Центратор забойного двигателя
Изобретение относится к горной промети . Цель - повышение эффективности в работе . Центратор содержит корпус 1 с ребрами 2. установленный на подшипниках относительно нижнего торца корпуса 1 и связанный с валом 6 забойного двигателя узлов передачи крутящего момента. С валом 6 связана опорная втулка 12, установленная с,возможностью взаимодействия с нижним торцом корпуса 1. Нижняя часть забойного двигателя .выполнена в виде муфты, одним концом связанной с корпусом забойного двигателя с возможностью взаимного поворота и имеющей выступ 9 на внутренней поверхности другого конца. Верхний торец выступа муфты связан с валом 6 упорным подшипником. Шар-клапан садится в седло над керноприемной трубкой колонкового снаряда, что фиксируется на поверхности скачком давления на манометре бурового насоса. После этого компоновку с вращением опускают до забоя и осуществляют дальнейшее бурение. 2 э.п.ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (st)s Е 21 В 17/10, 4/00, 25/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
- ° (21) 4440486/03 ( (22) 17.06.88 (46) 15.04.91. Бюл. ¹ 14 (71) Сургутское отделение Западно-Сибирского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института технологии . глубокого разведочного бурения (72) Г.К,Ешимов (53) 622.24.05 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1074987, кл. Е 21 В 17/10, 1984, Авторское свидетельство СССР
¹ 589357, кл, Е 21 В 7/08, 1976. (54) ЦЕНТРАТОР ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к горной промсти. Цель — повышение эффективности в работе. Центратор содержит корпус 1 с ребрами 2, установленный на подшипниках
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для бурения с отбором керна, Цель изобретения — повышение эффективности в работе центратора.
На фиг. 1 наказан центратор забойного двигателя, разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг, 3 — вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг, 4 показан клапан в оксонометрии.
Центратор содержит корйус 1, в пазах которого расположены ребра 2, опорную втулку 3, установленную с воэможностью взаимодействия с нижним торцом корпуса 1 и связанную с ним узлом передачи крууящего момента, например шпонкой 4, в нижней части. В нижней части опорная втулка имеет
„„5U„, 1641978 Al относительно нижнего торца корпуса 1 и связанный с валом 6 забойного двигателя узлов передачи крутящего момента. С валом
6 связана опорная втулка 12, установленная с,воэможностью взаимодействия с нижним торцом корпуса 1. Нижняя часть забойного двигателя, выполнена в виде муфты, одним концом .связанной с корпусом забойного двигателя с возможностью взаимного поворота и имеющей выступ 9 на внутренней поверхности другого конца. Верхний торец выступа муфты связан с валом б упорным подшипником. Шар-клапан садится в седло над керноприемной трубкой колонкового снаряда, что фиксируется на поверхности скачком давления на манометре бурового насоса. После этого компоновку с вращением опускают до забоя и осуществляют дальнейшее бурение. 2 э.п,ф-лы, 4 ил. резьбу 5 для соединения с долотом (не показано) или колонковым снарядом (не показан), а верхней частью опорная втулка связана с валом 6 забойного двигателя 7, Нижний торец корпуса 8 забойного двигателя выполнен с внутренним выступом 9, на торцах которого установлены подшипники
10 и 11 для связи соответственно с корпусом
1 центратора и втулкой 12 вала б забойного двигателя.
При использовании центратора с колонковым снарядом между опорной втулкой 3 и валом 6 забойного двигателя размещают кольцо 13 с упругими фигурно изогнутыми отрезками проволоки 14 для удержания шара-клапана 15.
I !
Ъ
1
1 ! Ioo !
1641978
f7
f2
Нижняя часть корпуса забойного двигателя выполнена в виде муфты 16 с регулировочными кольцами 17, стянутыми между собой и с муфтой винтами 18. Между выступом 9 корпуса забойного двигателя и корпусом центратора размещено уплотнительное кольцо 19, а ребра центратора армированы твердосплавными зубками 20, Центратор работает следующим образом.
В процессе бурения ребра 2 центратора, взаимодействуя со стенками скважины, уменьшают амплитуду колебания нижней части бурильной колонны. В случае попадания компоновки в каверну в работу включается муфта 16, воспринимая изгибающий момент. При этом улучшаются условия работы шпиндельной секции забойного двигателя, упорные подшипники которого работают е благоприятных условиях.
В случае бурения с керноприемным снарядом в полость центратора устанавливают шар-клапан 15.
По достижении забоя снаряд приподнимают над забоем на высоту 1 — 2 м и с небольшим расходом прокачивают на забой промывочную жидкость, очищая полость снаряда от шлама. Шар-клапан при этом удерживается упругими отрезками проволоки 14. Увеличение расхода промывочной жидкости,:закачиваемой; на забой, приводит к освобождению шара-клапана 15, так как давление потока превышает упругость проволоки 14, Шар-клапан садится в седло над керноприемной трубкой колонкового снаряда (не показан), что фиксируется на
7 поверхности скачком давления на манометре бурового насоса. После этого компоновку с вращением опускают до забоя и осуществляют дальнейшее бурение.
5 Техника-экономическая эффективность заключается в увеличении срока службы компоновки при использовании предлагаемого центратора.
10 Формула изобретения
1. Центратор забойного двигателя, включающий корпус с ребрами, установленный на подшипниках относительно нижнего торца корпуса забойного двигателя и свя15 занный с валом забойного двигателя узлом передачи крутящего момента, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности в работе, он снабжен связанной. с валом забойного двигателя опорной
20 втулкой, установленной с возможностью взаимодействия с нижним торцом корпуса центратора, а нйжняя часть корпуса забойного двигателя выполнена в виде муфты, одним концом связанной с корпусом забойного
25 двигателя с возможностью взаимного проворота и имеющей выступ на внутренней поверхности другого конца, причем верхний торец выступа муфты связан с валом забойного двигателя упорным подшипником, 30 2. Центратор по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что он снабжен установленными в верхней части муфты регулировочными кольцами.
3. Центратор по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю35 шийся тем, что регулировочные кольца связаны между собой и с муфтой винтами.
1641978
Составитель В.Родина
Техред М.Моргентал Корректор М,Самборская
Редактор Н,Федорова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1427 Тираж 369 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по Изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5


