Способ устройства дорожной одежды
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении дорог и аэродромов. Цель изобретения - повышение прочности и снижение истираемости покрытия. Способ устройства дорожной одежды включает совместную обработку грунта основания и 60 - 80 мас.% грунта покрытия минеральным вяжущим, последний затем смешивают с оставшимся грунтом покрытия, предварительно обработанным органическим вяжущим. Прочность покрытия при сжатии 4,1 - 4,6, при сдвиге 2,5 - 3,5 МПа, истираемость 0,07 - 0,18 г/см<SP POS="POST">2</SP>. 1 табл.
СОЮЗ СОВГТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (л)з Е 01 С 7/36
ГОСУДАРСТВЕ ННЫ И КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4311507/33 (22) 02.10.87 (46) 23,07.9 1, Б:ол, № 27 (71) Сиоирский автомобильно-дорожный MHcmxyr им.В. В, Куй бы шева (72) В С,Прокoпец (53) 6» .138.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1362780, кл, Е 02 D 3/12, 1986.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1203175, кл. Е 01 "3/0- !, 1984, (54) СПОСОБ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОЙ
ОДЕЖДЫ
Изобретечие относится к строительству и может быть использовано при сооружении
ДОРОГ и аэРОДРомов.
Целью изобретения =,вляется повышение прочности и снижение истираемости покрытия.
Способ осуществляют следующим обраЗом.
При помощи специальной машины производят за один проход ее совместную обработку грунта основания и 60 — 80 мас.% грунта покрытия дороги минеральным вяжущим. Затем оставшуюся часть грунта покрытия обрабатывают органическим вяжущим, перемешивают ее с основной массой грунта покрытия, уже обработанного до этого минеральным вяжущим, после чего осуществляют совместное уплотнение грунта основания и грунта покрытия.
Положительный эффект предлагаемого способа заключается в том, что механические свойства грунтов находятся в прямой зависимости от характера пространственной структуры материала. В свою очередь, значительное влияние на эту структуру в
„„5U„„1664948 А1 (57)!4зобретение Относится к c". роительству
M может быть использовано при сооружении дооог M аэродоомов. Цель изобретениЯ повышение прочности и сн1якение истираемости покрытия, Способ устройства дорожной одежды вк;ючает совместную обработку грунта основания и 60 — 80 мас.g грунта покрытия минеоальным вяжущим, последний затем смешивают с Оставшимся грунтом г.окрытия, предварительно Обработанным органическим вяжущим. Прочность покрьтия при сжатии 4,1 -4,6, при сдвиге
2,5 — 3,5 МПа, «стираемость 0,07-0,18 г/GM .
1 табл. системе грунт — Органическое вяжущее — минеральное вяжущее Оказывает порядок введения в ".p íò вяжущих компонеьтов.
При этом наилучшие физико-механические характерис гики имею грунты, обработанные вначале органическим, а затем минеральным вяжущим. В этом случае на поверхности цементных зерен не образуются устойчивые адсорбционные пленки битума, препятствующие доступы воды к ним, тем самым не происходит замедлeHèå процессов образования кристаллизационной структуры материала
Кроме того, продукты реакций цемента с водой, воздействуя на органическую составляющую материала, модифицируют ее, чем увеличивается когезионная прочность, а вследствие этого сдвигоустойчивость и снижается истираемость.
Однако такой порядок обработки грунта невозможно осуществить при возведении дорожной одежды, В этом случае всегда будет осуществляться худший вариант обработки грунта.
1664948
Порядок о бр <7Г 07!<и1 грунта вяжущими компонентами
Прочность, GIa
Истираемость, г/см при сжатии в течение
28 сут нри сдвиге
KIa о в водона- при (О С сыщенном состоянии
Грунт (00,4 + це-мент + il 40% + ((Г,(60; ((((. (i PyII7 40 :.; 1 III ) О, 443 1,3 3,3 Q 12 2,5 3,1 4,1 О, 105 2,6 4,1 3,3 (Г(<унт 6ОЖ i;(i(! (I"р,у«т 40;:;:. > (.- 1 ) Оэ (8 2,6 4,4 3,3 0,11 2,3 3,1 4,1 В предлагаемом способе возведения дорожной одежды зто противоречие устранено тем, что часть грунта покрытия имеет на своих агрегатах органическую составля(ощую, которая после смешения с грунтоцементом обрастает минеральной составляющей комплексного вяжущего. Зто и позволяет получать материал со свойствами, нисколько не уступающими случаю обработки грунта вначале органическим, а затем минеральным вяжущим. Укреплению подвергался связный грунт-суглинок, имеющий следующие влажностные характеристики, %: верхний предел пластичности 31,0; нижний предел пластичности 18,1(число пластичности 12,1; рН водной вытяжки 8.1. В качестве органического вяжущего используют жидкий битум марки СГ 70/130, полученный путем разжижения вязкого битума марки БНД 60/90 дизельным толливом (ЖБ), а также нефтяной гудрон, имеющий следующие характеристики; плотность 0,98 гр/см2; условная вязкость по вискозиметру С 5 64 с; потеря массы при нагревало нии в течение 5 ч при 110 С 0,14%; сцепление с мрамором выдерживает и сырая каменноугольная смола (КМС). В качестве минерального вяжущего используют, нефелиновый шлам, цементную пыль (ЦП), содержащую, %: СаО 43,5; СаОсвоб + 4,53; ЯО2 12,2; Al",Oç 3,3; Ее20з 2,4; MgO 0,36; ЯОз 0,5; К20 + Ма20 1,8, при этом — п.п.п. составляет 31,4%. Портландцемент M 400 содержит 20 доменного шлака и имеет нормальную густоту цементного теста 29%. Расход вяжущих материалов принят из 5 расчета получения равнопрочного материала: грунт+12% цемента +4% жидкого битума. Дозировка вяжущих материалов принята в следующих количествах, : НГ 3; KMC 5; НШ 25; ЦП 18; цемент 12. 10 Испытание на сдвигоустойчивость осуществляют на стандартном сдвиговом приборе, имеющем вкладыши, позволяющие выполнять испытания образцов размером 5х5 см, 15 В таблице приведены результаты испытаний закрепленного грунта. Как следует из таблицы, грунт покрытия, укрепленный по предлагаемому способу, имеет высокую прочность и низкую величи20 ну показателя истираемости. Формула изобретения Способ устройства дорожной одежды, включающий совместную обработку грунта основания и грунта покрытия минеральным 25 вяжущим, обработку грунта покрытия органическим вяжущим и одновременное уплотнение грунта основания и грунта покрытия, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и снижения истирае30 мости покрытия, совместно с грунтом основания обрабатывают 60 — 80 мас,% грунта покрытия, который затем смешивают с оставшимся грунтом покрытия, предварительно обработанным органическим вяжущим, 1664948 Продолжение табл. Прочность, МПа при сжатии в течение 28 сут (Грунт 60% + НШ) (грунт 40% + КИС) 4,6. 3,0 0,07 3,8 4,3 3,5 2,7 0,105 (Грунт + 607 + ЦП) + (грунт- 40% + ЖБ) 4,2 0,095 3 4 2,6 4,4 2,8 О, 985 3 5 О, 086 4,1 2,7 3,3 (Грунт 70% + цемент) (грунт 30% + ЖБ) О, 057 4,3 3,5 3,5 цемент) + + ЖБ) 4,3 0,070 3,0 3,7 цемент) + ЖБ) 2,2 0,44 1,5 3,8 (Грунт 857. +.цемент) + + (грунт 15% + ЖБ) 0,45 1,2 3,2 1,9 Известный способ. "Предлагаемый способ (запредельные условия). Составитель 8. Горлов Техред М.Моргентал Корректор M. Пожо Редактор А. Мотыль Заказ 2371 Тираж 354 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 Порядок обработки грунта вяжущими компонентами (Грунт + 607 + цемент) + (грунт 407. + КИС) (Грунт 607 + НШ) + (грунт 407 + + ЖБ) Грунт 607 + цемент) + (грунт 407. + ЖБ) (Грунт 807 + + (грунт 207 (Грунт 557. + ф. М + (грунт 45% в водона- при 50 С сыщенном состоянии при сдвиге МПа Истираемость, г/см