Двухдвигательный электропривод переменного тока
СОЮЗ COBETCHHX
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19! (!!! (si)s Н 02 Р 7/74
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4 721970/07 (22) 24.05.89 (46) 23.06.91. Бюл. K 23 (71) Днепропетровский инженерно-строительный институт (72) В.И.Иог, О.В.Скрипка и Н.Г.Барсукова (53) 62 1.3 17.333 (088.8) (56) Иог В.И. Состояние и перспективы развития электропривода по системе. Рабочий электрический вал. 1!.:
Информэлектро, 1978.
Авторское свидетельство СССР
1154728, кл. Н 02 P 7/74, 1983. (54) ДВУХДВИГАТЕЛЪНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
ПЕРЕИЕННОГО TOKA (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных производственных механизмов. Цель изобретения — повышение надежности. Поставленная цель достигается тем, что устройство содержит два ас1 нхронных электродвигателя с фазными роторами
1 и 2, валы которых связаны с валами
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных производственных механизмов °
Целью изобретения является повышение надежности.
lla чертеже представлена схема электропривода.
Двухдвигательный электропрнвод переменного тока содержит асинхронные 1
2 рабочих механизмов 3 и 4, статорные обмотки двигателей подключены к питающей сети, а роторная обмотка каждого электродвигателя — к резисторам
5 и б, датчики параметров цепей ротора каждого из электродвигателей 7- 10, враг.:оды которых подключены к выходам блоков 11 и 12 сравнения, выходы которы:: подключены к выходу преобразовательного блока 14, выходы которого соединены с входом блока 16 управления импульсным регулятором 15, оптроны 17-2 1, стабилитроны 22 и 23, резисторы 24 и 25. Вход оптрона 17 соединен с выходом элемента И !3, а выход включен между роторными обмотками двигателей. Выходи оптронов 20 и
21 включены между выходом импульсного регулятора 15 и ротором соответствующего двигателя. Входы этих оптронов включены совместно с входами оптронов
17 и 10 через стабилитроны 22 и 23 на соответствующие выходы преобразовательного блока 14, туда же через силовые диоды оптронов 17 и 18 подключен вход блока 16 управления. 1 ил. электродвигатели 1 и 2 с фазными роторами, валы которых связаны с валами рабочих механизмов 3 и 4, статорные обмотки электродвигателей 1 и 2 подключены к питающей сети, а роторная обмотка каждого электродвигателя — соответственно к первому 5 и второму 6 резисторам, датчики 7 и 8 частоты вращения двигателей, датчики 9 и 10 напряжения роторной цепи
1658363 двигателей, выходы датчиков 7 и 8 частоты вращения двигателей подключены к входам блока 11 сравнения частот враще0ия двигателей, выходы датчиков
9 и 10 напряжения роторной цепи каждого двигателя подключены к входам блока 12 сравнения фаз напряжений ро-торных цепей, выходы блоков 11 и 12 подключены к входам логического элемента И 13. Электропривод содержит также преобразовательный блок 14, выполненный в виде двух элементов сравнения и двух делителей напряжения, импульсный регулятор 15 с блоком 16 управления, первый 17 и второй 13 оптроны с одним фотодиодом каждый, третий 19, четвертый 20 и пятый 21 оптроны с двумя фотодиодами каждый.
Преобразовательный блок 14 двумя выходами подключен соответственно к анодам фотодиодов первого 17 и второго 18 оптронов, катоды которых объединены и подключены к входу блока 16 управления импульсным регулятором 15.
Лноды светодиодов первого 17 и второго 18 оптронов соответственно подключены к анодам светодиодов четвертого
20 и пятого 21 оптронов, к катодам стабилитронов 22 и 23 и к одним выводам соответственно третьего 24 и четвертого 25 резисторов, другие выводы которых подключены к выходам преобразовательного блока 14, аноды.стабилитронов 22 и 23 подключены к нулевой шине. Выход логического элемента И 13 подключен к аноду светодиода третьего оптрона 19, анод одного фотодиода третьего оптрона 19 соединен с катодом другого фотодиода оптрона 19 и с одним выводом резистора 5, катод одного фотодиода оптрона 19 соединен с анодом другого фотодиода оптрона 19 и с одним выводом резистора 6, другие выводы резисторов 5 и 6 объединены и соединены с одним выводом регулятора
15, другой вывод которого соединен с анодами одних фотодиодов четвертого и пятого оптронов и катодами других фотодиодов этих же оптронов, катод одного Ьотодиода и анод другого фотодиода четвертого оптрона 20 объединены между собой и подключены к одному выводу резистора 5, катод одного фотодиода и анод другого фотодиода пятого оптрона 21 объединены между собой и подключены к одному выводу резистора 6, катоды светодиодов всех оптронов 17-21 подключены к нулевой шине.
Устройство работает следующим образом.
Включение электродвигателей 1 и 2 производится при подаче напряжения от источника питания на обмотки статора.
Допустим, что по причине разницы нагрузок механизмов 3 и 4 не могут ус- тановиться равные величины частот и
Ьаэ напряжений в роторных цепях двигателей 1 и 2. Сигналы датчиков 9 и
10 напряжений роторных цепей поступают в блок 12 сравнения фазы и от датчиков 7 и 8 частоты вращения двигателей — в блок 11 сравнения частоты. Разность сигналов частот и фаз с блоков 11 и 12 сравнения частоты и фаз поступает в преобразовательный блок 14. Сравнение частоты и фаэ роторных напряжений ведется в блоке 14 по двум каналам. По первому каналу вырабатывается сигнал задания для двигателя 1, по второму — для двигателя 2. Предположим, что он появился на первом выходе. Этот сигнал через
25 стабилизатор напряжения, собранный на стабилитроне 22 и резисторе 24, поступает на управляющие входы оптронов 17 и 18. Вспомогательный оптрон
17 открывается и сигнал поступает на вход блока 16 управления, который
30 воздействует на импульсный регулятор
15. Одновременно открывается оптрон
20, который подключает импульсный регулятор 15 параллельно резистору 5 в роторной цепи двигателя 1. С помощью импульсного регулятора 15 устанавливаются в роторных обмотках равные по частоте и Ьаэе напряжения. При этом от блоков 11 и 12 сравнения частоты пают сигналы, соответствующие логическим единицам, и на его выходе появляется сигнал, равный логической 1.
Этот сигнал поступает на управляющий
45 вход оптрона 19, он открывается и соединяет роторные цепи двигателей 1 и 2. Регулирование скорости электропривода ведется с помощью задающего напряжения Б ц через преобраэова5р тельный блок 14 воздействием на блок
16 управления. Лналогично осуществляется регулирование по второму каналу преобразовательного блока 14. Сигнал через стабилизатор напряжения, собранный на стабилитроне 23 и резисторе 25, поступает на управляющие входы оптронов 18 и 21. Оптрон 18 открывается и сигнал поступает на вход блока 16 управления, который воэдей4р и Лазы на выходы элемента И 13 посту1658363 ствует па импульсный регулятор 15.
Одновременно открывается оптрон 21, который подключает импульсный ре улятор 15 парелы рез тору 6 в 5 роторной цепи двигателя 2.
Таким образом, выравпивание частот врацения роторов двигателей производится автоматически эа счет cpdB пения частоты и фазы напряжений в !0 блоках 11 и 12 путем изменения в личин роторных резисторов 5 и 6 с помощью импульсного регулятора 15 и блока 16 управления. Это приводит к повышению надежности электропривода ° 15
Надежность повьппэется также эа счет замены релейно-контактного элемента бесконтактным.
20 формула изобретения
Двухдвигательный электропривод переменного тока, содержащий два асинхронных электродвигателя с фаэным ротором, статорные обмотки которых снаб- 25 жены зажимами для подключения к питающей сети, а роторные обмотки электродвигателей подключены соответственно к первому и второму. резисторам, два датчика частоты вращения двига- 30 телей, два датчика напряжения роторнои цепи двигателей, выходы датчиков частоты вращения двигателей подключены к входам блока сравнения частот вращения двигателей, выходы датчиков напряжения роторной цепи двигателя подключены к входам блока сравнения фаз напряжений роторных цепей, выходы блока сравнения частот вращения двигателей и блока сравнения фаэ напряжений роторнои цепи подключены к
40 входам элемента И, преобразовательный б лок, выполненный в виде двух элементов сравнения и двух делителей напряжения, импульсный регулятор с блоком управления, отличающийся
45 тем, что, с целью повышения надежности, n «его введены первый и второй оптроны с одним фотодиодом каждый, трет.ш, четвертый и пятый оптроны с двумя фстодиодами каждый, два стабилитрона, третий и четвертый резисторы, два выхода преобразовательного блока подключены соответственно к анодам фотбдиодов первого и второго оптронов, катоды которых объединены и подключены к входу блока управления импульсного регулятора, аноды светодиодов первого и второго оптронов соответственно подключены к анодам светодиодов четвертого и пятого оптронов, к катодам стабилитронов и к одним выводам соответственно третьего и четвертого резисторов, другие выводы которых подключены к выходам преобразовательного блока, аноды стабилитронов подключены к нулевой шине, выход логического элемента И подключен к аноду светодиода третьего оптрона, анод одного фотодиода третьего оптрона соединен с катодом другого фотодиода третьего оптрона и с одним цыводом первого резистора, катод одного фотодиода третьего оптрона соединен с анодом другого фотодиода третьего оптрона и с одним выводом второго резистора, другие выводы первого и второго резисторов объединены и соединены с одним выводом импульсного регулятора, другой вывод которого . соединен с анодами одних фотодиодов четвертого и пятого оптронов и катодами других фотодиодов этих же оптронов, катод одного фотодиода и анод другого Аотодиода четвертого оптрона объединены между собой и подключены к одному выводу и рвого резистора, катод одного фотодиода и анод другого фотодиода пятого оптрона объединены между собой и подключены к одному выводу второго резистора, катоды светодиодов всех пяти оптронов подключены к нулевой шине.
1658363
Составитель F.. Перемыслова
Редактор Т.Куркова Техред M.Дцдык Корректор Л.Патай
Заказ 2436 Тираж 356 Подписное
ВНИИПИ Государс г13Р ного комитета но изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Маски.>, n(- 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбин1т "II: òñ нт", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101



