин выполнены коническими с углом конусности, большим угла трения, а втулки установлены на роликах осеподвижно и подпружинены в направлении вершин конусов конических поверхностей.
2. Передача по п.1, отличающаяся тем, что конические поверхности впадин между зубьями второго колеса сопряжены с наружной поверхностью последнего радиусами с величиной, изменяющеися в направлении осей конических поверхностей впадин прямо пропорционально изменению радиусов соответствующих нормальных к осям этих поверхностен сечений.
1670245
Составитель В.Сергеев
Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец
Редактор А.Лежнина
Производственно-издательский комбинат "Патент, r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2730 Тираж 375 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж 35. Раушская наб., 4/5


