Способ пассивной оценки качества управления автомобилем
Изобретение относится к эксплуатации автотранспорта. Цель изобретения -уменьшение трудоемкости и стоимости оценки качества управления автомобилем. Для этого используется критерий в виде отношения суммарного износа тормозных колодок к пробегу за оцениваемый период, который сравнивают с нормативами, найденными экспериментально-статистическим путем для данных условий 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (м)з G 09 В 9/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4636989/11 (22) 05.11.88 (46) 30.05.91. Бюл. М 20 (71) Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт (72) B.À.Êîðíåâ и А.Г.Завалко (53) 629.113-59(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1376112, кл. G 07 С 5/08, 1988. (54) СПОСОБ ПАССИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ
Изобретение относится к технике эксплуатации автотранспорта и может быть использовано для оценки качества вождения автомобилей.
Цель изобретения — уменьшение трудоемкости и стоимости оценки качества управления автомобилем.
Способ осуществляют следующим образом.
В момент i-го обслуживания автомобиля производят измерение толщины Я каждой тормозной накладки колес автомобиля. Измерения производят известными измерительными инструментами.
Затем с учетом толщины Si-1 каждой накладки при предыдущем, (i-1)-м, обслуживании вычисляют величину износа Ик каждой накладки за пробег Li между двумя 1-ми (I-1)-м техническими обслуживаниями:
Ик = Sl-1 — Яь
После этого рассчитывают удельный средний износ Иа накладок автомобиля на единицу пробега автомобиля:
„„Ж„„1652989 А1 (57) Изобретение относится к эксплуатации автотранспорта. Цель изобретения — уменьшение трудоемкости и стоимости оценки качества управления автомобилем.
Для этого используется критерий в виде отношения суммарного износа тормозных колодок к пробегу за оцениваемый период, который сравнивают с нормативами, найденными экспериментально-статистическим путем для данных условий, 1 табл. и
Иа= Ик, Ь k=1 где и — общее число тормозных накладок колес автомобиля, и производят сравнение фактического среднего удельного износа с нормативным значением, установленным для соответствующих условий работы экспериментальностатистическим методом. В случае превышения норматива делают заключение о низком качестве управления автомобилем.
Разность между фактическим удельным износом и его нормативным значением характеризует экономичность управления автомобилем, Чем ниже квалификация водителя, тем чаще он совершает неоправданно интенсивные и длительные торможения, При этом существенная часть кинетической энергии автомобиля, накопленной при разгоне за счет работы двигателя, используется нерационально(на совершение работы по преодолению сил трения в тормозных механизмах), что приводит к повышенным
1652989
Толщина тормозных накла ок, мм
Суммарный износ за пробег меж- ду двумя обслуживаниями Ис, мм
Износ накладки И», мм колеК при первом обслуживании Я«« при втором обслуживании S«
3,8
3,2
И ="« . И
k=«
3,7
3,3
3,5
Ис= 3,2+
+3,3+3,3 +
+3,1+ 3,6+
+3,5=20,2 мм
3,9
3,1
3,4
3,6
/ нагрузкам и износам деталей и узлов автомобиля, причем износ тормозных накладок пропорционален работе тормозных механизмов.
После обработки данных информацию о качестве вождения по каждому водителю передают начальникам автоколонн, которые организуют обучение водителей, имеющих низкую квалификацию.
Пример. При эксплуатации автомобиля, например, КамАЗ-5511 в условиях города с населением свыше 100 тыс, жителей, расположенного в местности со слабохолмистым и равнинным рельефом, и при управлении этим автомобилем водителем высокой квалификации средняя для всех накладок величина износа тормозных накладок на единицу пробега должна составить не более 1,2 мм/1000 км. Эта величина определена экспериментально-статистическим методом и является нормативным значением для указания условий работы автомобиля.
Выбирают подконтрольный автОмобиль
КамАЗ вЂ” 5511 с закрепленным водителем, эффективность вождения которого необходимо оценить. При очередном техническом обслуживании подконтрольного автомобиля (ТО-2) снимают колеса и ступицы с тормозными барабанами для контрольнорегулировочных, очистительных и смазочных работ согласно технологии обслуживания. При этом открывается свободный доступ к тормозным механизмам.
Производят измерение толщины всех тормозных накладок каждого из колес. Результаты измерения по одному автомобилю приведены в таблице.
Измерение толщины накладок производят стандартными средствами измерения с ценой деления не более 0,1 мм, например штангенциркулем, При расчете средних значений учитывают толщины верхней и нижней накладок по каждому колесу. Далее осуществляют расчет величины износа накладок за пробег между двумя последова5 тельными обслуживаниями, который составил, например, 4 = 1000 км. После этого определяют удельный износ тормозных накладок на единицу пробега И = Ис/«« =
20,2 мм/1000 км = 2,02 мм/1000 км.
10 Полученная величина удельного износа на единицу пробега значительно превышает указанный норматив, составляющий .
1,2 мм/1000 км, что свидетельствует о низком качестве управления автомобилем.
15 Использование предлагаемого способа позволяет осуществить контроль качества управления автомобилем на предприятиях общего пользования и организовать обучение водителей, имеющих низкую квалифи20 кацию, что, в сво«о очередь. способствует повышению ресурса автомобиля и его агрегатов, а также снижению расхода топлива.
Формула изобретения
Способ пассивной оценки качества управления автомобилем, заключающийся в измерении параметров, характеризующих интенсивность торможений и величину про30 бега, о т л и ч а «о шийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и стоимости оценки качества управления автомобилем, при заменах тормозных накладок измеряют их фактический износ, находят отношение
35 суммарного износа замененных тормозных накладок к.пробегу автомобиля за оцениваемый период и сравнивают полученное отношение с нормативным для данных условий, установленным эксперименталь40 но-статистическим путем, и в случае превышения норматива делают заключение о низком качестве управления автомобилем.
1652989
Продолжение таблицы
Составитель С. Макаров
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М. Максимишинец
Редактор А. Огар
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1713 Тираж 294 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5