Травмозащитный коленный упор
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается устройств пассивной безопасности, в частности автотранспортных средств вагонной компоновки . Цель изобретения - повышение травмозащитных свойств и удельной энергоемкости . Травмобезопасный коленный упор содержит каркас 1 с установленным на нем энергопоглощающим элементом в виде накладки 2 из гофрированного пластического листового материала с поперечным профилем гофр it- -образной формы, которая залита слоем полимерного пеноматериала. толщина которого составляет в рабочей зоне 0,2-0,5 высоты гофра. При незначительной силе удара происходит частичная упругая деформация наружного слоя полимерного пеноматериала 6 с восстановлением формы после снятия воздействия. При сильном ударе происходит и сплющивание свободных концов гофр, и смятие пеноматериала внутри гофр. При этом профиль гофр обеспечивает более эффективное поглощение энергии удара при совместной деформации гофр и материала заполнителя. 4 ил. Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s В 60 R 21/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4642040/11 (22) 05.12.88 (46) 23,04.91. Бюл. М 15 (71) Львовский политехническй институт им, Ленинского комсомола (72) M.В. Цыцив (53) 629.113.188.2 (088.8) (56) Патент США hL 4032175, кл. В 60 R 21/04, 1977. (54) ТРАВМОЗАЩИТНЫЙ КОЛЕННЫЙ
УПОР (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается устройств пассивной безопасности, в частности автотранспортных средств вагонной компоновки. Цель изобретения — повышение травмозащитных свойств и удельной энергоемкости. Травмобезопасный коленный упор содержит каркас 1 с установленным на нем энергопоглощающим элементом в виде накладки 2 из гофрированного пластического листового материала с поперечным профилем гофр - -образной формы, которая залита слоем полимерного пеноматериала, толщина которого составляет в рабочей зоне 0,2-0,5 высоты гофра. При незначительной силе удара происходит частичная упругая деформация наружного слоя полимерного пеноматериала 6 с восстановлением формы после снятия воздействия. При сильном ударе происходит и сплющивание свободных концов гофр, и смятие пеноматериала внутри гофр. При этом профиль гофр обеспечивает более эффективное поглощение энергии удара при совместной деформации гофр и материала заполнителя. 4 ил.
1643242
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается устройств пассивной безопасности, в частности транспортных средств вагонной компоновки. 5
Цель изобретения — повышение травмозащитных свойств и удельной энергоемкости.
На фиг.1 показан травмозащитный коленный упор, общий вид; на фиг.2 — разрез 10
А — А на фиг.1; на фиг.3- разрез Б — Б на фиг.1; на фиг.4 — характер деформации элементов коленного упора в процессе поглощения кинематической энергии колена водителя.
Травмозащитный коленный упор содер- 15 жит балку 1 опорного каркаса, к которой путем контактной сварки приваривается энергопоглощающая накладка 2 из гофрированного пластического листового матери ала. Поперечный профиль гофр имеет 20 форму омеги и своим основанием гофры привариваются к балке 1, К балке 1 опорного каркаса крепится кронштейн 3 рулевой .колонки 4. К этой же балке крепится каркас
5 панели приборов. 25
В последующем гофрированная накладка 2 совместно с каркасом 5 панели приборов заливается слоем полимерного пеноматериала 6, причем его толщина в рабочей зоне коленного упора превышает вы- 30 соту гофр на 20-50о „а в остальных зонах выбирается исходя из соображений дизайна панели приборов и требований пассивной безопасности, Травмозащитный коленный упор рабо- 35 тает следующим образом.
При незначительной силе удара происходит частичная упругая деформация наружного слоя полимерного пеноматериала
6 и в дальнейшем его форма восстанавлива- 40 ет исходные размеры, При значительной силе удара после фазы упругой деформации пеноматериала 6 происходит сплющивание свободных концов гофр. Вследствие пластической деформации материала гофр накладки 2 происходит интенсивное вовлечение пеноматериала 6, находящегося в полостях гофр и между ними, в процессе поглощения энергии, B связи с этим повышается удельная энергоемкость коленного упора.
В процессе поглощения кинематической энергии наблюдается плавно нарастающий характер изменения усилия сопротивления по ходу деформации с одновременным увеличением площади контакта упора с коленями водителя.
Плавное нарастание усилия сопротивления с одновременным увеличением площади контакта с коленями водителя обеспечивает снижение тяжести травм колен или вовсе исключает их.
Формула изобретения
Травмозащитный коленный упор, содержащий опорный каркас и энергопоглощающие элементы, отл и ча ющи йся тем, что, с целью повышения травмозащитных свойств и удельной энергоемкости, энергопоглощающие элементы выполнены в виде накладки из гофрированного пластического листового материала с поперечным
«. p профилем гофр « --образной формы, основания которых жестко соединены с опорным каркасом, а внутренние полости и внешняя поверхность залиты полимерным пеноматериалом, при этом толщина слоя в рабочей зоне равна 0,2 — 0,5 высоты гофра, а продольные оси гофр расположены в плоскостях, параллельных продольной оси транспортного средства.
1643242
ФжЗ
Составитель В.Ионова
Техред М,Моргентал Корректор Т.Палий
Редактор И.Шулла
Производственно-.издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101 с
Заказ 1203 Тираж 336 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


