Отклонитель забойного двигателя
Изобретение относится к буровой технике , а именно к устройствам для направленного бурения нефтяных и газовых скважин Цель изобретения - упрощение конструкции Отклонитель включает корпус из верхней 1-й нижней 2 секций, поршень 5 со штоком 6, верхний 7 и нижний 8 фиксирующие элементы (ФЭ) Секции 1,2 корпуса связаны подшипником 3, установленным под углом а. /2 к оси каждой секции 1, 2 Поршень 5 связан с верхней 1 секцией шлицевым соединением 9. Каждый ФЭ 7, 8 жестко связан с нижней секцией 2 и выполнен в виде выступов Шток 6 имеет диаметральные выступы 12 для взаимодействия с последними Под поршнем 5 установлена возвратная пружина 10. Под действием давления промывочной жидкости поршень 5 перемещается вниз После поворота верхней секции 1 относительно нижней на 180 отклонитель занимает искривленное положение Это положение секции 1, 2 фиксируется выступами штока 6 и нижнего ФЭ 8. Для приведения отклонителя в транспортное положение прекращают подачу промывочной жидкости Поршень 5 под действием пружины 10 перемещается в исходное положение . После этого вращают верхнюю секцию 1 по направлению движения часовой стрелки После поворота на 180° верхняя секция 1 фиксируется выступами штока 6 и верхнего ФЭ 7 Секции 1 и 2 расположены соосно. 4 ил. Ю С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
<я)л Е 21 В 7/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР!
1 ъ3
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4
О (л)
К)
7 !
1 г г — г л г г (21) 4629150/03 (22) 02.01.89 (46) 07.04.91. Бюл, ¹ 13 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт буровой техники (72) Р,Н.Хлебодаров (53) 622.243,2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹652321,,кл. Е 21 В 7/08, 1977.
Авторское свидетельство СССР
N 1276796, кл. Е 21 В 7/08, 1985. (54) ОТКЛОНИТЕЛЬ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к буровой технике, а именно к устройствам для направленного бурения нефтяных и газовых скважин, Цель изобретения — упрощение конструкции. Отклонитель включает корпус из верхней 1-и нижней 2 секций, поршень 5 со штоком 6, верхний 7 и нижний 8 фиксирующие элементы (ФЭ), Секции 1,2 корпуса связаны подшипником 3, установленным под углом а /2 к оси каждой секции 1, 2.
„„БЦ „„1640327 А1
Поршень 5 связан с верхней 1 секцией шлицевым соединением 9. Каждый ФЭ 7, 8 жестко связан с нижней секцией 2 и выполнен в виде выступов. Шток 6 имеет диаметральные выступы 12 для взаимодействия с последними. Под поршнем 5 установлена возвратная пружина 10. Под действием давления промывочной жидкости поршень 5 перемещается вниз. После поворота верхней секции 1 относительно нижней на 180 отклонитель занимает искривленное положение. Это положение секции 1, 2 фиксируется выступами штока 6 и нижнего ФЭ 8.
Для приведения отклонителя в транспортное положение прекращают подачу промывочной жидкости, Поршень 5 под действием пружины l0 перемещается в исходное положение. После этого вращают верхнюю секцию 1 по направлению движения часовой стрелки, После поворота на 180 верхняя секция 1 фиксируется выступами штока 6 и верхнего ФЭ 7. Секции 1 и 2 расположены соосно. 4 ил.
1640327
Изобретение относится к буровой технике, а йменно к устройствам для направленного бурения нефтяных и газовых скважин.
Цель изобретения — упрощение конструкции.
На фиг.1 изображен отклонитель забойного двигателя, продольный разрез; на фиг.2 — сечение А — А на фиг.1; на фиг.3— сечение Б — Б на фиг.1; ча фиг.4 — сечение
В- B на фиг.1.
Отклонитель забойного двигателя включает корпус, состоящий из верхней 1 и нижней 2 секций, соединенных подшипником 3, выполненный в верхней секции 1 корпуса гидроцилиндр 4, установленный в последнем поршень 5 с полым штоком 6, верхний 7 и нижний 8 фиксирующие элементы. Ось подшипника 3 наклонена под равным углом а /2 к осям секций 1 и 2 корпуса, а ось гидроцилиндра 4 совпадает с осью подшипника 3, Поршень 5 установлен в гидроцилиндре
4 с возможностью осевого перемещения и связан с верхней секцией 1 корпуса шлицевым соединением 9. Для перемещения поршня 5 в верхнее положение в корпусе установлена пружина 10. Каждый из фиксирующих элементов 7 и 8 жестко связан с нижней секцией 2 и выполнен в виде расположенных с диаметрально противоположных сторон корпуса выступов 11. Шток 6 поршня 5 имеет диаметрально расположенные выступы 12. Фиксирующие элементы 7 и 8 смещены один относительно другого в окружном направлении и связаны зубчатым зацеплением 13.Между гидроцилиндром 4 и фиксирующими элементами 7 и 8 установлена упорная шайба 14. В верхней секции 1 корпуса выполнено отверстие 15, а в упорной шайбе 14 — канал 16, связывающий подпоршневую полость гидроцилиндра 4 с отверстием 15. В зазоре между штоком 6 и упорной шайбой 14 расположены герметизирующие кольца 17, На нижней части штока 6 установлен уплотнительный элемент
18.
Отклонитель забойного двигателя работает следующим образом, Отклонитель устанавливается над забойным двигателем или между его секциями. Спуск забойного двигателя в скважину осуществляется при соосном положении секций 1 и 2 корпуса отклонителя. При этом поршень 5 под действием пружины 10 находится в крайнем верхнем положении, а выступы 12 штока 6 — в верхнем фиксирующем элементе 7. На заданной глубине в полость бурильных труб подают промывочную жид5
45 кость, Под действием давления последней поршень 5 со штоком 6, сжимая пружину 10, перемещается в нижнее положение, Промывочная жидкость из подпоршневой полости гидроцилиндра 4 через выполненный в упорной шайбе 14 канал 15 и отверстие 16 в верхней секции 1 корпуса вытесняется в скважину. После достижения поршнем 5 крайнего нижнего положения колонну бурильных труб и связанную с ней верхнюю секцию 1 корпуса поворачивают по направлению вращения часовой стрелки.
При этом верхняя секция 1 корпуса, вращаясь н подшипнике 3, поворачивается относительно нижней секции 2 на 180О. Так как ось подшипника 3 наклонена под углом а /2 к осям каждой секции 1 и 2, то отклонитель занимает искривленное положение, при котором угол между осями секций равен а. За счет взаимодействия выступов 12 штока 6 с выступами 11 нижнего фиксирующего элемента 8 секции 1 и 2 закрепляются в указанном положении, После ориентирования отклонителя осуществляют бурение скважины.
Герметизирующее кольцо 17 и уплотнительный элемент 18 предупреждают зашлакование полости корпуса отклонителя. В процессе бурения за счет шлицевого соединения 9 поршня 5 с верхней секцией 7 корпуса исключается вращение нижней секции
2 под действием вращающего момента.
Для изменения положения отклонителя прекращают подачу промывочной жидкости в полость бурильных труб. Под действием пружины 10 поршень 5 перемещается в верхнее положение, а выступы 12 штока 6 размещаются в верхнем фиксирующем элементе 7, связанным с нижним фиксирующим элементом 8 зубчатым зацеплением
13. После этого с помощью колонны бурильных труб вращают верхнюю секцию 1 корпуса по направлению движения часовой стрелки. Секции 1 и 2 корпуса поворачиваются одна относительно другой на 180О, а отклонитель занимает прямолинейное положение.
Формула изобретения
Отклонитель забойного двигателя, включающий корпус, состоящий из установленных одна над другой верхней и нижней секций, соединенных подшипником, ось которого наклонена под равным углом к осям секций, выполненный в полости верхней секции корпуса гидроцилиндр, ось которого совпадает с осью подшипника, установленный в гидроцилиндре с возможностью осевого перемещения подпружиненный
1640327
А-A
Фиг. 2
Составитель В.Родина
Техред M.Ìîðãåíòàë
Корректор Л.Патай
Редактор И,Шулла
Заказ 1005 Тираж 377 Подписн ое
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 поршень с полым штоком, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения конструкции, он снабжен жестко связанными с нижней секцией корпуса и установленными друг под другом верхним и нижним фиксирующими элементами, каждый из которых выполнен в виде расположенных с диаметрально противоположных сторон корпуса выступов, а шток поршня имеетдиаметрально расположенные выступы для поперемен5 ного взаимодействия с верхним и нижним фиксирующими элементами соответственно в верхнем и нижнем положении поршня, причем фиксирующие элементы смещены один относительно другого в окружном на10 правлении.


