Гаситель колебаний проводов воздушных линий электропередачи
Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для гашения колебаний продов воздушных линий электропередачи (ВЛ). Цель - повышение надежности работы воздушной линии электропередачи путем повышения эффективности работы гасителя, а также снижение материалоемкости гасителя. Гаситель имеет основной груз, корпус которого выполнен с замкнутой полостью. Непосредственно в замкнутой полости размещены дополнительные грузы, взаимодействующие непосредственно со стенками основного груза. Зажим гасителя жестко соединен с основным грузом. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (s>)s Н 02 G 7/14
ГОСУДАРСТВЕННЫ И КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4489420/07 (22) 03.10.88 (46) 07.08.91. Бюл. ¹ 29 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики (72) С.В.Трофимов (53) 621.315. 174(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1450035, кл, Н 02 G 7/14, 1986.
Акцептованная заявка ФРГ
N1269220,,кл. Н 02 G7/14.,1961. (54) ГАСИТЕЛ Ь КОЛ Е БАН ИЙ ПРОВОДОВ
ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для гашения колебаний проводов воздушных линий электропередачи (ВЛ), Цель изобретения — повышение надежности работы воздушной линии электропередачи путем повышения эффективности работы гасителя, а также снижение материалоемкости гасителя.
НА фиг.1 и 2 изображены устройства с креплением соответственно в виде одного и двух зажимов; на фиг.3 — сечение А-А на фиг,2; на фиг,4 — сечение Б-Б на фиг.2.
Гаситель колебаний проводов ВЛ электропередачи состоит из основного груза 1, в корпусе 2 которого имеется полость 3 для размещения дополнительных грузов 4, имеющих воэможность соударения с корпусом основного груза при колебаниях гасителя, и зажима 5. предназначенного для закрепления гасителя колебаний на проводе 6 ВЛ
» Ы 1669034 А1 (57) Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для гашения колебаний проводов воздушных линий электропередачи (ВЛ). Цель — повышение надежности работы воздушной линии электропередачи путем повышения эффективности работы гасителя, а также снижение материалоемкости гасителя. Гаситель имеет основной груз, корпус которого выполнен с замкнутой полостью. Непосредственно в замкнутой полости размещены дополнительные грузы, взаимодействующие непосредственно со стенками основного груза.
Зажим гасителя жестко соединен с основным грузом. 1 з.п. ф-лы, 4 ил, электропередачи. В торцовой части 7 корпуса 2 основного груза 1 расположено отверстие 8, через которое происходит наполнение основного груза 1 дополнитель- 0" ными грузами 4. После наполнения основ- 0 ного груза заданным количеством С) дополнительных грузов 4 отверстие 8 за- () крывается крышкой 9. Соотношение между ф, количеством дополнительных грузов 4 и объемом полости 3 определяется для каждого типа гасителя е зависимости от физических параметров дополнительных грузов, юй тяжений провода и длины пролетов ВЛ.
Работа гасителя колебаний проводов состоит в cråäóþùåì, При колебаниях основного груза 1 гасителя колебаний проводов, установленного на проводе 6 с помощью зажима 5, с такой интенсивностью, при которой ускорения точек основного груза превышают ускорение свободного падения (д = 9,81 м/с ), и проис1669034 ходит относительное перемещение дополнительных грузов 4 в полости 3, возникают ударные взаимодействия дополнительных грузов 4 с корпусом 2 основного груза 1 гасителя колебаний проводов, Расчетная оценка удельной эффективности устройства, равная отношению мощности процесса диссипации энергии колебаний проводов (ватт) к массе дополнительных грузов (килограмм), показывает, что уже на частоте 5 Гц это значение при гармонических колебаниях провода и одноразовом ударе дополнительных грузов о корпус основного груза за цикл колебаний может достигать 9,5 Вт/кг, а при 10 и 20 Гц составляет 3,8 и 2,4 Вт/кг соответственно.
Расчеты показывают, что при увеличении амплитуды колебаний и органиэации движения дополнительных грузов с возможностью их ударного взаимодействия один раз в два, три и более циклов, эффективность работы гасителя колебаний повышается в 2-5 раза, что обеспечит надежность
его работы в наиболее тяжелых режимах колебаний провода.
Так как энергия колеблющегося провода "пределяется в основном только параметрами ветрового потока, то при повышении удельной эффективности процесса диссипации энергии и при условии обеспечения постоянного количества рассеиваемой энергии колеблющегося провода, на котором установлен гаситель колебаний, возможны резкое снижение (в
3 — 5 раз) массы гасителя колебаний и обеспечение экономии значительного количества стабильного литья.
Динамика основного груза и дополнительных грузов в его полости определяется благодаря наличию жесткой связи основного груза с зажимом, расположенным на проводе, динамикой провода, что исключает гюявление характерных для гасителей колебаний с упругой связью (стальным канатом) между зажимом и основным грузом в зонах между резонансными частотами гасителя амплитуд колебаний основного груза гасителя колебаний, в несколько раз меньших, 5 чем амплитуда колебаний провода.
Наличие при этом непосредственного контакта между основным и дополнительными грузами в его полости обеспечивает эффективное гашение колебаний на всем
10 рабочем диапазоне частот колебаний провода.
Таким образом, использование устройства позволит повысить надежность работы электропередачи путем увеличения эффек15 тивности процесса диссипации энергии колебаний провода и также обеспечит снижение материалоемкости гасителя колебаний проводов, 20 Формула изобретения
1. Гаситель колебаний проводов воздушных линий электропередачи, содержащий основной груз, корпус которого
25 выполнен с замкнутой полостью, внутри которой размещены дополнительные грузы, воздействующие на основной груз, и зажим, жестко соединенный с основным грузом и предназначенный для крепления основного
30 груза к проводу воздушной линии электропередачи, отличающийся тем, что. с целью повышения надежности работы воздушной линии электропередачи путем повышения эффективности работы гасителя, а
35 также снижения материалоемкости гасителя, дополнительные грузы расположены непосредственно в полости основного груза с возможностью соударения непосредственно со стенками основного груза.
40 2, Гаситель по п,1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным зажимом, причем основной и дополнительный зажимы расположены на торцовых частях корпуса основного груза.
1669034
Фиг.2
1669034
Б-б
А-A
Составитель Л,Ян варева
Техред М.Моргентал Корректор M.Ïîæo
Редактор Л.Гратилло
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2658 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



