Учебный прибор для демонстрации деформаций
Изобретение относится к учебным наглядным пособиям и может быть использовано в высших и средних специальных заведениях при изучении процессов сварки и обработки давлением в курсе технологии конструкционных материалов. Целью изобретения является расширение демонстрационных возможностей путем демонстрации механизмов сварочных деформаций. Учебный прибор содержит основание, нагрузоч- „ ный брусок, упругие элементы, связанные одними концами с основанием, а другими - с нагрузочным бруском, магнитное сцепление, содержащее два магнита , и вязкий элемент. Один из маг- , нитов соединен с нагрузочным бруском, а другой - с вязким элементом. Последний связан также с основанием. 1 ил.
СООЗ СОНЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕОНИХ
РЕСПУБЛИК (Д1) С 09 В 23/10
ГОСУД Ч СТВЕННЫй НОМИТЕт
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ П ит СОСР (21) 4699019 (12 (22) 31.05 ° 89 (46) 07.05.9 1. Бюп . № 1 7 (71) Винницкий политехнический институт (72) Б,Ф.Суховий (53) 531. 42 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1324054, кл. G 09 В 23/10, 24.03.86. (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ
ДЕФОРМАЦИЙ (57) Изобретение относится к учебным нагляцным пособиям и может быть использсвано в высших и средних специальных заведениях при изучении проИзобретение относится к учебным нагляднМм пособиям и может быть использовано при изучении процессов сварки и обработки давлением в курсе технологии конструкционных материалов в высших и средних специальных учебных заведениях.
Целью изобретения является расширение демонстрационных возможностей
1 путем демонстрации механизмов сварочных деформаций.
На чертеже схематично показан учебный прибор.
Нагрузочный брусок 1 связан с упругими элементами 2 (пружинами сжатия). Вязкий элемент, например, в . виде гидроцилиндра 3 с полостями, соединенными дросселем 4 для регулировки сопротивления, посредством
2 цессов сварки и обраоотки давлением в курсе технологии конструкционных материалов. Целью изобретения является расширение демонстрационных возможностей путем демонстрации механизмов сварочных деформаций. Учебный прибор содержит основание, нагрузоч- . ный брусок, упругие элементы, связанные одними концами с основанием, а другими — с нагрузочным бруском, магнитное сцепление, содержащее два магнита, и вязкий элемент. Один из магнитов соединен с нагрузочным бруском, а другой — с вязким элементом. Последний связан также с основанием. ил. магнитного сцепления 5 связан с нагруэочным бруском 1. Магнитное сцеп ление 5 содержит два магнита, соединенные между собой разноименными полюсами и жестко связанные соответственно с нагрузочным бруском 1 и вязким элементом. Упругие элементы
2 и вязкий элемент связаны также с. основанием 6., а их оси параллельны.
Работа прибора сводится к демонстрации механизма сварочных (термомеханических) деформаций. При приложе нии нагрузки Р (создаваемой, например, грузом) нагрузочный брусок 1опускается, преодолевая сопротивле« ние упругих элементов 2 и вязкого элемента, имитируя процесс термического расширения материала в зоне
164762
5 ренних напряжений в свариваемом материале, устраняющий трещинообразование.
Аналогично предлагаемым учебным прибором можно демонстрировать деформационные механизмы при обработке давлением.
Составитель О.Кроитор
Техред К.дидык Корректор Н.Ревская
Редактор Л.MoTboIb
Заказ 1403 Тираж 296 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35„ Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 сварного шва, Магниты при этом работают на сжатие, имитируя межатомное сцепление. Сопротивлением вязкого элемента имитируются пластические свойства материала. По мере кристаллизации и остывания сварного шва расширение в его зоне сменяется усадкой. Это моделируется снятием нагрузки P. 10
При этом упругие элементы 2, восстанавливая первоначальное недеформированное положение, воздействуют через магнитное сцепление,5, работающее на разрыв, на вязкий элемент.
Если имитируется остаточная пластическая деформация (дроссель 4 перекрыт), то магнитное сцепление может быть подвергнуто разрывной нагрузке,.превосходящей по величине это сцепле- 2О ние, в результате чего происходит его разрыв. Так моделируется процесс об.разования сварочных трещин. Для моделирования сварки с подогревом, выравнивающим остаточные напряжения, ре-. 25 гулировкой дросселя 4 достигается обратное смещение вязкого элемента под действием пружин 2 и разрыва магнитного сцепления 5 не происходит. Так демонстрируется механизм технологического выравнивания остаточных внутФормула изобретения
Учебный прибор для демонстрации деформаций, содержащий нагрузочный брусок, упругие элементы, связанные одними концами с нагрузочным бруском, два магнита, связанные между собой разноименными полюсами с возможностью разъединения, один из которых соединен с нагрузочным бруском, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей путем демонстрации механиз1 мов сварочных деформаций, он содержит основание и вязкий элемент с регулируемым сопротивлением, одним концом связанный с основанием, а другим — с вторым магнитом, упругие элементы связаны вторыми концами с основанием, при этом упругие и вязкий элемент расположены так, что их линии восприятия нагрузки параллельны.

