Устройство обнаружения боксования колесных пар локомотива с последовательно включенными тяговыми двигателями постоянного тока
Изобретение относится к устройствам обнаружения боксования колесных пар локомотива с последовательно включенными тяговыми двигателями постоянного тока и обеспечивает повышение эффективности и надежности Устройство содержит последовательно соединенные якорные обмотки тяговых двигателей, к точке соединения которых подключено реле, стабилизаторы тока, состоящие из резисторов, транзисторов и стабилитронов При появлении боксующей колесной пары нарушается равенство напряжений якорных обмоток и возникшая разность токов эмиттерно-коллекторных переходов транзисторов замыкается через обмотку реле, обеспечивая срабатывание исполнительного органа 1 ил. Ё
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 1 3/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
K АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (, с
Ф
Cd
1Ì д зом. (21) 4472469/11 (22) 15.08,88 (46) 23.04.91. Бюл. ¹ 15 (71) Уральское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института железнодоро>кного транспорта (72) О. И. Новиков и Г. Я. Балобаев (53) 625,2: 62.596(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 154565, кл. В 60 L 3/10, 1963. (54) УСТРОЙСТВО ОБНАРУЖЕНИЯ БОКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВА С
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВКЛЮЧЕННЫМИ
ТЯГОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для обнаружения боксования колесных пар локомотивов с последовательно включенными тяговыми двигателями постоянного тока.
Цель изобретения — повышение эффективности и надежности.
На чертеже представлена электрическая схема устройства для обнаружения боксования.
Устройство содержит якорные обмотки
1 тяговых двигателей и клеммы 2 цепи, образованной из последовательно соединенных обмоток 1, реле 3, и стабилизаторы 4 и
5 тока. Стабилизатор 4 тока имеет резисторы 6-8, транзистор 9 типа р-и-р и стабилитрон 10. Стабилизатор 5 тока состоит из резисторов 11-13, транзистора 14 типа и-ри и стабилитрона 15, Устройство работает следующим обра„„!Ж„„1643217 А1 (57) Изобретение относится к устройствам обнаружения боксования колесных пар локомотива с последовательно включенными тяговыми двигателями постоянного тока и обеспечивает повышение эффективности и надежности. Устройство содержит последовательно соединенные якорные обмотки тяговых двигателей, к точке соединения которых подключено реле, стабилизаторы тока, состоящие из резисторов, транзисторов и стабилитронов. При появлении боксующей колесной пары нарушается равенство напряжений якорных обмоток и возникшая разность токов эмиттерно-коллекторных переходов транзисторов замыкается через обмотку реле, обеспечивая срабатывание исполнительного органа. 1 ил.
В процессе движения транспортного средства к клеммам 2 прикладывается напряжение, полярность которого показана на чертеже. Величина этого напряжения изменяется в широких пределах при изменениях скорости движения транспортного средства. Если колесные пары не боксуют, то напряжения якорных обмоток 1 имеют одинаковую величину, которая зависит от скорости движения транспортного средства, при этом к цепи, образованной стабилитроном 10 и резистором 8, и к цепи. образованной резистором 13 и стабилитроном 15, прикладываются одинаковые напряжения якорных обмоток 1. В результате этого к стабилитронам 10 и 15 прикладывается напряжение, полярность которого показана на схемах, и в цепи этих стабилитронов протекает ток. Величина этого тока ограничивается резисторами 8 и 13 и изменяется при изменении напряжения якорных обмоток 1. При наличии напряжения на ста1643217
20
30
55 билитронах 10 и 15 транзисторы 9 и 14 проводят ток, Величина, тока транзистора 9(14) ограничивается сопротивлением его эмиттерно-коллекторного перехода и сопротивлением резистора 7(11). Резисторы 6 и 12, обеспечивающие напряжение, которое нобходимо для изменения сопротивления эмиттерно-коллекторных переходов транзисторов 9 и 14, имеют сравнительно небольшую величину сопротивления и поэтому не оказывают влияния на величину этого тока, Напряжение резистора 6(12) имеет показанную на чертеже полярность и направлено встречно напряжению стабилитрона 10(15). Разность между напряжением стабилитрона 10 (15) и резистора 6(12) прикладывается к переходу эмиттер — база транзистора 9(14) и изменяет сопротивление его эмиттерно-коллекторного перехода.
Чем большв. напряжение стабилитрона
10(15), тем больше эта разность напряжений и тем меньше сопротивление эмиттерно-кол лектор ного перехода транзистора
9(14) и больше ток в цепи этого перехода.
Увеличение (уменьшение) напряжения якорных обмоток 1 сопровождается ростом (снижением) тока стабилитронов 10 и 15, соответственно увеличением (уменьшением) напряжения этих стабилитронов за счет падения напряжения на их динамическом сопротивлении. Так как это падение напряжения значительно меньше порогового напряжения стабилитронов, то значительные изменения напряжения якорных обмоток
1 приводят к незначительным изменениям напряжения стабилитронов 10 и 15 и, соответственно, тока в цепях эмиттерно-коллекторных переходов транзисторов 9 и 14.
Таким образом, значительные изменения напряжения якорных обмоток 1 сопровождаются незначительными изменениями тока цепи, образованной резисторами б(12), 7(11) и эмиттерно-коллекторным переходом транзистора 9(14), так как с ростом напряжения якорных обмоток 1 растет сопротивление этих цепей за счет увеличения сопротивления эмиттерно-коллекторны х переходов транзисторов 9 и 14, что уменьшает чувствительность устройства обнаружения боксования. При любых, но одинаковых напряжениях якорных обмо,ток 1 цепь, образованная. резисторами 6 и
7, транзистором 9, и цепь, состоящая из резисторов 11 и 12 и транзистора 14, имеют одинаковое сопротивление и по обеим цепям протекают одинаковые токи. Поэтому в обмотку реле 3 ток не ответвляется, и это реле находится в обесточенном состоянии.
По появлении боксующей колесной пары нарушается равенство напряжений якорных обмоток 1. Из числа последовательно включенных якорных обмоток 1 напряжение одной обмотки увеличивается, а второй обмотки уменьшается. В результате этого ток одного стабилитрона, например стабилитрона 10, уменьшается, а ток другоro стабилитрона, . например стабилитрона
15, увеличивается. Благодаря использованию в устройстве транзисторов типа р-и-р и типа и-р-и и включению стабилитронов 10 и
15, как показано на чертеже; разная величина тока стабилитронов 10 и 15 не вызывает появления тока в обмотке реле 3. Таким образом устраняется нежелательное влияние цепей стабилитронов 10 и 15 на чувствительность устройства обнаружения боксования.
При разных токах стабилитронов 1О и
15, вследствие разного падения напряжения на их динамических сопротивлениях, напряжение этих стабилитронов имеет разную величину, Так как ток стабилитрона 10 меньше тока стабилитрона 15, напряжение первого стабилитрона меньше напряжения второго стабилитрона, в результате чего эмиттерно-коллекторный переход транзистара 9 имеет большее сопротивление и по переходу протекает меньший ток по сравнению с транзистором 14, Разность токов эмиттерно-коллекторных переходов транзисторов 9 и 14 замыкается через обмотку реле 3, При этом реле срабатывает и, таким образом, обеспечивает срабатывание исполнительного органа, прекращающего боксование путем переключений в электрической схеме локомотива, подачи песка и т, д.
Формула изобретения
Устройство обнаружения боксования колесных пар локомотива с последовательно включенными тяговыми двигателями постоянного тока, содержащее реле и резисторы, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности и надежности, оно снабжено стабилитронами и транзисторами типа р-и-р и п-р-п, причем транзисторы,стабилитроны и резисторы соединены по схеме стабилизаторов тока. которые включены между собой последовательно, эмиттер транзистора типа р-и-р подключен через резистор к выводу цепи якорных обмоток тяговых электродвигателей, имеющему положительный потенциал относительно второго вывода этой же цепи, к которому подкл ючен через резистор эмиттер транзистора типа и-р-и цепи. образованные стабилитронами и резисторами, подключены между упомянутыми выводами цепи якорных обмоток и к средней ее точке, 1643217
Составитель А.Ефремов
Техред М.Моргентал Корректор Т,Малец
Редактор А.Козориз
Заказ 1202 Тираж 324 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 к которой подключен один из выводов обмотки реле, другой вывод которой подключен к точке соединения между собой стабилизаторов тока.


