Подвижное устройство для возбуждения поперечных сейсмических волн
Изобретение относится к геофизической технике, а именно к подвижным источникам поперечных сейсмических волн. Цель - повышение производительности. Устройство содержит транспортное средство с движителями 1, механизм передачи .колебаний в грунт, включающий контактирующую опорными площадками (ОП) 2 и 3 с движителями 1 несущую плиту, выполненную составной, отдельные части 4 и 5 которой смонтированы на попарно связанных пружинами 6 клинообразных грунтозацепах 7 и 8. ОП 2 и 3 установлены на внутренних сторонах частей 4 и 5 несущей плиты с образованием суживающейся по направлению к грунтозацепам 7 и 8 клиновидной полости. Движители 1, попадая между внутренними сторонами 4 и 5 несущей плиты, оказывают давление на ОП 2 и 3, грунтозацепы 7 и 8. погружаются в грунт и одновременно перемещаются в стороны, возбуждая поперечные сейсмические волны. Это позволяет возбуждать поперечные волны без остановки транспортного средства и повысить производительность. 2 ил. (Л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ социАлистичйских
РЕСПУБЛИК (и)ю G 01 Ч 1/053
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ С8ИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4655818/25 (22) 27.02.89 (46) 23.05.91. Бюл. М 19 (71) Научно-.производственное обьединение
"Сейсмотехника" (72) В.МЯереплетчиков (53) 550.83(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1133570; кл. G 01 Ч 1/053, 1979.
Патент США. М 3 106 982, кл. 181-08, опублик. 1963. (54) ПОДВИЖНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН (57) Изобретение относится к геофизической технике, а именно к подвижным источникам поперечных сейсмических волн.
Цель — повышение производительности. Устройство содержит транспортное средство
ЫЛ 1651254 Al с движителями 1, механизм передачи. колебаний в грунт, включающий контактирующую опорными площадками (ОП) 2 и 3 с движителями 1 несущую плиту, выполненную составной, отдельные части 4 и 5 которой смонтированы на попарно связанных пружинами 6 клинообразных грунтозацепах
7 и 8. ОП 2 и 3 установлены на внутренних сторонах частей 4 и 5 несущей плиты с образованием суживающейся по направлению к грунтозацепам 7 и 8 клиновидной полости. Движители 1, попадая между внутренними сторонами 4 и 5 несущей плиты. оказывают давление на ОП 2 и 3, грунтозацепы 7 и 8, погружаются в грунт и одновременно перемещаются в стороны, возбуждая поперечные сейсмические волны. Зто позволяет возбуждать поперечные волны без остановки транспортного средства и повысить производительность. 2 ил.
1651254 ь
Изобретение относится к, геофизической технике, а именно к подвижным источникам поперечных сейсмических волн.
Целью изобретения является повышение производительности. 5
На фиг.1 приведено устройство, общий вид; на фиг.2 — плита с грунтозацепами.
Устройство содержит транспортное средство с движителями 1, механизм передачи колебаний в грунт, включающий несу- 10 щую плиту, имеющую возможность ! контактирования своими опорными пло, щадками 2 и 3 с движителями 1 транспортного средства, Несущая плита выполнена составной, ее части 4 и 5 смонтированы на 15 попарно связанных пружиной 6 клинооб разных грунтозацепах 7 и 8, а опорные площадки 2 и 3 установлены на внутренних сторонах частей 4 и 5 несущей плиты с образованием суживающегося по направле- 20 нию к грунтозацепам 7 и 8 клиновидной выемки, на щеки которой опираются движители транспортного средства.
Устройство работает следующим образом, 25
Несущая плита устанавливается перед движителем 1, в качестве которого может быть использовано, например, колесо или гусеница транспортного средства, В случае использования широко приме- 30 няемого транспортного средства высокой проходимости КРаЗ-260 несущую плиту устанавливают перед одним (двумя и больше) колесом или навешивают на колеса. В последнем случае высота грунтозацепов 7 и 8 35 выбирается из условия свободного их прохода в просвет между колесами и корпусом автомашины, Это расстояние в КРаЗе составляет 0,35 м.
После установки, а при навешивании — 40 после стыковки несущей плиты с грунтом, движитель 1 (колесо) попадает между внутренними сторонами частей 4 и 5 несущей плиты и оказывает давление примерно одной четвертой массы транспортного средст- 45 ва на опорные площадки 2 и 3.
При массе автомобилй 12 т и наклоне опорных площадок 2 и 3 под углом 45 усилие в горизонтальном направлении (в каждую сторону) составляет 2 тс, а динамические нагрузки будут выше.
При необходимости получения разных по величине сил углы наклона опорных площадок 2 и 3 выполняют неравными. При диаметре колеса 1,3 м, длине окружности 4 м и скорости 36-40 км/ч генерируются 2 — 3 импульса возбуждения поперечных сейсми-. ческих волн в случае установки одного генератора, Увеличение количества генераторов как на каждом колесе, так и общего количества на всех колесах позволит повысить частоту воздействий.
Таким образом, при наезде колеса 1 на опорные площадки 2 и 3 частей 4 и 5 несущей плиты клинообразные грунтозацепы 7 и 8 погружаются в грунт и одновременно перемещаются в стороны, преодолевая усилие пружины 6, При этом возбуждаются поперечные сейсмические волны.
Применение изобретения позволит повысить производительность работ за счет возможности возбуждения поперечных сейсмических волн без остановки транспортного средства, с простым регулированием частотных характеристик.
Формула изобретения
Подвижное устройство для возбуждения поперечных сейсмических волн, включающее транспортное средство с движителями, механизм передачи колебаний в грунт, содержащий кинематически связанную с грунтозацепами несущую плиту с опорными площадками, размещенными с возможностью контактирования с движителями транспортного средства, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения производительности, несущая плита выполнена составной, отдельные части ее смонтированы на попарно связанных пружинами грунтоэацепах, а опорные площадки выполнены на внутренних сторонах частей несущей плиты и образуют суживающиеся к грунтозацепам клиновидные выемки.
1651254
Составитель Н.Чихладзе
Техред М.Моргентал Корректор И.Муска
Редактор Н,Лазаренко
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1606 Тираж 346 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


