Устройство для контроля бдительности машиниста локомотива
СОЮЗ СОВЕТСНИХ социАлистичесних
РЕСПУБЛИК (19) ()1) (gg)g В 61 L 3/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОсудАРстВенный номитет по изОБРетениям и ОтнРытиям пРи Гннт сссР (21) 3906014111 (22) 23,04 ° 85 (46) 07.04.91. Бюл. )1- 13. (71) Локомотивное депо "Лобня" Московско-Рыжского отделения железной дороги (72) Р,В,Лобовкин и В.В.Дроздов (53) 656.256 ° 3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1081049, кл. В 61 L 3/20, 1982, (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ
БДИТЕЛЬНОСТИ МАШИНИСТА ЛОКОМОТИВА, содержащее дешифратор автоматической локомотивной сигнализации, связанный с реле проверки бдительности, рукояткой бдительности, с выходом скоростемера и входом блока формирования команд предварительной сигнализации и торможения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено ключевым элементом, включенным в цепь питания обмотки реле проверки бдительн сти, счетчиком импульсов, элементами ИЛИ, .один из которых соединен одним иэ входов с вторым выходом скоростемера, элементами И, один из которых соедиИзобретение относится к железнодорожной ав томатик е .
Цель изобретения — повышение надежности.
На. чертеже представлена блочная схема устройства.
Устройство содержит блок l приема и обработки сигналов, дешифратор 2 нен одним выходом с вторым выходом дешифратора, второй — с третьим выходом дешифратора, соединенным с одним из входов третьего элемента
И, подключенного вторым входом к выходу блока предварительной сигнализации, а третьим входом — к рукоятке бдительности, и двумя элементами НЕ, через один из которых второй вход второго элемента И соединен с выходом блока предварительнай световой сигнализации, а через второй элемент НЕ к второму выходу скоростемера подключен один из входов четвертог,: элемента И, выход которого соединен с управляющим входом ключев0гc элеыен- д (0 та, а второй вход — с выходом второго элемента ИЛИ, подк.п ченнаго одним и другим входами к выходам соответственно счетчика импульсов и первого элемента И, соециненнога вторым входом с выходом второго элемента И, соединенного со счетным входам счетчика импульсов, вход сброса которого © соединен с выходом первого элемента
ИЛИ, соединенного вторым входом с выходом третьего элемента И. автоматической локомотивкай сигнализации, скоростемер 3, рукоятку 4 бдительности, локомотивный светофор
5, реле б рукоятки бдительности (РБР), лампу 7 предварительной световой сигнализации, электропневматический клапан 8 автостопа с генератором 9 звука, блок 10 формирования
1640005 команд предварительной сигнализации и торможение соединенные параллелъно и идентичные друг другу и ключевые элементы 11 и 12.
Устройство содержит также элементы И 13-16, два элемента HF. 17. и 18, два элемента ИЛИ 19 и 20.и счетчик
21 импульсов, Выход блока 1 приема и обработки сигнала и первые выходы скоростемера
3 и рукоятки 4 бдительности присоединены к соответствующим входам дешифpampa 2. Выход К-Ж сигнала "КрасныйЖелтый" с дешифратора 2 подключен 15 к первому входу элемента И 13, выход которого подключен к первому входу элемента ИЛИ 19, соединенного выходом с первым входом элемента И 16, управляющего работой соответствующего 20 ключевого элемента 11 или 12, отключающих реле 6 от рукоятки 4 бдительности»
Выход ЛП питания лампы дешифратора 2 предназначен для подключения к 25 источнику тока лампы 7 световой сигнализации и соединен с первым входом элемента И 14, выход которого соединен с вторым входом элемента И 13, а также с первым входом элемента 30
И 15, соединенного через элемент
ИЛИ 20 с входом сброса R счетчика 21, счетный вход которого присоединен к выходу элемента И 14.
Выход ЭПК-1 дешифратора 2 через блок 10 связан с электропневматическим клапаном 8 автостопа и через элемент НЕ 17 со вторым входом элемента
И 14 и вторым входом элемента И 15, третий вход которого соединен с выходом механизма рукоятки 4 бдительности, J подключенного также к первому входу ключе в ого зле ме н т а 1 2.
Второй выход скоростемера 3 через эЛемент НЕ 18 присоединен к второму входу элемента И 16 и непосредственно к второму входу элемента ИЛИ 20, Выход счетчика 21 присоединен к второму входу элемента ИЛИ 19„
Устройство работает следующим образом °
При подъезде к запрещающему сигналу путевого светофора на локомотивном светофоре 5 появляется красно-желтый огонь и на выходе К-Ж красно-желтого
55 сипнала дешифратора .2 — электрический сигнал, который подается на первые входы элементов И 13„
При очередной проверке бдительности машиниста на.выходе ЛП питания лампы дешифратора 2 появляется напряжение, что приводит к зажиганию лампы 7 и появлению потенциала на первом входе элемента И 14 через
4 б с после загорания лампы 7, Одновременно снимается потенциал с выхода дешифратора ЭПК-1, но на выходе блока 1О потенциал поддерживается в течение 4-6 с и подается на элемент НЕ 17, с выхода которого сигнал на второй вход элемента И 14 не поступает в течение этого времени. Нажатием рукоятки 4 машинист подает электрический сигнал через ключевые элементы 11 и 12 на реле б РБР тем самым снимается напряжение с лампы 7 и предотвращает срабатывание электропневматического клапана 8.
Если в течение 4-6 с после загорания лампы 7 машинистом не будет нажата рукоятка 4 бдительности, то с выхода блока 1О подается сигнал в электропневматический клапан 8, который приводит в действие генератор
9. На выходе элемента НЕ 17 появляется сигнал, поступающий на второй вход элемента И 14 с выхода которого сигнал поступает на второй вход элемента И 13. С выхода элемента
И 13 сигнал через первый вход элемента ИЛИ 19 подается на первый вход элемента И 16, на втором входе которого имеется сигнал, поступающий с выхода элемента НЕ 18, который выключается при остановке поезда. Сигнал с выхода элемента И 1б запирает ключевой элемент 11 Поэтому запоздалое нажатие рукоятки бдительности машинистом не приведет к подаче электрического напряжения к обмотке реле
6 из-за отключения цепи его питания ключевыми элементами 11 и 12, что приведет к немедленной остановке поезда, Таким образом, осуществляется требование повышенной бдительности к машинисту при подъезде к запрещающему сигналу.
Подключить обмотку реле 6 РБР к источнику питания в этом случае возможно только после полной остановки поезда и переводе реверсивной рукоятки в нулевое положение, что приводит к изменению знака потенциала на входе. элемента НЕ 18 и запиранию элемента
1640005
Дальнейшее движение возможно только после полной остановки поезда, когда исчезнет сигнал от работающего скростемера 3 на втором входе элемента И 16.
Если же машинист после одного пропуска звукового сигнала вовремя отреагирует на световой сигнал, то счетчик 21 вернется в исходное состояние до следующей очередной проверки.
Составитель В,Татарников
Техред С.Мигунова Корректор M. Самборская
Редактор Г,Гербер
Заказ 989 Тираж 315 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101
И 16, открывающего ключевые элементы ll и 12 °
При подъезде к любому сигналу путевого светофора и загорании лампы 7, если машинист нажимает на рукоятку
5 бдительности в течение 4-6 с, т,е ° до подачи звукового сигнала автостопа, иа выходах ЛП дешифратора
2, блока 10 предварительной световой сигнализации и рукоятки 4 бдительности появляется напряженке разрешающего сигнала, поэтому элемент И 15 открывается, Сигнал с выхода элемента И 15 через элемент ИЛИ 20 приходит на вход сброса счетчика 21, сбрасывая счетчик в исходное положение, Если машинист вовремя не отреагирует на световой сигнал лампы 7 и 20 нажмет на рукоятку 4 бдительности после начала звукового сйгнала, то на выходе блока 10 исчезает разрешающий сигнал, что приведет к немедленному срабатыванию элемента И 14, сиг- 25 нал с которого переведет счетчик 21 на одну позицию. При этом на выходе
6 счетчика 21 сигнал будет отсутствовать, так как машинисту разрешается один раз нажать на рукоятку 4 бдительности после начала звукового сигнала автостопа, Если такая же ситуация повторится при следующей очередной проверке, то счетчик 21 перейдет во вторую позицию, в результате чего на его выходе появится сигнал, который через элемент ИЛИ 17 поступит на первый вход элемента И 16 и заставит его сработать, что в свою очередь приведет к запиранию ключевых элементов
11 и 12 и к остановке поезда.


