Способ определения толщины смазочных пленок при испытаниях материалов зубчатых передач
Изобретение относится к измерительной технике и касается определения толщины смазочных пленок по падению электрического напряжения в режиме нормального тлеющего разряда применительно к услоаиям работы зубчатых передач. Цель изобретения - повышение точности и информативности при определении толщины смазочной пленки. Способ заключается в том, что образцы пары трения приводят во вращение, нагружают их сжимающей силой, пропускают через них постоянный ток и измеряют падение напряжения в режиме нормального тлеющего разряда в отсутствие смазки, в начальный момент ее подачи и через 50-60 мин после ее подачи. Гидродинамическую составляющую смазочной пленки определяют по разности первого и второго измерений, граничную составляющую - по разности второго и третьего измерений и общую тол-, щину смазочной пленки определяют по разности первого и третьего измерений. Изобретение позволяет более точно оценивать толщину смазочной пленки с учетом падения напряжения не только при наличии Б контакте вращающихся образцов смазочной пленки, но и без нее. Учет гидродинамической и граничной составляющих смазочной пленки повышает информативность способа. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4697179/28 (22) 24,05.89 (46) 15.05.91, Бюл, i% 18 (75) К). М, Гузенко (53) 531.717(088,8) (56) Райко M. В, Смазка зубчатых передач, Техника, Киев, 1970, с, 184-189, (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИН6!
СУАЗОЧНЫХ ПЛЕНОК ПРИ ИСПЫТАНИЯХ МАТЕРИАЛОВ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к измерительной технике и касается определения толщины смазочных пленок по падению электрическо,о напряжения в режиме нормального тлеющего разряда применительно к условиям работы зубчатых передач, Цель изобретения — повышение точности и информативности при определении толщины смазочной пленки. Способ заключается в том, что образцы пары трения приводят во вращение, нагружают их
Изобретение относится к измерительной технике и касается определения толщины смазочных пленок по падению электрического напряжения в режиме нормальноготлеющего разряда применительно к условиям работы зубчатых передач.
Цель изобретения — повышение точности и информативности, На фиг. 1 изображены графики зависимости изменения падения электрического напряжения от скорости скольжения зубчатых передач, полученные последовательно до подачи смазки в зону контакта вращающихся образцов (кривая 1), в начальный момент подачи смазки (масло "индустриальное 45") в зону их контакта (кривая 2) и через
50 — 60 мин после подачи смазки (кривая 3); на фиг. 2 — график зависимости действитель, )5U(1649250 Al (s>)s 6 01 В 7/06, 6 01 N 3/56 сжимающей силой, пропускают через них постоянный ток и измеряют падение напряжения в режиме нормального тлеющего разряда в отсутствие смазки, в начальный момент ее подачи и через 50-60 мин после ее подачи. Гидродинамическую составляющую смазочной пленки определяют по разности первого и второго измерений, граничную составляющую — по разности второго и третьего измерений и общую тол-, щину смазочной пленки определяют по разности первого и третьего измерений.
Изобретение позволяет более точно оценивать толщину смазочной пленки с учетом падения напряжения не только при наличии в контакте вращающихся образцов смазочной пленки, но и без нее. Учет гидродинамической и граничной составляющих смазочной пленки повышает информативность способа, 2 ил. ного изменения падения электрического напряжения от скорости скольжения зубчатых передач пропорционально общей толщине смазочной пленки (кривая 1), толщине ее гидродинамической составляющей (кривая
2) и толщине ее граничной составляющей (кривая 3).
Способ осуществляется следующим образом.
Испытуемые образцы (цилиндрические или зубчатые) исследуемой пары трения приводят во вращение, нагружают образцы сжимающей силой, подают на образцы постоянный ток и в режиме нормального тлеющего разряда последовательно производят измерение падения электрического напряжения до подачи смазки в зону контакта вращающихся образцов между их ме1649250 таллическими поверхностями (фиг. 1, кривая 1), в начальный момент подачи ее в зону контакта образцов при образовании между ними гидродинамической смазочной пленки (фиг, 1, кривая 2) и через 50-60 мин после подачи смазки в зону контакта образцов, когда смазочная пленка достигает максимальной толщины при образовании на трущихся поверхностях твердообразных и самогенерирующихся в процессе трения граничных смазочных пленок (фиг, 1, кривая
3). Общую толщину смазочной пленки вместе с гидродинамической и граничной ее составляющими оценивают по разности измерений падения электрического напряжения, произведенных до подачи смазки в зону контакта вращающихся образцов и через 50-60 мин после подачи ее в зону их контакта (фиг. 2, кривая 1, которая получается путем вычитания кривой 1 из кривой 3 на фиг. 1). Толщину гидродинамической составляющей из этой Общей тблЩины сма эочной пленки оценивают по разности измерений падения электрического напряжения, произведенных до подачи смазки в зону контакта вращающихся образцов и в начальный момент подачи ее в зону их контакта (фиг. 2, кривая 2, которая получается путем вычитания кривой 1 из кривой 2 на фиг, 1), а толщину граничной составляющей смазочной пленки оценивают по разности измерений электрического напряжения, произведенных в начальный момент подачи смазки в зону контакта вращающихся образцов и через 50-60 мин после. подачи смазки в зону их контакта (фиг. 2, кривая 3, которая получается путем вычитания кривой 2 из кривой 3 на фиг. 1).
Необходимость проведения последовательного измерения падения электрического напряжения для определения толщины смазочных пленок при испытаниях материалов зубчатых передач до подачи смазки в зону контакта вращающихся образцов, в начальный момент подачи смазки в зону их контакта и через 50-60 мин после подачи смазки вызвана тем, что при качении и качении с малым относительным проскальзыванием испытуемых образцов (до 10ф,) происходит значительное падение
5 электрического напряжения не только при наличии в контакте вращающихся образцов смазочной пленки, но и беэ нее, что вносит значительную погрешность в определяемую величину действительной толщины
10 смазочной пленки, образуемой при работе зубчатых передач. Учет гидродинамичной и граничной составляющих смазочной пленки позволяет повысить информативность способа.
Формула изобретения
Способ определения толщины смазочных пленок при испытаниях материалов зубчатых передач, заключающийся в том, 20 что образцы пары трения приводят во вра-, щение, нагружают их сжимающей силой, пропускают через образцы постоянный ток и в режиме нормального тлеющего разряда измеряют падение напряжения, по которо25 му оценивают толщину смазочной пленки, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и информативности, измерения напряжения проводят последовательно до.подачи смазки в зону контакта
30 образцов, в начальный момент подачи смазки и через 50-60 мин после подачи ее в зону контакта, при этом. толщину гидродинамической составляющей смазочной пленки определяют по разности падений напряже35 ний, полученных до подачи смазки и в начальный момент подачи ее в зону контакта, толщину граничной составляющей смазочной пленки определяют по разности падений напряжения, полученных в начальный
40 момент подачи смазки и через 50-60 мин после подачи ее в зону контакта, а общую толщину смазочной пленки определяют по разности падений напряжения, полученных до подачи смазки и через 50-60 мин
45 после подачи ее в зону контакта.
0 01 Р2 03 04 45 Уд„,ж/С
ЮагГ
Составитель И. Юрьева
Редактор К. Федорова Техред М.Моргентал Корректор М. Демчик
Закаэ 1867 Тираж 396 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по иэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-иэдательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101


