Травмобезопасная рулевая колонка транспортного средства
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИМИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (щз В 62 О 1/18
ГОСУДАРСТВЕ(+(ЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4682196/11 (22) 19.04.89 (46) 23.04.91, Б(ол. N 15 (75) Л. Б. Сморгонский (53) 629,113.014.5(088.8) (56) Патент США ¹ 3678777, кя. 74/492., 1972, (54) ТРАВМОБЕЗОПАС*Г1АЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКАА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам и касается рулевой колонки, в которой предусмотрен((средства поглощения энергии удара водителя об орган рулевого управления в процесседорожно-транспортного происшествия. Целью изобретения является повышение травмобезопасност((вод, !"-:ля при дооожно-транспор(ниах авариях р8ВВА колонка содержит KGMyx 3, в(-(утр!:!
КОТОРОГО РСПОЛО!жЕН РУЛЕР (й Вая 4 а !-гненн((й посредство((шарнира =,:с .нале:.,-: (:. оулевого механ(.зма, На кожухе выполне::-,. паэ. При действии негр"3Kvi!8 р ль (!ода ((!!
HNK 7 Bb!XQ+(!((из OCiQA(9:-:Gpe паз, а-двиг-ая стенки об ой м (! "; Фл е во("(вал
"ломается" в шарнире 5 и попадает ":: !!2, щирина которого меньше диаметра рулев!ro нала 4, и происходит деформа„!ия кож.:. .
3, на что и затрачивается большая цас(.-. ергии удара (з и ф iii ((-.;сл
1643289
20
40 45
Изобретение относится к транспортным средствам и касается рулевой колонки, в которой предусмотрены средства поглощения энергии удара водителя об орган рулевого управления в процессе дорожно-транспортного происшествия, Цель изобретения — повышение травмобезопасности водителя при дорожно-транспортных авариях.
На фиг. 1 изображена конструкция рулевой колонки в интерьере автомобиля, общий вид; на фиг. 2 — травмобезопасная рулевая колонка в момент дорожно-транспортного происшествия; на фиг. 3 — то же, продольный разрез; на фиг, 4 — разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез Б — Б на фиг, 3; на фиг. 6 — травмобезопасная рулевая колонка, вариант (роль обоймы подшипника выполняет упругий чехол).
Травмобезопасная рулевая колонка 1 расположена в кабине транспортного средства за панелью приборов 2 и содержит кожух 3, внутри которого расположен рулевой вал 4, который посредством шарнира 5 соединен с валом 6 рулевого механизма. На . верхнем участке рулевого вала 4 под руле вым колесом установлен подшипник 7. В кожухе 3 со стороны, обращенной к передку транспортного средства, т.е. к панели приборов 2, выполнен паз 8 с шириной меньше диаметра рулевого вала 4. Подшипник 7 закреплен на кожухе 3 при помощи обоймы 9, расположенной внутри упругого элемента
10 и выполненной в виде разрезного кольца, и имеющего паз (вырез) со стороны панели приборов 2. Упругий элемент 10 в данном варианте конструкции служит только для устранения возможных дополнительных травм водителя.
Повышение степени энергопоглощения при использовании травмобезопасной рулевой колонки происходит следующим образом.
8 процессе дорожно-транспортного происшествия водитель, перемещаясь вперед по направлению движения, ударяется об орган рулевого управления. Когда сила, действующая на руль. превысит заданный уровень, подшипник 7 выходит иэ обоймы 9 через указанный выше вырез, раздвигая стенки обоймы. Рулевой вал 4, "ломаясь" в ширине 5, попадает в паз 8. Так как ширина паза меньше диаметра рулевого вала 4, то происходит деформация кожуха, чем и обеспечивается. поглощение энергии. Шириной паза 8 можно регулировать уровень поглощения энергии конструкцией.
Во втором варианте конструкции (фиг. 6) роль обоймы подшипника играет упругий элемент 10. Он представляет собой цилиндрический чехол с кольцевым радиальным выступом у днища, охватывающим подшипник 7. Упругий элемент 10 до достижения критической заданной силы дополнительно поглощает энергию водителя. обладая упругой деформацией. При достижении заданного уровня нагрузки упругий элемент разрушается и далее процесс поглощения энергии происходит за счет пластической деформации кожуха при взаимодействии с ним рулевого вала.
Формула изобретения
1, Травмобезопасная рулевая колонка транспортного средства, содержащая кожух, в верхней части которого расположен подшипник с размещенным в нем рулевым валом, соединенным при помощи шарнирного соединения с валом рулевого механизма. отличающаяся тем, что, с целью повышения травмобеэопасности водителя при дорожно-транспортных авариях, в кожухе рулевой колонки со стороны, обращенной к передку транспортного средства, выполнен продольный паз, ширина которого выбрана меньше диаметра рулевого вала.
2. Колонка по и. 1, отл ича ю ща я ся тем, что она снабжена чехлом, выполненным из упругого материала, охватывающего кожух рулевой колонки в зоне расположения подшипника.
1643289
1643289
10
Фиг,б
Составитель В. Ионова
Техред М.Моргентал Корректор М. Демчик
Редактор Л. Гратилло
Производственно-издательский комбинат мПатент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Заказ. 1205 Тираж 341 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5



